
Подвеска-подсвечник в монастыре Катамон (прав. Симеона Богоприимца) в Иерусалиме. Источник: orthodox-jerusalem.ru
Один из районов новой части Иерусалима носит греческое название Катамонас, или Катамон, что переводится как «рядом с монастырем». До двадцатого века это был заброшенный участок земли, лишь две православных обители оживляли пейзаж – монастырь Святого Креста, что неприступной крепостью стоит посреди долины, да Сан-Симон на вершине высокого холма. С появлением автомобилей люди стали иначе относиться к расстояниям, оказалось, что Катамон не так уж и удален от центра Иерусалима. После второй мировой войны землю вокруг монастырей стали активно скупать православные арабы, как грибы здесь вырастали роскошные виллы. И Сан-Симон – монастырь святого Симеона Богоприимца - оказался в центре респектабельного городского района.
Возникла обитель в конце девятнадцатого века усердием греческого монаха Авраамия. Из Предания он знал, что на юго-западе Иерусалима в евангельские времена стоял дом праведного Симеона, где-то здесь должен находиться и семейный склеп, в котором был погребен старец, называемый Богоприимцем. Авраамий решил отыскать реликвии, хранящие память о человеке, который принял на руки младенца Христа, когда Его впервые принесли в храм. Монах купил участок земли и начал раскопки. Одновременно с раскопками он вел работы по благоустройству окрестной территории – освобождал почву от камней, удобрял ее, сажал масличные и фруктовые деревья. Сегодня, глядя на роскошный сад, который окружает небольшую обитель, остается только удивляться, какой колоссальный труд проделал самоотверженный инок.
Поиски Авраамия также увенчались успехом – он обнаружил в скале погребальные пещеры с могилами, вытесанными из камня и человеческими останками в них. Позднее ученые нашли наскальную надпись, которая подтвердила, что захоронение принадлежит священническому роду праведного Симеона. Удалось определить, какие из останков принадлежат святому, позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а затем в Хорватию. В Катамоне, в монастыре Симеона Богоприимца хранится лишь частица его останков. Она находится в алтаре храма, который возведен над могилой праведника.
Церковь святого Симеона очень маленькая – одиннадцать метров в длину, четыре в ширину. Гробница праведника находится в левой ее части. Это каменное углубление в полу, огороженное кованой решеткой и прикрытое сверху белой мраморной плитой на четырех столбах. Над могилой возвышается резная деревянная сень тончайшей работы.
Район Катамон находится в нескольких минутах езды от Старого города, из центра сюда вас мигом домчит тринадцатый автобус. А можно и пешком пройтись – прогулка займет около получаса. Есть мнение, Катамон – один из самых красивых районов современного Иерусалима.
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема