Если встать в Нижнем Новгороде на берегу Оки возле здания знаменитой Ярмарки, то зрелище перед вами предстанет изумительное. На противоположном высоком холме, плавно спускающемся к реке, стоит белокаменный БлаговЕщенский монастырь. Смотреть – не насмотреться!
Благовещенская – самая древняя нижегородская обитель. Ее основал князь Юрий Всеволодович в начале тринадцатого века. Правда, монастырю в самом начале своей истории пришлось пережить нелегкие времена. Сначала эрзянский князь Пургаз во время своего набега на Нижний выжег Благовещенский дотла. Едва обитель оправилась после разорения, как ее постигла новое несчастье – с горы, высящейся над монастырем, обрушилась лавина снега и разрушила большинство построек. Какую силу духа нужно было иметь инокам, чтобы вновь взяться за возрождение обители!
Монастырь не просто был возрожден – он стал украшением Нижнего Новгорода. В великолепном белоснежном ансамбле на горе выделяется главный собор обители – Благовещенский. Он был построен в семнадцатом веке взамен обветшавшего древнего храма. Его мощные стены с широкими полукружьями на карнизе и луковичными куполами напоминают строй богатырей в кольчугах и шлемах.
А вот у Успенской церкви облик наоборот - нежный, изящный и весьма необычный. Своеобразность в том, что храм увенчан двумя стройными ажурными шатрами. Именно об этих башенках писал Тарас Шевченко, проживавший некоторое время в Нижнем Новгороде: «Какие они красавицы! Точно две прекрасные чистые отроковицы грациозно подняли свои головки к Подателю добра и красоты».
Особняком, выступая вперед к реке, расположена на территории Благовещенского монастыря Алексеевская церковь. Она построена позже других храмов обители, в девятнадцатом веке, в характерном для того времени классическом стиле. Несколько поколений нижегородцев, а вернее сказать горьковчан – ведь в советское время город носил имя своего земляка-писателя, помнят стройную колоннаду, окружавшую это небольшое ладное здание. Все те долгие годы, когда монастырь был закрыт, в Алексеевском храме находился планетарий, и школьники изучали звездное небо, глядя на церковный купол. И только в 2005 году храм был возвращен церкви.
До Благовещенского монастыря можно добраться от Нижегородского железнодорожного вокзала буквально за несколько минут – сюда идут многочисленные автобусы и маршрутки. И это будут очень приятные минуты – путь, пролегающий вдоль берега Оки, невероятно красив!
21 мая. О Боге как Свете

В 1-й главе 1-го Послания апостола Иоанна есть слова: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
О Боге как Свете — священник Алексий Долгов.
Эти слова святые апостолы слышали от самого Христа, который себя самого называл светом. Ученикам Христа, вышедшим на проповедь Евангелия, нужно было объяснить людям, кто такой Бог, которого они проповедуют, и кто такой Христос, распятый и воскресший. Бог сам о себе открыл, что Он есть свет.
Светом святые отцы называют всё доброе, справедливое и святое. Бог является всей истиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи.
Христос говорил и показал своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорный, безусловный свет, то в Нём нет ни следа тьмы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Бог, будучи истинно по существу светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нём путём добродетелей. Поэтому святые — это свет по причастию. Они через любовь к Богу оказываются в свете.
Собственно, противоположное состояние и есть настоящая тьма, зло и грех. Преподобный Иустин Попович говорит, что Бог есть свет, а дьявол есть тьма. Бог есть жизнь, а дьявол есть смерть. Бог есть истина, а дьявол есть ложь.
Только из-за врага рода человеческого люди не могут увидеть смысл этого мира и настоящую цель жизни — прийти к свету. Своей тьмой дьявол делает людей слепыми, мешая им видеть, что мир есть такой на самом деле и что есть настоящая жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О наставлениях преподобного Арсения Великого

Сегодня 21 мая. День памяти преподобного Арсения Великого, жившего в пятом веке.
О его наставлениях — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Арсений Великий давал такое наставление: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти». Внешнее занятие — это понятно, это наше действие во внешнем мире, наши поступки. Что значит внутреннее занятие? Внутреннее занятие — это «умная» деятельность, то есть то, что происходит в наших мыслях, в нашей голове.
И преподобный Арсений говорит о том, чтобы наше внутреннее делание, наши мысли настолько, насколько возможно, были согласны с Божьей волей, с Божьими заповедями. И только тогда мы сможем победить внешние страсти.
Борьба с внешними страстями без внутреннего делания совершенно бессмысленна. Наши действия не рождаются спонтанно. Каждое действие начинается с помыслов, с мыслей, роящихся в нашей голове. Если мы не научимся контролировать наши мысли, если не научимся следить за нашими помыслами, то не сумеем победить ни одной страсти.
Очень непросто научиться контролировать свои мысли, но этому необходимо учиться. И если приложим усилия и запасёмся терпением, то обязательно победим с Божьей помощью. Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед, победа над собой.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О трудах евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня 21 мая. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
О его трудах — священник Августин Соколовски.
Как нам, православным христианам, надлежащим образом почтить память святого апостола? Помолиться за богослужением, причаститься святых Христовых Тайн, вспомнить его труды и подвиги и, главное, перечитать книги Нового Завета, оставленные Иоанном Церкви. Это само Евангелие, три Соборных Послания и Откровение, по-гречески «Апокалипсис».
Полное название этой книги, указанное в самом её начале, — Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. По причине особенной любви и почтения святой Церкви к личности святого апостола, в предании утвердилось название «Откровение Иоанна Богослова».
Книга «Апокалипсис» состоит из 22 глав и, по мнению толкователей, представляет собой собрание поучений, пророчеств, славословий и предостережений, которые передавались по первохристианским общинам и прочитывались за богослужением.
Пожалуй, главное, о чём следует помнить нам, православным христианам, — книги «Апокалипсис» не должно бояться, ведь её содержание представляет собой последовательное раскрытие Пасхальной тайны. Это написанное особым пророческим языком предсказание и указание на то, чему надлежит быть вскоре. Именно в Апокалипсисе Господь Иисус четко, ясно, окончательно и бесповоротно говорит о Себе как Бог, воскресший Мессия, грядущий Судья и Спаситель мира.
«Верую в Господа Иисуса, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых», — говорится в Символе веры. «Книга Откровения — это благая весть, радость Святой Православной Церкви о грядущем Царстве Божьем, которое вскоре наступит во Втором Пришествии Христовом».
Все выпуски программы Актуальная тема