
Знаете, о чём чаще всего спрашивают нас, работников свечных ящиков в храмах? Кому поставить свечку. То есть, какой именно святой лучше других может исполнить конкретную просьбу? Кто, например, отвечает за то, чтобы хорошо сдать экзамен? Кто помогает найти хорошую работу? Кому помолиться в житейских трудностях? Или так: «А перед этой иконой о чём просят?»
Честно скажу, порой теряюсь. Конечно, я знаю, что великомученик Пантелеимон, — целитель, а святитель Николай — покровитель путешественников. Но уверена, и тот, и другой не откажут в помощи, если их горячо попросить о решении других проблем, например, семейных.
Особенно это касается Богородичных икон. Молимся-то мы Царице Небесной. И главное — теплота и сердечность нашего обращения к Ней. Перед любой иконой. И всё же...
Есть иконы, у которых традиционно молятся как раз в особых случаях: это и «Неупиваемая Чаша», и «Всецарица», и «Прибавление ума»...
Несколько лет назад я убедилась, что костромская «Феодоровская» недаром почитается в народе как Помощница в деторождении. В тот год я очередной раз побывала на Её празднике в Костроме. Вернулась, как всегда, с небольшими подарками и святынями для родных и друзей.
Дочь моей подруги Анны, сама мама уже двоих сыновей, как раз снова ожидала прибавления в семействе. Вот я и передала ей небольшую иконку, приложенную к чудотворному образу, и пузырёк с освященным маслицем. Как рассказывала моя подруга, дочка, которая позиционировала себя человеком неверующим, молча приняла подарок и убрала в ящик комода.
Но вот пришло время чаду появиться на свет. Анне, по образованию акушерке, разрешили присутствовать при родах. Правда, к дочке она попала не сразу, а когда та уже измучилась безрезультатными попытками родить. Опытным взглядом оценив ситуацию, Аня начала действовать:
— Дочка, а где то, что тебе Лена из Костромы привезла? — спросила она.
— В палате, в тумбочке... — почти беззвучно ответила обессилившая женщина.
Спустя несколько минут Аня уже пела тропарь Богородице, написанный на обороте бумажной Феодоровской иконки, и крестообразно мазала освящённым маслом лоб и живот роженицы. Быстро завершив духовную подготовку, вместе с коллегами—медикам приступила к делу как профессионал. А дочка вдруг почувствовала в себе необходимые силы, успокоилась, и... через несколько минут Анна приняла в свои руки ещё одного внука, возвестившего о себе громким плачем.
Малыша назвали Фёдором. Нет, не бабушка посоветовала — сами родители выбрали это имя. А однажды, навещая малютку, Анна поправляла сбившуюся подушечку и увидела лежащую в изголовье кроватки ту самую иконку, Феодоровскую.
Следующим летом в Кострому я поехала не одна. С подругой. Во-первых, Аня горела желанием поблагодарить Богородицу. А во-вторых, было о чём и попросить. Ведь теперь прибавление ожидалось в семье у другой, младшей, Аниной дочери.
Беременность и роды прошли без проблем. Благодаря врачебному мастерству и, конечно, помощи Матери Божией. Ведь и мама, и дочка усердно молились у Её иконы. У той, перед которой просят как раз об этом. У Феодоровской.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер