
Наша сегодняшняя программа обещает быть парадоксальной — тревожной и радостной одновременно, поскольку мы будем размышлять о рае. Который — по христианскому учению — человечество однажды потеряло и с тех пор стремиться снова найти. Собственно, само слово «религия» напоминает нам о слове «лига» — связь, а возвратная приставка «ре» в слове «религия» подчеркивает, что связь когда-то — в раю — человек был связан с Богом так, как это только максимально возможно, а потом эта связь была утрачена и теперь ее нужно восстановить.
А можно просто подумать о том, что неслучайно в нашем языке слово «рай» — синоним всего хорошего, благостного, счастливого. Кстати, святой восьмого века преподобный Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение православной веры» говорит о рае, то есть Эдемском саду, как о — цитирую — «хранилище веселья и всякой радости». А еще подчеркивает, что Эдем переводится как «наслаждение». И все это очень ясно дает понять человеческую тоску о рае. Достаточно подумать о том, как часто выражение «потерянный рай» встречается в поэзии, песнях и даже просто в речи.
И тут возникает, как мне кажется, множество вопросов. Как можем мы мыслить о рае? Правильно думать о рае в чисто географических категориях — как о месте, как о пространстве, как о, собственно, саде в нашем понимании, окруженном некой оградой, за которую можно войти или выйти. Или — другая крайность — правильно мыслить о рае как о чистой метафоре, как о литературном образе Библии, который не связан с реалиями нашей повседневной человеческой жизни? Что же такой рай? И как человек может к нему стремиться? Ответы на эти вопросы будет искать сегодня вместе с нашими сегодняшними собеседниками.