
Фото: James Coleman/Unsplash
Протоиерей Георгий Бреев, долгие годы служил настоятелем Богородице-Рождественского храма в Крылатском. К нему за духовными и житейскими советами шли не только москвичи, но и съезжались люди со всей России. Они в один голос утверждают, что отец Георгий обладал особой, удивительной, только ему свойственной манерой общения. В этом могут легко убедиться и те, кто возьмёт в руки книгу с кратким и оптимистичным названием «Радуйтесь!» — сборник интервью и бесед с отцом Георгием Бреевым, который составила журналист, писатель, главный редактор «Семейной газеты» Наталия Голдовская.
Наталия знакома с отцом Георгием много лет; но, кажется, интервью с батюшкой получились такими тёплыми и по-домашнему душевными не только поэтому. А ещё и потому, что автор, задавая вопросы, сумела раскрыть перед читателем самые яркие грани характера своего героя: доброжелательность, сердечность, искренность и открытость. Наталия деликатно подавала темы для бесед, а отец Георгий увлекательно и подробно на них рассуждал. И хотя с той поры прошли годы и батюшка уже покинул наш мир, остались эти живые и яркие встречи — интересные, запоминающиеся и радостные.
На страницах книги, вызывающей позитив уже одним своим названием «Радуйтесь!», протоиерей Георгий Бреев размышляет о том, чему, собственно, радоваться, когда вокруг любого человека полно проблем, тревог и волнений? Где найти повод для настоящей радости, где отыскать её неиссякаемый источник? В Евангелии — уверен отец Георгий. Радоваться и веселиться заповедал людям сам Христос. И апостол Павел призвал: всегда радуйтесь! Каждому доступен способ наполнить свою жизнь радостью в Евангельском смысле этого слова, и отец Георгий в своих беседах подсказывает, как сделать первые шаги на этом пути.
Суть истинной радости — радости о Боге — во всей полноте отражена в церковных праздниках, говорит батюшка. К примеру, Рождество — в этот день Бог не просто пришёл на землю. Он вочеловечился, принял наше естество, чтобы все мы в итоге смогли принять естество Божественное. И то, что Господь назвал себя Сыном человеческим, показывает, до какой степени Он любит нас. А значит, мы не одни, с нами — Бог. Это ли не повод для радости?!
Размышляет отец Георгий на страницах книги и о другом радостном празднике — Пасхе, Светлом Христовом Воскресении. Господь победил для всего рода людского ужас смерти, вечной тьмы. Показал, что природа человеческая через смерть придёт к воскресению, что верующие в Него будут иметь жизнь вечную. Большей радости и быть не может, — пишет батюшка.
У каждого человека обязательно есть его собственные большие и маленькие земные радости: семья, друзья, встречи, путешествия. Дружеский совет отца Георгия Бреева чаще напоминать себе о них и подбадривать близких и самих себя Евангельским призывом: «Радуйтесь!»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер