Если встать в Нижнем Новгороде на берегу Оки возле здания знаменитой Ярмарки, то зрелище перед вами предстанет изумительное. На противоположном высоком холме, плавно спускающемся к реке, стоит белокаменный БлаговЕщенский монастырь. Смотреть – не насмотреться!
Благовещенская – самая древняя нижегородская обитель. Ее основал князь Юрий Всеволодович в начале тринадцатого века. Правда, монастырю в самом начале своей истории пришлось пережить нелегкие времена. Сначала эрзянский князь Пургаз во время своего набега на Нижний выжег Благовещенский дотла. Едва обитель оправилась после разорения, как ее постигла новое несчастье – с горы, высящейся над монастырем, обрушилась лавина снега и разрушила большинство построек. Какую силу духа нужно было иметь инокам, чтобы вновь взяться за возрождение обители!
Монастырь не просто был возрожден – он стал украшением Нижнего Новгорода. В великолепном белоснежном ансамбле на горе выделяется главный собор обители – Благовещенский. Он был построен в семнадцатом веке взамен обветшавшего древнего храма. Его мощные стены с широкими полукружьями на карнизе и луковичными куполами напоминают строй богатырей в кольчугах и шлемах.
А вот у Успенской церкви облик наоборот - нежный, изящный и весьма необычный. Своеобразность в том, что храм увенчан двумя стройными ажурными шатрами. Именно об этих башенках писал Тарас Шевченко, проживавший некоторое время в Нижнем Новгороде: «Какие они красавицы! Точно две прекрасные чистые отроковицы грациозно подняли свои головки к Подателю добра и красоты».
Особняком, выступая вперед к реке, расположена на территории Благовещенского монастыря Алексеевская церковь. Она построена позже других храмов обители, в девятнадцатом веке, в характерном для того времени классическом стиле. Несколько поколений нижегородцев, а вернее сказать горьковчан – ведь в советское время город носил имя своего земляка-писателя, помнят стройную колоннаду, окружавшую это небольшое ладное здание. Все те долгие годы, когда монастырь был закрыт, в Алексеевском храме находился планетарий, и школьники изучали звездное небо, глядя на церковный купол. И только в 2005 году храм был возвращен церкви.
До Благовещенского монастыря можно добраться от Нижегородского железнодорожного вокзала буквально за несколько минут – сюда идут многочисленные автобусы и маршрутки. И это будут очень приятные минуты – путь, пролегающий вдоль берега Оки, невероятно красив!
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»