На заре основания Санкт-Петербурга Пётр Первый привёз в северную столицу список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Через семьдесят лет после этого Павел Первый объявил конкурс на проект нового парадного собора, чтобы создать достойное хранилище для святыни. Император высказал единственное пожелание – новый храм должен быть похожим на собор святого Петра в Риме. В конкурсе приняли участие самые видные архитекторы того времени – Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон. Однако ни один проект не был утверждён.
Царское одобрение неожиданно получила работа молодого русского архитектора Андрея Воронихина. Талантливый зодчий-самородок не мог лично представить проект к царскому двору – это было бы дерзостью для вчерашнего крепостного. За Воронихина хлопотал бывший хозяин, граф Николай Строганов, который и стал главным попечителем строительства.
Надо сказать, что проект Андрея Воронихина и поныне остаётся уникальным образцом храмового зодчества. Перед молодым архитектором стояла нелёгкая задача – своим парадным фасадом новый собор должен был украсить Невский проспект. По правилам церковного строительства это было почти невозможно – ведь алтарь православной церкви всегда обращён на восток, в данном случае – в сторону нынешнего канала Грибоедова. То есть, к Невскому собор вынужден развернуться не лицом, а боком. Многие и сейчас удивляются, когда узнают, что знаменитая гранитная колоннада Казанского собора – это именно боковой вход в храм. Если посмотреть на собор сверху, то 96 колонн – это не парадное крыльцо крестообразного здания, а словно единственное крыло, ассиметрично раскрытое в сторону Невского проспекта.
Внутреннее помещение храма своим богатым убранством напоминает парадный зал царского дворца, это впечатление усиливают многочисленные скульптуры и барельефы. Колонны зрительно поднимают потолок на головокружительную высоту, благодаря высоким окнам пространство наполнено светом, купол словно парит в воздухе.
Центральный иконостас выполнен из трофейного серебра, отнятого в 1812 году у французов. Казанский собор, кстати сказать, сыграл определённую роль в победе над Наполеоном – перед началом военных действий главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов прикладывался здесь к чудотворному Казанскому образу. Сейчас в храме находится могила прославленного военачальника. По-прежнему хранится здесь и старинная Казанская икона.
Найти Казанский собор не составит труда. Нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор», выйти к каналу Грибоедова – и окажешься как раз напротив того места, где, по словам Осипа Мандельштама «На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг».
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема