Для многих неверующих людей, с которыми я общаюсь, камнем преткновения в христианстве является излишнее «унижение» верующих, как они считают. «Ну какой я тебе раб Божий?» — спрашивает меня мой приятель.— «Не желаю я быть ничьим рабом: мне и на свободе неплохо живется!»
И вот недавно я прочитала интересную мысль, которой планирую в скором времени поделиться с моим неверующим приятелем: «„Раб“ в евангельском смысле — это не словесное и безвольное животное, а тот, кто готов к делу, тот, кто не боится работы». Не зря слова «раб» и «работа» — одного корня. Господь не хочет от нас беспрекословного и бездумного подчинения, и тем более — нашего унижения. Ему нужно соработничество с нами: наши деяния для Него.
К тому же, как ни удивительно, парадокс в том, что человек не способен стать свободным, не став рабом Божьим. Апостол Павел писал: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Что это за свобода?
Свобода от греха, от страстей, свобода любви. Об этом знаменитые слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Показателен пример, который часто приводят как пример крайнего унижения — раскаявшаяся грешница из 7-й главы Евангелия от Луки. «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.»
Пытаюсь представить себя на месте этой женщины. Слезами мыть ноги и вытирать волосами... Какое забытье себя для этого нужно, полное растворение в Христе! Кто-то назовет её поступок унижением. Но это не унижение. Унижение — это когда мы поступаемся своими принципами, делаем что-то против нашей души, при человеке, которого мы не уважаем (даем взятку чиновнику, например). То, что сделала эта женщина — это настоящий подвиг любви и смирения.
Мне кажется, смысл любви в том, чтобы выйти за пределы своего «я», преодолеть свое эго. Главное в настоящей любви не брать, а отдавать: радость обретения смысла и забвения себя в заботе о близком человеке. Митрополит Антоний Сурожский так писал об этом: «Любить — значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить — значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого. Это означает: постольку, поскольку нужно, я готов не быть, чтобы он был. В конечном итоге полюбить значит умереть для себя самого совершенно, так, что и не вспомнишь о себе самом, — существует только другой, по отношению к которому мы живем».
Чтобы семья Натальи жила в тепле и безопасности

Семья Бакитько – муж, жена и двое маленьких детей – живут в небольшом посёлке в Луганской области, пострадавшем от боевых действий. Несмотря на все испытания супруги сами не падают духом и не дают унывать другим. Они заботятся об одиноких стариках, а ещё не так давно организовали пункт выдачи гуманитарной помощи. Кроме этого, глава семьи своими силами соорудил для всех колодец, ведь посёлок остался без воды.
Полтора года назад супруги, тогда ещё без детей, ютились в разрушенной снарядами пятиэтажке. Их квартира чудом уцелела – единственная во всём здании, но оставаться долго в ней было нельзя. Добрые люди помогли семье перебраться в частный старый дом. Внутри он сильно обветшал, и супруги начали самостоятельно приводить его в порядок. На выручку им пришли соседи и православная служба «Милосердие Казань». Сотрудники и волонтёры службы регулярно поддерживают жителей Луганской Народной Республики, в том числе привозят гуманитарную помощь и не только. Семье Бакитько передали нужные стройматериалы и помогли с ремонтом, который завершился этой весной. А недавно для них закупили генератор и солнечные батареи, чтобы в доме были свет и тепло.

Сейчас сотрудники службы «Милосердие Казань» хотят поддержать семью Фроловых из Саратовской области. Наталья с сестрой и тремя детьми живут в старом сельском доме. Там чисто, светло и уютно, но при этом сыро и холодно. Недавно сломался их газовый котёл и его необходимо заменить. Обе женщины работают, но позволить себе новый котёл не могут.
На сайте православной службы «Милосердие Казань» открыт сбор на помощь семье с тремя детьми, и у вас есть возможность принять в нём участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Влияние Первого Вселенского Собора на жизнь Западной Церкви». Георгий Захаров
У нас в студии был доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Георгий Захаров.
Разговор шел о том, как решения и постановления Первого Вселенского Собора 325-го года отразились в жизни Западной Церкви в последующие века.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора; (эфир 16.06.2025)
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора; (эфир 17.06.2025)
Третья беседа с Георгием Захаровым была посвящена постановлениям Собора, связанным с устройством и жизнью Церкви; (18.06.2025)
Четвертая беседа с Петром Пашковым была посвящена отражению решений Собора в последующей жизни Восточной Церкви. (19.06.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 60-летие зам.главного редактора журнала «Фома» Владимира Гурболикова, начало журнала «Фома»;
— День начала Великой Отечественной войны;
— Тема ВОВ в искусстве, музыке и кино;
— Проповедь Православия в современном мире, миссионерство в интернете;
— Интервью Патриарха Кирилла изданию «Коммерсантъ» в преддверии Петербургского международного экономического форума.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер