
«Пророк Иезекииль». Гюстав Доре
В «Символе веры», который содержит основные догматы православного вероучения, есть такие слова: «Чаем (то есть – ожидаем) воскресения мёртвых и жизни будущего века».
Ветхозаветный пророк Иезекииль ещё в глубокой древности рассказал, как будет происходить воскресение.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о пророке Иезекииле и стихотворении Юлии Жадовской «Видение пророка Иезекииля». Место действия — поселок вблизи вавилонского города Ниппур (на территории современного Ирака). Время действия – 6 век до Рождества Христова.
В 586 году до Рождества Христова Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором. С первым же караваном пленных иудеев в Вавилонию был уведён и двадцатипятилетний Иезекииль, сын священника. Примерно через пять лет жизни на чужбине Иезекииль впервые получил откровение и услышал голос Бога. Господь сказал Иезекиилю, что поставил его стражем дома Израилева, и что теперь он должен слушать Его и через Него вразумлять еврейский народ. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля, а его дом неподалёку от вавилонского города Ниппур стал местом, где иудеи собирались беседовать о вере и слушать загадочные речи пророка.
Одно из видений Иезекииля стало сюжетом стихотворения Юлии Жадовской, написанного от лица ветхозаветного пророка.
Однажды Иезекииль пришёл в поле и увидел множество костей…
Божиим духом и Божией волей
Я приведён был в широкое поле, -
И на пространном, пустынном погосте,
Груда на груде, лежали там кости,
Кости людские, покрытые прахом!
И обошёл я всё поле со страхом,
И услыхал я Всевышнего слово:
«Могут ли кости ожить эти снова?»
«Ты это знаешь, о Боже!» - сказал я…
По воле Бога мёртвые люди ожили… Загадочное видение на поле пророк Иезекииль толкует, как обещание Бога возродить Израиль и вернуть евреев из Вавилонского плена. «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их», - сказано в ветхозаветной «Книге пророка Иезекииля».
Юлия Жадовская в своём стихотворении «Видение пророка Иезекииля» тоже приводит это толкование.
Это - Израиль, в тоске безнадежной
Думавший: сгибли мы все неизбежно, -
Мертвы душою и рабством убиты,
В горе умрем мы, Всевышним забыты!..
Но не забыла их Божья любовь, -
Так говорил Вседержитель мне вновь:
«Волю мою передай ты народу,
И возвести ему жизнь и свободу, -
В истине Духом Моим их наставлю,
Буду им в Бога и рабства избавлю…»
Пророчество Иезекииля имеет ещё одно богословское толкование. Задолго до рождения Иисуса Христа через ветхозаветного пророка Бог наглядно показал человечеству, как будет происходить всеобщее воскресение мёртвых при втором пришествии Спасителя.
Русская писательница середины 19 века Юлия Валериановна Жадовская была глубоко верующим и исключительной силы духа человеком. Она появилась на свет с физическим недостатком — без кисти левой руки и слабым от рождения зрением, близкие люди называли её терпеливой страдалицей. Но инвалидность не помешала девушке получить хорошее образование и посвятить себя литературному творчеству. Многие стихи Юлии Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами. Её перу принадлежит немало замечательных строк, среди них - стихотворение на библейскую тему «Видение пророка Иезекииля».
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
Деяния святых апостолов

Апостол Павел
Деян., 6 зач., II, 38-43

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко у современного человека возникает ощущение, что что-то важное и значимое в жизни он сделал и продолжает делать не так. Иногда с подобными мыслями он приходит к храм и спрашивает, что ему делать? Ответ на подобный вопрос звучит в отрывке из 2-й главы книги Деяний апостольских, который читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Одной из важнейших добродетелей в христианстве считается целомудрие. Сегодня нередко его сводят к некоторой половой дисциплине, хотя на самом деле призыв к целомудрию — это призыв к целостности всей жизни, к тому, чтобы всю её выстроить по воле Божией. Когда люди приходят в храм и обращаются к священнику за советом в разрешении тех или иных проблем, чаще всего они не понимают именно этого, не думают, что всё в их жизни взаимосвязано, и уж если стремиться к разрешению той или иной проблемы, сделать это по-настоящему можно, только исцеляя всю жизнь. На самом деле, подобное непонимание во-многом естественно. Когда мы приходим к обычному врачу, мы не ждём, что он спросит нас, каковы наши отношения с родителями, детьми... Действительно ли мы любим тех, кто нас окружает, или только пользуемся ими. Мы приходим к врачу решить конкретную проблему и считаем, что остальное его попросту не касается. Часто именно так люди приходят в Церковь и удивляются какому-то бессилию священника, который не может на раз-два решить их проблем. Однако священник прекрасно понимает, что всё в духовной жизни человека взаимосвязано — и стремиться к решению отдельных проблем невозможно без исцеления всей жизни.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим, как апостол Пётр отвечает растерянным и расстроенным иудеям, которые вдруг осознали, что Мессия, столько лет ожидаемый ими, уже приходил. И не просто приходил, но был не только не узнан и даже распят по их собственному требованию. «Что же нам делать?» — говорят они Петру и апостол, по примеру которого всю историю призваны действовать пастыри, отвечающие на подобный вопрос, говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа и получите дар Святого Духа»! Он не предлагает никакого другого способа, кроме как целостное возвращение на праведный путь, предполагающее преображение всей жизни. При этом важно увидеть, что апостол не останавливается на общих словах. Мы видим, как в дальнейшем развивается жизнь принявших его благую весть. Во-первых, присоединившись к Церкви, они постоянно пребывают в учении апостолов, что сегодня мы сравнили бы с чтением Священного Писания и святоотеческой литературы. К сожалению, сегодня людей, приходящих в храм для решения конкретных проблем, просьба читать Священное Писание приводит просто в недоумение. Они совершенно не понимают, как какие-то древние тексты могут повлиять на их жизнь. А ведь без примера Христова, без примера апостольского, мы просто не научимся поступать по воле Божьей, а значит, никаких собственных проблем не разрешим. Во-вторых, обращённые апостолом Петром участвуют в таинствах и молитвах, что самым глубоким образом объединяет их со Спасителем и друг с другом. Наконец, в-третьих, может быть, несколько неожиданно, возникает тема страха, который пребывает на всякой христианской душе. Но, судя по контексту, речь совсем не про боязнь или ужас, но про священный трепет перед тайной новой жизни, которая открывается их духовному взору. И когда современный человек приходит в храм с вопросом, — что ему делать, чтобы его жизнь изменилась и наполнилась смыслом, по-настоящему у нас может быть только один ответ — покайся, и начни новую жизнь во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ветхозаветный закон в новозаветное время». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о том, как при формировании христианской Церкви, апостолами принималось решение, соблюдать ли иудейские ветхозаветные законы и традиции или можно отказаться от них. Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Поможем Лизе и другим подопечным фонда «Страна-детям» жить без приступов

Фонд «Страна — детям» — помогает малышам и подросткам с тяжёлыми заболеваниями — оплачивает лечение, операции и реабилитации. В рамках программы «Генофонд» он поддерживает проведение разных дорогостоящих исследований для детей, которым не подошли стандартные методы лечения, доступные бесплатно.
Пятилетняя Лиза Бражникова из башкирского города Стерлитамака — одна из подопечных фонда. Она увлекается танцами, посещает музыкальный кружок, любит много гулять и кататься на самокате по улочкам родного города. Год назад в эту беззаботную детскую жизнь ворвалась непонятная болезнь. У девочки внезапно появились приступы — судороги. Местные врачи не смогли определить из-за чего в организме произошёл такой сбой. Тогда семья девочки, их друзья и знакомые сплотились для того, чтобы помочь Лизе. Их общими усилиями началась череда всевозможных обследований и консультаций со специалистами в других городах. И только недавно удалось выяснить точный диагноз. Теперь для дальнейшего эффективного лечения, Лизе необходимо пройти ещё одно сложное исследование. И оплатить его семья уже не в силах, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Страна — Детям».
Сейчас в листе ожидания помощи фонда таких подопечных, как Лиза, больше 50-ти. И у каждого из них есть шанс выздороветь и вновь обрести радостное, беззаботное детство. Поддержать Лизу Бражникову и других болеющих детей из разных уголков России, можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов