В «Символе веры», который содержит основные догматы православного вероучения, есть такие слова: «Чаем (то есть – ожидаем) воскресения мёртвых и жизни будущего века».
Ветхозаветный пророк Иезекииль ещё в глубокой древности рассказал, как будет происходить воскресение.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о пророке Иезекииле и стихотворении Юлии Жадовской «Видение пророка Иезекииля». Место действия — поселок вблизи вавилонского города Ниппур (на территории современного Ирака). Время действия – 6 век до Рождества Христова.
В 586 году до Рождества Христова Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором. С первым же караваном пленных иудеев в Вавилонию был уведён и двадцатипятилетний Иезекииль, сын священника. Примерно через пять лет жизни на чужбине Иезекииль впервые получил откровение и услышал голос Бога. Господь сказал Иезекиилю, что поставил его стражем дома Израилева, и что теперь он должен слушать Его и через Него вразумлять еврейский народ. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля, а его дом неподалёку от вавилонского города Ниппур стал местом, где иудеи собирались беседовать о вере и слушать загадочные речи пророка.
Одно из видений Иезекииля стало сюжетом стихотворения Юлии Жадовской, написанного от лица ветхозаветного пророка.
Однажды Иезекииль пришёл в поле и увидел множество костей…
Божиим духом и Божией волей
Я приведён был в широкое поле, -
И на пространном, пустынном погосте,
Груда на груде, лежали там кости,
Кости людские, покрытые прахом!
И обошёл я всё поле со страхом,
И услыхал я Всевышнего слово:
«Могут ли кости ожить эти снова?»
«Ты это знаешь, о Боже!» - сказал я…
По воле Бога мёртвые люди ожили… Загадочное видение на поле пророк Иезекииль толкует, как обещание Бога возродить Израиль и вернуть евреев из Вавилонского плена. «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их», - сказано в ветхозаветной «Книге пророка Иезекииля».
Юлия Жадовская в своём стихотворении «Видение пророка Иезекииля» тоже приводит это толкование.
Это - Израиль, в тоске безнадежной
Думавший: сгибли мы все неизбежно, -
Мертвы душою и рабством убиты,
В горе умрем мы, Всевышним забыты!..
Но не забыла их Божья любовь, -
Так говорил Вседержитель мне вновь:
«Волю мою передай ты народу,
И возвести ему жизнь и свободу, -
В истине Духом Моим их наставлю,
Буду им в Бога и рабства избавлю…»
Пророчество Иезекииля имеет ещё одно богословское толкование. Задолго до рождения Иисуса Христа через ветхозаветного пророка Бог наглядно показал человечеству, как будет происходить всеобщее воскресение мёртвых при втором пришествии Спасителя.
Русская писательница середины 19 века Юлия Валериановна Жадовская была глубоко верующим и исключительной силы духа человеком. Она появилась на свет с физическим недостатком — без кисти левой руки и слабым от рождения зрением, близкие люди называли её терпеливой страдалицей. Но инвалидность не помешала девушке получить хорошее образование и посвятить себя литературному творчеству. Многие стихи Юлии Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами. Её перу принадлежит немало замечательных строк, среди них - стихотворение на библейскую тему «Видение пророка Иезекииля».
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.