Помните, у поэта Иосифа Бродского — такие строки:
«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».
Главное таинство христианской Церкви называется Евхаристия. С греческого переводится как «благодарение». Бездна смыслов в этом простом факте. Святые пишут, что в Таинстве Евхаристии — в хлебе и вине — как бы весь материальный мир символически становится благодарственной жертвой Богу. Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь, беспрестанно молитесь, за все благодарите». Честертон пишет, что благодарность дает самую большую радость, какая только ведома людям: человек ощущает себя полностью зависимым от Бога — и чувствует себя в надежных руках.
Так ток высокого напряжения благодарности течет всё шире и шире по всей христианской культуре и дотекает до нас.
И все же я не могу отделаться от ощущения, что призыв благодарить Бога просто потому, что благодарить — это правильно, — неполноценен. Он не описывает ситуацию до конца. Мало ли на свете правильных нужных вещей? И уповать на Бога — нужно. И слушаться Бога — нужно. И вопрошать перед Богом — нужно. И все это взаимосвязано. Но почему-то из всех простых доступных человеку действий именно императив благодарности так часто возникает в разговоре о нашей вере…
Возможно, дело здесь в том, что именно феномен благодарения наиболее точно и полно выражает, кто такой человек по отношению к Богу и кто такой Бог по отношению к человеку. И на чем вообще могут строиться отношения человека и Бога.
Митрополит Антоний Сурожский часто обращает внимание своих слушателей на то, что в природе Бога нет никакой неполноты. В ней, говоря словами апостола Павла, всё «да» и «аминь». Она содержит в себе самой всё и до конца. Нет ничего, в чем Бог мог бы испытать нехватку. И значит, нет ничего, что человек мог бы Богу прибавить своими действиями. Любое приношение человека Богу — нужно не Богу, а самому человеку, чтобы хоть как-то выразить себя. А Бог и без этого может дать человеку всё — и не в ответ на просьбу, хотя и так тоже. Что важнее, Он может дать всё — и просто так. Так что же может немощный человек принести абсолютно самодостаточному Богу? Только благодарение.Ничего другого мы принести Богу просто не способны.
Так императив благодарения указывает нам на что-то важное в нас самих и в Боге, в которого мы верим.
Почему-то удивительно радостно на сердце от этой мысли. Быть может, радость, рожденная благодарностью, несравнима ни с одной другой радостью. И христианину в этом смысле — удобно. Он всегда в неоплатном долгу перед Богом. А значит, всегда есть, за что благодарить.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема