
«Есть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь — чудо». Это сказал Альберт Энштейн. Я на собственном опыте убеждаюсь, что второй способ дарит почти неограниченные возможности, и уж точно намного больше радости.
Вот одно чудо из моей жизни, воспоминание о котором наполняет меня теплом.
Этой весной, как, впрочем, и каждой, были сложности со здоровьем. Одновременно с этим приходилось решать множество бытовых проблем. И в один из апрельских дней я поняла, что мне нужно чуть-чуть вырваться из привычной рутины. Не что-то глобальное, нет, просто захотелось прогуляться по любимым местам. А тут ещё небольшой весенний дождик наполнил всё вокруг запахом пробуждающейся земли.
Недолго думая, я поехала на Чистые пруды, пройтись в одиночестве, разгрузить мысли. Обычно, когда получается просто спокойно прогуляться, всё в голове более-менее удается разложить по полочкам. Но в этот раз что-то внутри не давало покоя. «Для чего я нужна? И нужна ли вообще?» — вот главные вопросы, которые я задавала Богу в тот вечер.
Хотелось, конечно, продлить прогулку, но пришло время возвращаться домой, и нужно было выбрать — на метро ехать, или на трамвае. На метро быстрее, конечно. Но на трамвае — интереснее, да ещё по красивой вечерней Москве. Смотрю по карте в электронном приложении, моего трамвая нет. Вечер, остановка безлюдная. К тому же метро рядом. Уже повернулась, чтобы идти к станции, и тут внутри: «Нужно подождать». Ладно, решила последний раз проверить, что там с моим трамваем, смотрю, а на карте будто из ниоткуда появляется значок нужного трамвая и едет в мою сторону, будет через пять минут. Я порадовалась и осталась ждать на остановке.
И тут происходит самое главное. Краем глаза я замечаю какую-то компанию, вроде бы мимо проходят. Вдруг слышу, тихо-тихо так: «Девушка, простите». Я поворачиваюсь, передо мной стоит та самая компания, парни, девушки, человек шесть-семь. И одна из девушек вдруг спрашивает: «Извините, а можно вас обнять?».
Наверное, в другое время я бы очень удивилась такому вопросу, но в тот момент я восприняла это как само собой разумеющимся и просто сказала «да, давайте обнимемся!». Оказалось, что обняться со мной решили все собравшиеся, и не только, постепенно подходили ещё и другие люди. Так, за пару минут до трамвая со мной обнялись человек пятнадцать.
Конечно, меня разобрало любопытство, и я спросила, что всё это значит?
В ответ услышала: «это психологический тренинг». И можно было бы подумать: «а, ну, тренинг, подумаешь, что тут необычного?» Но дело не в этом. А в том воздействии, которое это событие произвело на меня. Потом я ехала в трамвае, и с моего лица всю дорогу не сходила улыбка. И на протяжении ещё нескольких дней было очень много энергии и вдохновения, которые запустили поиск новых идей. Сейчас эти идеи воплощаются в жизнь.
Знаете, на самом деле было ощущение, что через этих незнакомых людей меня обнял Господь, обнял в момент, когда я очень в этом нуждалась. Я получила ответы на свои вопросы.
Потом я много раз мысленно возвращалась к тому вечеру, обдумывала, сколько деталей, даже самых мельчайших, должно было сложиться и в пространстве, и во времени, чтобы состоялась такая встреча. И до сих пор это не перестаёт меня удивлять.
А к словам Альберта Эйнштейна про два способа прожить жизнь, мне хочется добавить другие известные слова: «У Бога нет других рук, кроме наших». И если так, то и нашими руками всё вокруг может менять Господь. Нужно только поверить, что вся наша жизнь — это чудо. Я верю.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда можно встретить верующих, которые очень печалятся от того, что не имеют никакого свидетельства от Бога о возможности для них спастись. Однако они печалятся напрасно, ведь именно о таком свидетельстве говорит апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав своего послания к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Религий и религиозных течений в мире очень много и каждое по-своему объясняет, как и почему возник мир. При этом исторически христианство было первой и единственной религией, утверждавшей, что Бог сотворил мир по любви. Общеизвестно, что для атеизма человек вообще случаен, тут ни о какой надежде на то, что ты нужен миру и речи нет. Но и в контексте многих других религий от людей ожидались лишь жертвы, поклонение и почитание. В христианстве же человек оказывается невероятно ценен и важен для Бога.
Зачастую люди вырастают в семьях и как будто бы по умолчанию уверены, что остальные члены семьи их любят, особенно родители, затем бабушки, дедушки, братья и сёстры, и другие родственники. Потом мы вырастаем и создаём семьи, так как неожиданно понимаем, что любим кого-то первоначально чужого, кого по закону родства не обязаны любить. Более того, этот человек тоже нас любит. Он нужен и дорог нам, а мы нужны и дороги ему. Но гарантирована ли эта любовь? Разве трагедия человеческих отношений, начиная с Адама и Евы, и тем более с Каина и Авеля, не свидетельствует о том, что наша любовь очень хрупка. А что говорить о людях, которые с детства по разным причинам оставлены родственниками. Каково это, когда ты не имеешь никого, кто любил бы тебя просто по факту твоего существования, кому ты был бы нужен просто так, как личность, а не как сотрудник или помощник?
И вот всем этим людям, и тем, кто ощущает себя искренне любимым, и тем, кто подозревает, что любим лишь условно, за заслуги и даже тем, кто вообще не знает, нужен ли он кому-нибудь в этом мире, во Христе открывается простая, но великая по своему значению истина, которая является основанием нашей надежды: Богу ты очень нужен, ты важен для Него и безусловно любим Им.
Однако, учитывая, что люди свободные существа, на одной любви Божией построить идею спасения действительно никак невозможно. Бог, конечно, Творец и Вседержитель, но сотворив человека свободным, Он может нас спасти, только если мы дадим Ему на это добро, если согласимся принять от Него спасение.
Но где же встретить Бога? Какие для этого избрать пути? Ответ, который даёт сегодня апостол Павел, очень прост: надо, во-первых, поверить во Христа, как в Того, Кто открыл нам Бога, как любящего Отца, и, во-вторых, постараться сознательно и свободно этой Божьей любви соответствовать, быть милосердным, сострадательным, не ссориться, не тщеславиться... Но со смиренномудрием заботиться не только о себе, но и о других. Кажется, это очень простые вещи, но не стоит ими пренебрегать... Ведь тому, кто хочет, чтобы Божия любовь наполнила его жизнь, нужно со своей стороны прилагать все силы к совершению дел любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 136. Богослужебные чтения

Среди множества псалмов есть один, который занимает исключительное место в православном богослужении, — и его пение происходит только в преддверии Великого поста, в центре храма, с приглушённым освещением. Речь идёт о 136-м псалме, «на реках Вавилонских». Давайте его послушаем.
Псалом 136.
[Давида.]
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сио́нских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Прозвучавший сейчас псалом пронзителен в искренности своего плача. Он ставит очень глубокий, я бы даже сказал, философский вопрос о внутреннем достоинстве человека и народа. Главный нерв псалма, который и задаёт его болезненность, — ситуация, когда захватчики пытаются вынудить пленённых евреев петь священные для них песни в качестве развлечения, и тем самым обесценить, обессмыслить их. Да, мы сегодня бы сказали: еврейский народ оказался в тяжелейшей психологической травме. Обстоятельства вокруг в один голос кричат: ваш Бог вас предал, оставил, бросил, не пришёл к вам на помощь! Так доведите своё дело до конца — профанируйте, обесценьте ваши внутренние святыни — сакральные песни — чтобы никогда больше ни вы, ни ваши дети не могли снова вернуться к предавшей вас вере! Представляете, какой огромный соблазн для народа, перед глазами которого — очевидная неизбежность жить до конца дней на чужбине?
И что же говорит народ — устами псалмопевца? Он решительно отказывается расчёсывать свои чувства саможалением! Повешенные на вербах музыкальные инструменты — своего рода «тихий бунт», добровольный пост на какие бы то ни было удовольствия и развлечения — даже когда весь народ глубоко подавлен произошедшим. Горькая чаша в руках, и она должна быть выпита до дна. Без всякого подслащивания!
Перед нами — прекрасная картина того, что такое настоящая вера и когда она действительно актуализируется. Только в ситуации, когда человек не получает вообще никаких «бонусов», «плюсиков» и «приятностей» от Бога, но оказывается на грани истощения своих сил — и при этом всё равно сохраняет верность Богу, не отворачивается от Него, не обижается на Него — хотя для этого уже есть тысяча причин — но, напротив, встаёт крепко, вплоть до самой смерти, на сохранение чистоты памяти о поруганных и уничтоженных святынях — такая вера пронзает своей силой небеса и в этой искренности уже начинает брезжить рассвет надежды!
Псалом 136. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 136. (Церковно-славянский перевод)
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер