Псково-Печерский монастырь находится в шестидесяти километрах к западу от Пскова, у границы с Эстонией. Он был основан во второй половине пятнадцатого века. История обители началась с пещерного храма, который выкопал преподобный Иона в холме из песчаника. Церковь освятили в честь Успения Божией Матери — так называют переход Пречистой Девы от земного бытия в Жизнь вечную. Первой монастырской святыней стала икона, посвящённая этому торжеству. На изображении Богородица представлена одновременно лежащей на смертном одре в окружении скорбящих апостолов и пребывающей в виде спелёнатого младенца на руках у Спасителя.
В 1473 году по молитвам перед образом Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре исцелилась паломница. Так началась череда чудес, которые Небесная Заступница являла верующим через Свою святыню. Псково-Печерский образ Успения широко прославился, его почитал царь Иван Грозный. В 1571 году по велению правителя для реликвии изготовили золотой оклад.
Особую известность икона приобрела в 1581 году, во время осады Пскова польскими войсками. За несколько дней до нападения Богородица явилась старцу Псково-Печерской обители, монаху Дорофею. Царица Небесная предупредила о грозящем бедствии и повелела псковичам держать пост и служить молебны перед образом Успения. Горожане исполнили наказ Божией Матери. Враги полгода осаждали Псков, пытались штурмовать город, но так и не взяли его.
Ещё одно чудо Пречистая Дева явила псковичам во время войны с Наполеоном. В октябре 1812 года французская армия захватила Полоцк и направлялась к Пскову. Узнав об этом, верующие вынесли из монастыря образ Успения Богородицы и с молитвой прошли с ним вокруг города. На следующий день русские войска освободили Полоцк, и угроза для Пскова миновала.
Почитание чудотворной иконы не прекращалось даже в советское время. Псково-Печерский монастырь оставался тогда единственной действующей обителью в России. Поток паломников к образу Успения Богородицы не иссякает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Автопортрет и зеркало. Анна Тумаркина
С самого раннего детства мне, да и почти всем знакомым девочкам, объясняли, что долго в зеркало смотреться неприлично. А уж красоваться перед зеркалом и вовсе стыдно. Очень многие отрицательные героини сказок, стихотворений и фильмов ну просто ни минуты не могли прожить без любимого зеркала. Особенно хорошо запомнилась злая мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Однако, девочку, и еще больше девушку-подростка трудно представить без зеркала. Каждая из нас носила при себе маленькое зеркальце в сумочке, каждая из нас смотрела на себя в зеркало в ванной комнате, прихожей, спальне, да где угодно. Девушки любят зеркала.
Будучи художником-любителем, я нарисовала множество пейзажей, цветов, птиц, фантастических животных. Долгое время хотела, но не решалась написать автопортрет. Мне казалось, что рисовать саму себя — то же самое, что бесконечно долго смотреться в зеркало. Мало того, создать себе эдакое вечное зеркало, любоваться на него. Смотрите, мол, какая я красивая! Гордыня, самолюбование?
Я видела множество автопортретов великих мастеров, от классиков эпохи возрождения до современных новаторов. Понимала умом, что не в гордыне дело. Что гордыня не питает, а скорее губит и вытесняет настоящее искусство, подменяя его банальностью и пошлостью. Кроме того, часто для художника самая доступная, самая естественная и изученная модель—это он сам.
Долго я не решалась приступить к работе над собственным автопортретом.
А потом мне случайно попался отрывок воспоминаний художницы Маргариты Сабашниковой, жены поэта Максимилиана Волошина. Однажды она приехала в Верхотурский монастырь к известному старцу Макарию Октайскому за духовным советом. Вот что сказал ей отец Макарий по поводу живописи:
«Бог на всех вещах напечатлел Свой лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять его... с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок—это Его лик».
Меня осенило: если даже в камне Господь запечатлел Свой Лик, то что такое человек, как не Божий Автопортрет? Ведь сказал Господь: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему!»
Мне думается, что, Господу, когда Он создавал нас, не требовалось множество маленьких живых одинаковых отражений. И Творец наделил нас уникальными индивидуальными неповторимыми чертами. И мне кажется, что для верующего художника автопортрет — просто еще одна возможность выразить благодарность Богу.
Для меня работа над автопортретом стала поводом познакомиться с собственной индивидуальностью. Увидеть в ней проявление акта Божественного творения. Произнести в молитве слова благодарности за бесценный подарок — за то, что ношу образ Божий. За то, что имею твердую надежду по любви и милосердию Господи однажды обрести Его подобие. За радость открытия, что каждый из нас — автопортрет Господа. Какая дерзость так думать! И какая радость!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.