
Фото: Willian Justen de Vasconcellos / Unsplash
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
17 мая. О подвиге Священномученика Альвиана Анейского

Сегодня 17 мая. День памяти Священномученика Альвиана Анейского, пострадавшего за Христа в 304 году.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святой священномученик Альвиан был епископом в небольшом городе к югу от Эфеса. Жил он в IV веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане языческие жрецы любыми средствами стремились заставить христиан города Анеи употребить в пищу идоложертвенное. Они схватили епископа Альвиана, чтобы заставить святителя нарушить заповедь и своим примером вовлечь других христиан в грех идолопоклонства. Но святитель наотрез отказался принести жертву языческим богам. Тогда его подвергли жестоким пыткам, но и при этом он не издал ни единого звука. Опасаясь, что примеру стойкости в вере епископа последуют другие христиане города Анеи, и желая добиться смертного приговора для святого, жрецы сообщили правителю провинции, что Альвиан оскорблял императора, идолов, а также призывал народ к мятежу. По ложному обвинению Альвиана безжалостно истязали, а после издевательств развели большой костер на окраине города, на который святой взошел сам, славя Христа. После казни христиане города Анеи собрали святые мощи священномученика Альвиана и захоронили недалеко от места мучений. Пример жизни святого священномученика Альвиана, епископа Анейского, показывает, насколько важна верность Христу, стойкость в исповедании своего упования на Бога. И это пример благочестивой жизни не только для самого христианина, но и для тех, кто его окружает.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О свободе от греха

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
О свободе от греха — игумен Лука Степанов.
Человеку свойственно искать свободу, как самое главное сокровище. Лишенный свободы лишается заживо самой жизни. А вот Господь дает в этих словах подлинные ориентиры для того, чтобы душа не рабствовала. А это освобождение от власти грехов, которое дарует душе сам Христос. Тому дает, кто приходит к Нему с мольбой об этом. Бог всемогущ, и это всемогущество признает обращающийся ко Господу с покаянной молитвой: «Господи, прости, очисти мое согрешение! Верую, яко можешь сие сотворити». И вот таким образом обещает Господь свободу от рабства страстям, от того жалкого состояния, в котором оказалось человечество после грехопадения. Потому для каждого из нас есть рекомендация Священного Писания Нового Завета и от уст самого Господа, и от апостольских поучений: искать лучшее для души своей на поприще освобождения от страстей покаянием пред Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О трудах Сергея Соловьёва

Сегодня 17 мая. В этот день в 1820 году родился историк Сергей Соловьёв.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын протоиерея, законоучителя, к 12 годам уже несколько раз прочитал Николая Михайловича Карамзина и определился в своём призвании как историк, получив блестящее образование. Знаток древних языков, выпускник историко-филологического факультета, Сергей Михайлович, конечно же, знаком был со школой западноевропейских историков и, занимаясь древностью, изучением истории Вольного Града — Великого Новгорода, изучая наследственное право князей Рюриковичей, соединял глубину исторического ведения, свойственного православному учёному, со многими западными воззрениями на всемирно-исторический процесс. Его знаменитая «История» остаётся одним из самых объёмных трудов по этому предмету. Интересно, что он преподавал историю будущему государю-миротворцу Александру III. Вместе с тем историки начала XX столетия в России уже выходили из-под влияния западноевропейского концепта, отдавая дань персоналистической религиозной философии, вне которой невозможно постигать историю мысли о ней абстрактно, как внеличностном процессе с его закономерностями. Тем не менее, сегодня ни один историк не обходит стороной фундаментальные труды Сергея Михайловича Соловьёва, человека обширнейших интеллектуальных горизонтов, входящего в энциклопедии патриота России, и мы обретаем источник вдохновения для представителей научно-исторической мысли в трудах Сергея Михайловича Соловьёва.
Все выпуски программы Актуальная тема