
Старинное название Грузии – Иверия. Имя Христа в древней Иверии засияло на шесть с половиной веков раньше, чем на Руси – благодаря заслугам одной удивительной женщины.
Здравствуйте! С вами – писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святой равноапостольной Нине и книге Михаила Сабинина «Сад святой Нины».
Место действия — Иверия (теперь – Грузия).
Время действия — первая половина 4 века по Рождестве Христовом.
Известный церковный деятель и просветитель 19 века Михаил Павлович Сабинин родился в Тифлисе и всю свою жизнь посвятил изучению истории Грузинской Церкви. В 1877 году Сабинин написал книгу «Сад святой Нины», в которой подробно рассказывается о жизни святой Нины, просветительницы Грузии.
Сабинин во всех подробностях излагает родословную Нины, чтобы даже неверующие читатели убедились – речь идёт о реальной женщине, родившейся в Каппадокии.
Однажды во сне Нине явилась Божия Матерь и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа…». И Нина одна, не испугавшись трудностей, отправилась в Грузинское царство проповедовать учение Христа.
Автор книги «Сад Святой Нины» буквально следует по пятам отважной женщины и видит незнакомую страну её глазами.
Утомлённая от страха, голода и холода, босая, в рубище, с крестом в руках, остановилась она у озера Паравани… Доблестная дева, увидев впервые снежные высоты дикого Кавказа, поражена была зрелищем для неё новым. Подложив большой камень под голову, она заснула на берегу озера.
Многие годы Михаил Сабинин записывал старинные грузинские предания, собирал рукописные жития святых и церковные древности. И, конечно, он во всех подробностях изучил и перевёл на русский язык житие святой Нины – этот драгоценный памятник 4 века.
Тридцать пять лет продолжалось апостольское служение Нины. Она сумела обратить в христианство грузинского царя Мириана и его супругу – царицу Нану, многочисленных царских вельмож и простых крестьян. Император Константин Великий прислал в Иверию епископов, которые совершали таинство крещения над всеми жителями Мцхеты, древней столицы Грузии. Но и после этого святая Нина не оставила апостольских трудов. Она перебралась в горные области Восточной Грузии проповедовать Евангелие язычникам и поселилась в маленькой хижине возле селения Бодбе.
Получив известие свыше о своей близкой кончине, Нина отправила послание в царский дворец с просьбой прислать ей священника. Царь Мириан пожелал лично попрощаться с подвижницей. Царская свита вместе со священнослужителями, сопровождаемая толпами народа, отправилась в горы.
Вот как описывает Михаил Сабинин в книге «Сад святой Нины» последние часы земной жизни просветительницы Грузии.
Плач и рыдание окружавших были безмерны. Наконец потребовала она Святых Таин Тела и Крови Христовых. Епископ, совершив литургию, приобщил её… Нина завещала похоронить её тело в бедной куще. Дав всем последнее благословение и целование, мирно скрестила она святые апостольские свои руки и предала святую свою душу в руки Бога… оставив Грузии, в залог верности и ходатайства перед престолом Всевышнего, труженическое иссохшее от непомерных апостольских трудов святое тело, крест и Евангелие.
«Сад святой Нины» - так образно называют древнюю Иверию, ныне – Грузию. Святая равноапостольная Нина насадила здесь цветы христианского благочестия, которые цветут и по сей день.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в программе: «Прообразы: святые в литературе».
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема