Помните, у поэта Иосифа Бродского — такие строки:
«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».
Главное таинство христианской Церкви называется Евхаристия. С греческого переводится как «благодарение». Бездна смыслов в этом простом факте. Святые пишут, что в Таинстве Евхаристии — в хлебе и вине — как бы весь материальный мир символически становится благодарственной жертвой Богу. Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь, беспрестанно молитесь, за все благодарите». Честертон пишет, что благодарность дает самую большую радость, какая только ведома людям: человек ощущает себя полностью зависимым от Бога — и чувствует себя в надежных руках.
Так ток высокого напряжения благодарности течет всё шире и шире по всей христианской культуре и дотекает до нас.
И все же я не могу отделаться от ощущения, что призыв благодарить Бога просто потому, что благодарить — это правильно, — неполноценен. Он не описывает ситуацию до конца. Мало ли на свете правильных нужных вещей? И уповать на Бога — нужно. И слушаться Бога — нужно. И вопрошать перед Богом — нужно. И все это взаимосвязано. Но почему-то из всех простых доступных человеку действий именно императив благодарности так часто возникает в разговоре о нашей вере…
Возможно, дело здесь в том, что именно феномен благодарения наиболее точно и полно выражает, кто такой человек по отношению к Богу и кто такой Бог по отношению к человеку. И на чем вообще могут строиться отношения человека и Бога.
Митрополит Антоний Сурожский часто обращает внимание своих слушателей на то, что в природе Бога нет никакой неполноты. В ней, говоря словами апостола Павла, всё «да» и «аминь». Она содержит в себе самой всё и до конца. Нет ничего, в чем Бог мог бы испытать нехватку. И значит, нет ничего, что человек мог бы Богу прибавить своими действиями. Любое приношение человека Богу — нужно не Богу, а самому человеку, чтобы хоть как-то выразить себя. А Бог и без этого может дать человеку всё — и не в ответ на просьбу, хотя и так тоже. Что важнее, Он может дать всё — и просто так. Так что же может немощный человек принести абсолютно самодостаточному Богу? Только благодарение.Ничего другого мы принести Богу просто не способны.
Так императив благодарения указывает нам на что-то важное в нас самих и в Боге, в которого мы верим.
Почему-то удивительно радостно на сердце от этой мысли. Быть может, радость, рожденная благодарностью, несравнима ни с одной другой радостью. И христианину в этом смысле — удобно. Он всегда в неоплатном долгу перед Богом. А значит, всегда есть, за что благодарить.
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Святой Григорий Синаит родился во второй половине XIII века в Малой Азии. В молодости юноша был пленён османскими турками, напавшими на его родное село. Пленников увезли в древнегреческий город Лаодикию, что находится на территории современной Турции. Из плена будущего схимонаха выкупили греческие христиане. Верующих поразило пение заключённых на церковной службе. Турки отпускали узников в храм, находившийся рядом с их военным лагерем. Там жители и услышали псалмы и каноны в исполнении Григория и хора пленных. После освобождения юноша постригся в иноческий чин и до конца жизни нёс монашеский подвиг. Уже став опытным духовным наставником, схимонах Григорий сам начал писать церковные песнопения. Святой так говорил своим ученикам:
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим».
Все выпуски программы Слова Святых
Платья из чистого льна. Наталья Разувакина
В Переславле-Залесском есть медово-сувенирная лавочка у дороги, хозяйке которой, моя приятельнице, я помогала в качестве продавца в самый горячий сезон — летом, когда в городе много туристов и торговля идёт особенно бойко. Согласившись на новый опыт из любопытства, я оказалась за прилавком. Несколько дней стажировки с напарницей, и вот, я совсем одна. И так ловко у меня всё получается! Так красочно рассказываю я заезжим покупателям и об изделиях местных мастеров, и о сортах меда, а рыбу-ряпушку кладу на весы так, будто всю жизнь этим и занималась! Чувствую, что мне очень идёт льняной передник с вышитыми подсолнухами. Я тружусь с удовольствием.
А главное — с моим появлением в лавке вдруг стали хорошо раскупаться дорогие платья в народном стиле! Платья из чистого льна. Хозяйка рада и только руками разводит от удивления. Ты, говорит, — живая реклама! А мне приятно, да и процент с выручки идёт хороший.
В один из таких дней зашёл ко мне в лавочку ранним утром покупатель — жизнерадостный белозубый брюнет. Улыбка от уха до уха. Он направлялся из Мурманска в Москву, а к нам заехал по пути — в предвкушении яркого отпуска. Казалось, он готов был скупить всё. Глаза его горели при виде кувшинов из керамики, медных колокольчиков, пакетиков с целебными травами... А я еле успевала упаковывать товары. Мы дружелюбно общались, он делился планами и даже приглашал в гости.
И тут взгляд его упал на те самые платья. Вот бы любимую жену обновкой порадовать! Супруга, кстати, просто не пожелала идти по жаре в лавку, осталась в машине. И по телефону разрешила ему купить платье на свой вкус. А примеряла я. Мужчина смотрел восхищённо, всё повторял, что жена у него такая же высокая и стройная. Мне было приятно — и тщеславие моё расцвело пышным цветом. С трудом выбрав одно из двух приглянувшихся платьев, счастливый отпускник расстался с довольно большой суммой и поспешил к машине, держа по нескольку пакетов в каждой руке.
Я же осталась вполне довольная собой. Да вот ненадолго: обнаружила, что большая керамическая кружка, что так понравилась северянину, стоит забытой на прилавке! Упакованная! Он за неё заплатил... Выскочила на улицу — но его, конечно, и след простыл. Я расстроилась очень и очень. Выручку-то я сделала, да. Но вот настроение доброму человеку в самом начале отпуска наверняка подпортила! Как же я не заметила, не проверила, все ли покупки он забрал? Как же я позволила себе увлечься общением, растаять от комплиментов?
Ничего не оставалось делать — только тихонько молиться. Я просила Господа как-то утешить моего мимолётного знакомого, загладить последствия моего греха. Очень хотелось, чтобы улыбка на лице покупателя не сменилась выражением досады.
А ближе к вечеру он вернулся. Нет, не за кружкой. Её отсутствия он просто не заметил. За вторым платьем для жены! Решил вдруг: надо брать оба! А я обрадовалась ему, как родному. И платье продала, и кружку отдала.
Получила урок надолго: всё, что ты делаешь, нужно делать хорошо. Даже если работа временная и тебя за неё и так хвалят. Не собою любоваться надо, а о людях думать. Казалось бы — азбучные истины, но и их нам Господь напоминает, как детям... И любит нас — чад своих. Ведь и эта история закончилась просто прекрасно.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение