Когда-то, в средние века, румынская Буковина (это предгорья Карпат) была частью княжества Молдова. Прошло время, но кажется, что за полтысячи лет ничего не изменилось. Те же буковые и сосновые леса, те же луга с сочной травой и пасущимися стадами. Те же крестьяне, возделывающие свои поля без всякой техники. Те же гнезда аистов на крышах крестьянских домов.
И в этой сельской идиллии - удивительные церкви и монастыри. Удивительные тем, что многие из них по внешнем фасадам покрыты яркими фресками.
В конце пятнадцатого века Молдова оказалась полем битвы между христианской Европой и Османской империей. Воевода Стефан III сражался с переменным успехом, но каждую свою победу отмечал строительством монастыря. Эту традицию поддержал его сын Петру Рареш. Именно при нем фасады храмов превратились в пестрые ковры из фресок.
Каждый буковинский монастырь — уникален.
Обитель в Воронце похожа на нарядную разноцветную шкатулку. Нетрудно заметить, что основной цвет на фресках здесь синий - да не простой, а очень глубокий. Искусствоведы даже придумали термин для необыкновенного оттенка - «воронецкая синь», или «воронецкая лазурь». Иногда Воронец называют Сикстинской капеллой Востока, и причина тому - фреска «Страшный суд». Она занимает весь западный фасад церкви и охватывает по своему содержанию сразу десятки глав Священного писания.
Изюминки монастыря в Молдовице - это батальная сцена «Осада Константинополя» и портретное изображение султана Мухаммеда среди грешников в очереди на Страшный суд. Считается, что именно в Молдовице наружные фрески сохранились лучше всего. Здесь авторы росписей отдавали предпочтение золотому и синему цветам - сочетание благородное и очень выразительное.
В Сучевице самая знаменитая фреска — «Лестница на небеса». Здешний монастырь - последний всплеск уникального таланта молдавских живописцев. И мы знаем имена художников, которые здесь творили. Это братья Иоанн и Софроний. Их любимым цветом оказался зеленый.
Современные румынские ученые провели масштабные исследования в надежде хоть немного разгадать феномен буковинского чуда. Почему краска слоем всего в четверть сантиметра сохранилась до сих пор практически в первозданном виде? Да еще сохранив яркий синий пигмент, который во фресках обычно разрушается самым первым. В чем здесь секрет?
Выяснилось, что молдавские художники добавляли в краску связующие вещества, которые получали из козьего сыра. Именно этот состав придал стойкость знаменитым росписям. И, не смотря на немилости матушки-природы, фрески монастырей Буковины радуют паломников по сей день.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема