
«Есть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь — чудо». Это сказал Альберт Энштейн. Я на собственном опыте убеждаюсь, что второй способ дарит почти неограниченные возможности, и уж точно намного больше радости.
Вот одно чудо из моей жизни, воспоминание о котором наполняет меня теплом.
Этой весной, как, впрочем, и каждой, были сложности со здоровьем. Одновременно с этим приходилось решать множество бытовых проблем. И в один из апрельских дней я поняла, что мне нужно чуть-чуть вырваться из привычной рутины. Не что-то глобальное, нет, просто захотелось прогуляться по любимым местам. А тут ещё небольшой весенний дождик наполнил всё вокруг запахом пробуждающейся земли.
Недолго думая, я поехала на Чистые пруды, пройтись в одиночестве, разгрузить мысли. Обычно, когда получается просто спокойно прогуляться, всё в голове более-менее удается разложить по полочкам. Но в этот раз что-то внутри не давало покоя. «Для чего я нужна? И нужна ли вообще?» — вот главные вопросы, которые я задавала Богу в тот вечер.
Хотелось, конечно, продлить прогулку, но пришло время возвращаться домой, и нужно было выбрать — на метро ехать, или на трамвае. На метро быстрее, конечно. Но на трамвае — интереснее, да ещё по красивой вечерней Москве. Смотрю по карте в электронном приложении, моего трамвая нет. Вечер, остановка безлюдная. К тому же метро рядом. Уже повернулась, чтобы идти к станции, и тут внутри: «Нужно подождать». Ладно, решила последний раз проверить, что там с моим трамваем, смотрю, а на карте будто из ниоткуда появляется значок нужного трамвая и едет в мою сторону, будет через пять минут. Я порадовалась и осталась ждать на остановке.
И тут происходит самое главное. Краем глаза я замечаю какую-то компанию, вроде бы мимо проходят. Вдруг слышу, тихо-тихо так: «Девушка, простите». Я поворачиваюсь, передо мной стоит та самая компания, парни, девушки, человек шесть-семь. И одна из девушек вдруг спрашивает: «Извините, а можно вас обнять?».
Наверное, в другое время я бы очень удивилась такому вопросу, но в тот момент я восприняла это как само собой разумеющимся и просто сказала «да, давайте обнимемся!». Оказалось, что обняться со мной решили все собравшиеся, и не только, постепенно подходили ещё и другие люди. Так, за пару минут до трамвая со мной обнялись человек пятнадцать.
Конечно, меня разобрало любопытство, и я спросила, что всё это значит?
В ответ услышала: «это психологический тренинг». И можно было бы подумать: «а, ну, тренинг, подумаешь, что тут необычного?» Но дело не в этом. А в том воздействии, которое это событие произвело на меня. Потом я ехала в трамвае, и с моего лица всю дорогу не сходила улыбка. И на протяжении ещё нескольких дней было очень много энергии и вдохновения, которые запустили поиск новых идей. Сейчас эти идеи воплощаются в жизнь.
Знаете, на самом деле было ощущение, что через этих незнакомых людей меня обнял Господь, обнял в момент, когда я очень в этом нуждалась. Я получила ответы на свои вопросы.
Потом я много раз мысленно возвращалась к тому вечеру, обдумывала, сколько деталей, даже самых мельчайших, должно было сложиться и в пространстве, и во времени, чтобы состоялась такая встреча. И до сих пор это не перестаёт меня удивлять.
А к словам Альберта Эйнштейна про два способа прожить жизнь, мне хочется добавить другие известные слова: «У Бога нет других рук, кроме наших». И если так, то и нашими руками всё вокруг может менять Господь. Нужно только поверить, что вся наша жизнь — это чудо. Я верю.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер