Вечные библейские темы и герои… Для современных писателей они тоже являются источником творческого вдохновения.
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о праведной Саломии, матери апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых и романе Николая Агафонова «Жены-мироносицы».
Имя Саломии, жены рыбака из Капернаума Зеведея, известно из Библии. Ведь ее сыновья, апостолы Иаков и Иоанн, стали ближайшими учениками Иисуса Христа.
По преданию, Саломия была старшей дочерью Иосифа, плотника из Назарета. После смерти первой жены Иосиф уже в преклонном возрасте обручился с девой Марией, Матерью Иисуса.
Так что Саломея тоже принадлежала к роду Давидову и знала об обетовании, что именно из их рода произойдёт Спаситель.
НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:
«Как бы мне хотелось, чтобы пришёл такой Мессия, который поведёт за собой всех добрых людей и для них устроит на земле Свое мессианское царство! Как бы я хотела, чтобы мои сыновья служили Мессии». Проникнутая этими благочестивыми мыслями, Саломия теперь мечтала лишь об одном: чтобы в душах своих детей воспитать мессианские чаяния утешения Израиля».
Такой — мудрой и мечтательной, занятой не только делами житейскими — предстает СаломИя в романе протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы». Саломия уже не молода, имеет двух взрослых сыновей, но однажды вместе с ними в одночасье меняет всю свою жизнь.
НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:
«Иаков и Иоанн заявили, что покидают домашний очаг и идут за Иисусом из Назарета, своим Учителем, чем Зеведей был крайне рассержен…
— Я тоже верю, что Иисус послан Богом, — сказала в ответ на его упреки жена.
— Тогда иди вслед за ними! — вскричал в негодовании Зеведей.
Он считал, что жена одумается, раскается и будет сама уговаривать сыновей оставить Иисуса, ведь ее слово на них было очень действенно. Но к удивлению мужа, Саломия собралась и ушла. Раз ее сыновья признали в Иисусе обещанного пророками Христа, то и она тоже без колебаний уверовала, что Учитель является истинным Мессией…»
В Евангелии от Матфея приводится один интересный разговор Саломии с Иисусом.
Женщина обратилась к Иисусу с просьбой, которую даже не сразу смогла толком объяснить.
— Чего ты хочешь? — спросил Христос.
Вот как описана эта сцена в романе Николая Агафонова «Жены-мироносицы»:
НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:
— И тогда, набравшись смелости и ободренная вопросом Христа, она сказала:
— Господи, я хочу, чтобы мои два сына сели у Тебя один по правую руку, а другой по левую в Царстве Твоём.
— Не знаете, чего просите, — без всякого гнева, а как-то даже грустно ответил Господь, — можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?
Это почти дословный текст из Евангелия. Смысл ответа Христа и всю глубину христианского учения Саломия в полной мере осознает гораздо позже, когда будет стоять на Голгофе у Креста с распятым на нем Учителем.
НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:
«И поняв, о какой чаше говорил Господь, она уже не отступит от своих обещаний пить эту чашу вместе со Христом. Она пойдёт за своим Учителем на Голгофу. Пойдет, несмотря на страх быть схваченной и казнённой вместе с Ним. Пойдёт, потому что любовь этой женщины к своим сыновьям уже не разделима в ней с любовью ко Христу».
Святые жены-мироносицы… Вот, готовясь к Пасхе, они подметают и моют горницу, застилают ее чистыми белыми циновками – здесь будет проходить Тайная Вечеря. Вот горестным кружком женщины стоят на Голгофе и потом, взяв ароматное миро, спешат ко гробу Иисуса, чтобы всем рассказать о воскресении Христа.
И среди них – женщина по имени Саломия.
В романе протоирея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» показано, как любящая и самоотверженная мать стала верной ученицей Христа – праведной Саломией.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема