«Проект „Живые мемории“: выход второго сезона». Ирина Разумовская, Михаил Разумовский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Проект „Живые мемории“: выход второго сезона». Ирина Разумовская, Михаил Разумовский

* Поделиться

Нашими гостями были авторы проекта «Живые Мемории» Ирина и Михаил Разумовские.

Мы говорили с ними о втором сезоне анимационного документального сериала, в основе которого — мемуары знаменитых и малоизвестных людей нашей страны.


А. Митрофанова

— Светлый вечер на радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие слушатели, я Алла Митрофанова. И у меня сегодня большая радость, потому что мы снова говорим о проекте «Живые мемории», анимационном сериале историческом, который производит — даже не знаю, как это правильно назвать, это уникальное явление, — Ktomy.Media, продюсерский центр. И его руководители сегодня в нашей студии — Ирина Разумовская, Михаил Разумовский. Я в который раз общаюсь с вами и в которой раз не нахожу слов, чтобы выразить свой восторг и удивление, как это вообще возможно. Потрясающие история, потрясающая анимация, фильмы, рассказывающие о очень важных страницах нашей истории от первого лица, подбор артистов удивительный, и тонкая, пронзительная анимация. Спасибо вам большое и здравствуйте.

И. Разумовская

— Здравствуйте. Очень приятно слышать.

М. Разумовский

— Добрый день. Спасибо.

А. Митрофанова

— Итак, когда мы с вами общались в последний раз, «Живые мемории» существовали в формате первого сезона, о втором мы говорили: вот-вот. И это «вот-вот» наступило, теперь он в открытом доступе, его можно смотреть. Расскажите, пожалуйста, где.

И. Разумовская

— По-прежнему все серии киноальманаха «Живые мемории», как первый, так и второй сезон, можно смотреть на нашем YouTube-канале. Но у второго сезона получилась такая большая судьба, потому что у него был прокат, у него было несколько премьер в кинотеатрах, и по-прежнему мы возим все еще киноальманах по стране, потому что у каждой серии есть свой партнер — это всегда точка на карте, связанная с воспоминаниями того или иного героя. И у нас осталось несколько показов по стране, связанные с Иоанном Кронштадтским — поэтому у нас показ в Кронштадте, и связанные с Достоевским — поэтому у нас впереди показ в Санкт-Петербурге.

А. Митрофанова

— За Достоевского можно было бы поспорить, но как скажете, хорошо. Сейчас все это есть на канале Ktomy.Media в YouTube — можно подписаться, посмотреть все «Живые мемории», все два сезона, второй сезон только-только вышел. И вы знаете, меня, конечно, очень интересует, ну YouTube — там, понятно, можно оставлять тоже свои комментарии, отзывы, но это все равно не сравнится с живым общением. Мне очень интересно было бы узнать, в каких городах вы уже побывали, и как прошли премьеры, что говорят вам зрители, которые приходят в кинотеатр на «Живые мемории», и в районе полутора часов, получается, остаются в зрительно зале, и совершенно нетипичное кино смотрят — это не блокбастер, это не экшн, это не вот какая-то привычная нам движуха. В каком-то смысле смотреть эти анимационные фильмы — это работа. Что люди говорят?

М. Разумовский

— Здесь нужно, наверное, сказать, что премьера второго сезона, офлайн-премьера, она состоялась в конце февраля этого года, в довольно сложное время. И люди, когда приходили в кинотеатры, и когда мы приезжали в те или иные города, то вот когда люди вырывались из внешних обстоятельств, на полтора часа погружались в эти воспоминания, то самый, наверное, дорогой расхожий отзыв, это было то, что это кино невероятно актуально, и оно невероятно точно и тонко рассказывает людям, живущим сегодня, о том, как люди, живущие вчера, переживали свои сложные периоды нашей истории. И тем или иным образом эти истории дают силы вот проживать сегодня свои дни. Мне кажется, так как-то.

И. Разумовская

— Да, если говорить о том, где мы уже были и какие отзывы точно мне запомнились, мы показывали в Ясной Поляне — потому что это Александра Львовна Толстая, и серия, которую озвучивала Инна Михайловна Чурикова, и отрывок, связанный с этим местом. И очень нам запомнился отзыв, когда одна женщина, выходя из зала, сказала: вы знаете, я наконец поняла свою бабушку. Вообще этот проект, он про то, что мы начинаем лучше понимать тех, кто жил до нас, тех кто жил в этой стране раньше, наших предков — и наших родителей, и наших бабушек и дедушек, и это тоже очень важно. В Смоленском университете, вместе с которым мы партнеримся по серии, которая касается Александра Николаевича Энгельгардта, который написал прекрасную книгу «Двенадцать писем из деревни», сидя в Смоленской губернии, покинув Санкт-Петербург и пытаясь там наладить отношения с крестьянами. Так вот после показа в Смоленском университете, ко мне подошел молодой человек, который очень волновался и, значит, там как-то теребя руки, сказал, что спасибо, что вы такие вот молодые и делаете на государственные деньги такие проекты, я вот даже не думал, что это возможно.

М. Разумовский

— Еще мы показывали киноальманах в Рыбинске в день памяти Мологи — 10-й эпизод мы делали в партнерстве с музеем Мологского края. И это было очень волнительно, показывать в этот день киноальманах, который завершается серией по воспоминаниям Павла Зайцева о утрате Молого-Шекснинской поймы в результате появления Рыбинского водохранилища, и вот перед сообществом мологжан. И там удивительная тоже история произошла: к нам подошел пожилой дедушка, очень взволнованный, и сказал, что я учился в Строгановском училище и помню вот уже в летах Василия Комарденкова, какой он был скромный, и вот я помню, как он у нас преподавал. И это было очень удивительно — вот приехать довольно далеко, в Рыбинск, и вот застать там такого человека, который помнит героя нашей серии.

А. Митрофанова

— Про Комарденкова отдельно поговорим — это одна из тех серий, которые я видела. К своему стыду, должна сознаться, что видела не все. Но поскольку поклонник сериала «Живые мемории», то в ближайшее время, пользуясь тем, что сейчас это все в открытом доступе, естественно, сяду досмотреть. А что касается эпизодов героев, мы уже говорили с вами об этом, хочется все-таки напомнить, кто они, о каком период времени идет речь и по каким критериям вы выбирали, про что будете снимать.

И. Разумовская

— Когда мы выбирали героев второго сезона, мы анализировали отзывы на первый сезон и думали о том, как удалось там показать палитру вот этого жанра мемуаров о стране, книг воспоминаний, и в этот раз чуть-чуть видоизменили этот набор, изменили намеренно. Во-первых, мы расширили хронологию, которая до этого заканчивалась 1933-м, когда Бунин получает Нобелевскую премию. В этот раз это уже советское время, это уже воспоминания крестьянина Павла Зайцева, который говорит о затоплении своей земли в результате строительства ГЭС и создания Рыбинского водохранилища — а это 40-е годы XX века, то есть мы уже захватываем советский период, что мы делаем впервые в этом сезоне. Если говорить о типологии героев, то она тоже расширилась. Тема крестьянства не звучала в первом сезоне, здесь ее затрагивает и серия про Павла Зайцева, который и сам является крестьянином, самоучкой, который оставил свои воспоминания в советской тетрадке в клеточку, не думая и не мечтая, что это станет когда-то книгой. Он умер за несколько лет до того, как их опубликовали. И тема крестьянства встречается, уже вот я упомянула «Двенадцать писем из деревни» — прекрасный совершенно эпизод, яркий, — про то, как пытаются вести диалог барин и крестьянин в середине XIX века. И впервые у нас во втором сезоне появляются военные мемуары. Никогда не думала, что буду читать военные мемуары столь увлеченно, но книга «Дроздовцы в огне» одна из самых проникновенных, наверное, в принципе, книжек, которые я читала в своей жизни — это воспоминания белого офицера Антона Туркула.

А. Митрофанова

— По-моему, мы с вами говорили уже об Антоне Туркуле в прошлой раз, но не могу не продолжить этой темы. Как правило, вот считается, там Толстой, «Война и мир» — все девочки читают про мир, мальчики читают про войну, потому что девочкам про войну неинтересно. И насколько действительно книга «Дроздовцы в огне» переворачивает сознание, когда ее открываешь: с первых же строчек ты проваливаешься туда и любуешься этими людьми, разрывается сердце от той драмы, через которую проходят они, и восхищаешься цельностью внутренней. Мне кажется, это единственное, что помогает им выстоять, сохранить каким-то образом себя. И даже будучи изгнанными из страны, они все равно, ну они страну носят внутри себя. Они вот Россию, я не знаю, дроздовцев ведь на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа есть захоронение их, вот этот вот мемориал, массовое, там не знаю, сколько их лежит. Но, когда стоишь там, становится понятно: эти люди, они до конца оставались русскими.

И. Разумовская

— Знаете, что нас больше всего поразило, когда вышел сериал «Живые мемории», второй сезон, и когда вышла эта серия? Она, под ней оставлено больше всего комментариев из всех фильмов, которые у нас когда-либо выходили — это около двухсот комментариев, и это гражданская война, которая продолжается под этой серией. Это такой контраст высказываний, это продолжение вообще деления на красных и белых — одни защищают одних, другие других. И это показало о том, что эта болевая точка, в общем-то, так и осталась таковой, и мы не можем пока эту рану как-то залечить.

А. Митрофанова

— Давайте, чтобы у наших слушателей была полнота представления о «Живых мемориях», хотя, конечно, смотреть нужно, так чтобы картинка, потрясающий визуальный ряд, анимация, был перед глазами, но все-таки мы радиостанция, поэтому мы можем дать звук. Давайте попробуем фрагмент поставить сейчас в эфир из «Живых меморий». Вот с кем? Может быть, с Комарденковым. Про которого тогда после этого фрагмента и поговорим. Трогательная история мальчика с улицы, поступившего в самое престижное художественное учебное заведение страны. История про Золушку, в каком-то смысле.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается, и я с огромной радостью напоминаю, что сегодня в нашем эфире идет речь о втором сезоне анимационного сериала «Живые мемории». И создатели этого сериала, руководители Ktomy.Media, такого замечательного коллектива молодых творческих людей, создающих вот этот уникальный контент, сегодня в нашей студии, Ирина и Михаил Разумовские. И только в нашем эфире прозвучал фрагмент из серии, которая посвящена человеку, чья фамилия абсолютному большинству из нас, вот мне в первую очередь, ни о чем бы, наверное, и не сказала. Потому что у меня нет художественного образования, я не знаю имен преподавателей Строгановского училища, и поэтому для меня его мир, его переживания и его вот этот взлет, прорыв, который, он совершает, стал настоящим открытием. Расскажите, пожалуйста, про Комарденкова. Расскажите, как Антон Шагин, чей голос мы сейчас слышали, работал над этой ролью.

М. Разумовский

— Ну, наверное, мемуары и воспоминания Василия Комарденкова появились в сезоне неслучайно. Вообще в целом сезон складывался, когда мы его конструировали, выбирали эпизоды, которые войдут в его основу, получалась достаточно много таких сложных, тяжелых тем, и нам нужны были светлые эпизоды, которые бы добавляли другую эмоцию в киноальманах. И вот серия по воспоминаниям Василия Комарденкова, она сама светлая и самая легкая, и на ней больше всего люди улыбаются. И для многих она становится такой самой запоминающейся, к ней люди возвращаются. Потому что, собственно, вся книга воспоминаний Василия Комарденкова, она вот такая, он оставил после себя невероятно светлый текст. И, собственно, вот эта необходимость добавить другую эмоцию и привела нас к его книге воспоминаний. Это действительно довольно забытое на сегодня имя, хотя его работы хранятся в наших лучших музеях, и он является сценографом многих спектаклей и многих фильмов, был заведующим кафедрой живописи в Строгановском училище в итоге. Это обычный, действительно, мальчик, он происходил из обычной семьи, был кухаркиным сыном. И мы взяли в сезон эпизод, который описывает его поступление в Строгановское училище, и описывает во многом тех людей, с которыми он столкнулся во время этого поступления. И, наверное, именно из-за этих образов, которые он описывает, мы и взяли эту серию в сезон. Потому что эта серия, она не столько про самого Василия Комарденкова, сколько вот про этих русских людей, благодаря которым, благодаря вот встрече с ними, он и поступил. Благодаря вот этим людям — там обычному Андрианычу, который охранял Строгановское училище, благодаря Щербинскому, преподавателю Строгановского училища, который приютил маленького Ваську и выучил, вот благодаря этой отзывчивости и доброте, наверное, такие простые ребята и попадали, и осуществляли свою мечту. И, наверное, это серия про то, что каждый из нас, если он по-настоящему о чем-то мечтает, то он может достигнуть этой мечты. И, собственно, как попал Антон Шагин, и как он согласился вообще участвовать при своем плотном графике. Нам кажется, мы очень точно попали с материалом, и Антон Шагин, придя на площадку, он перевоплотился моментально, и вот мы как будто увидели действительно этого Ваську. И ему очень был близок этот текст про обычного мальчика, который вот сам себя сделал. И он сказал, что ему очень было трогательно узнать про него, и что ему очень важно, что после его работы и после нашей совместной работы о нем узнало еще больше людей. И поэтому он согласился и, как нам кажется, невероятно попал в этот образ.

А. Митрофанова

— Ну каюсь, включила я Комарденкова, потому что, знаете как: ну смотришь, фамилии известные там — ну Туркул, Толстая, Достоевский — понятно, на уровне фоновых знаний все мы понимаем, кто эти люди. И тут раз — и Комарденков, думаю: надо посмотреть обязательно, как-то интуитивно почувствовала. И включила, и не смогла оторваться, по той простой причине, что вот эта пронзительная история про людей, про то какими действительно могут быть и должны быть, наверное, отношения между людьми. Когда человек человеку не волк, ну мы знаем историю Ваньки Жукова, вот это вот трудное детство и прочее. Здесь же как это, наверное, и должно быть — мальчика какого-то ободранного и худющего у ворот Строгановского училища, с горящими глазами при этом, увидел профессор Строгановского училища и захотел ему помочь. А швейцар его накануне до этого не прогнал, а наоборот, вселил надежду, что сюда можно поступить. И вот это какая-то, я не знаю, человечность концентрированная, про то как и должно быть между людьми. История про то, какими мы на самом деле, наверное, призваны быть друг к другу. Когда ближний тебе это не помеха справа или слева, а вот тот, на кого распространяется твоя любовь, забота, не знаю. Ну пусть ты от этого будешь чувствовать даже какой-то дискомфорт, но ты поможешь человеку, ты, считай, что поможешь самому себе, попадешь в себя таким образом. Вот это, конечно, правда, потрясающая история. И то, что у этого человека большой путь сложился, мне кажется, тоже во многом благодаря не только его таланту, но и той человеческой теплоте, которую он увидел. Этим хочется потом делиться, она умножается ведь, мне кажется, так. И спасибо вам огромное за то, что вытащили эту историю. Я бы, например, ее никогда не узнала. Не знаю, наверняка наши слушатели более осведомлены, но вот для меня это было прямо откровением и, конечно, это очень приятно. «Дни минувшие» называется книга его воспоминаний. Что там еще, в этой книге?

И. Разумовская

— Прекрасная история про то, как он попадает потом, тоже, кстати, мальчиком, уже на последних курсах учится вот этого Строгановского училища, и уже работает, потому что ему нужно зарабатывать. И он работает ни много ни мало сценографом, помощником сценографа в опере Зимина. И Зимин, увидев, в чем одет Комарденков, отправляет его к своему портному с такой бумажкой: мол, одеть. И он идет на Кузнецкий мост, бедный...

А. Митрофанова

— В модные лавки.

И. Разумовская

— Он идет и он понимает, что его отправили в самый вообще просто модный магазин этого города. Он очень переживает, потому что у него ни гроша в кармане. И вот его обмеряют, и у него уже там все, понятно, что ему сейчас будут шить костюм там, тройку, наверное, и рубашку. А он, бедный, стоит и только об одном думает: как же он за все это расплатится? И вот он как бы уже собирается уходить и, бедный, никак не может понять, как же ему сказать. И он пытается узнать, типа, вот сколько вообще он должен. И как бы портной абсолютно не понимает этого вопроса, говорит, что ты же от Зимина — ну все. И то, что его отправили к тому портному, который, собственно, одевал самого Зимина, это тоже очень показательно. И тоже очень трогательная история про отношение.

М. Разумовский

— Да, мне кажется, здесь важно сказать, что этот эпизод, вот он показывает, что воспоминания, они для нас восстанавливают и показывают ту обиходную культуру, которая была раньше. И знания о ней, они уходят в первую очередь, она это то, что истончается быстрее всего, и то что нам сегодня очень сложно себе представить, как люди общались между собой, чем они жили, и что было хорошо в их понимании, что плохо. И вот этот эпизод с Василием Комарденковым, он действительно воссоздает эту картину жизни, и он показывает и какие-то хорошие стороны, и плохие. Вот в этом эпизоде, в конце, там появляется вот этот момент, когда над ним смеются все вокруг и называют его «кухаркин генерал». Это на самом деле если бы, я читал несколько раз этот текст и не понимал, о чем это. И потом я начал искать, что это значит. И вот передо мной появился документ, что был такой закон о кухаркиных детях, который не позволял поступать в высшие учебные заведения вот детям такого сословия. Вот один из самых именитых детей — это Корней Чуковский, он вот тоже попал под этот закон, и был сыном тоже не такого сословия, и это было тоже в Российской империи. Но тем не менее, мне кажется, здесь тоже одна из вещей, которые я вынес из этого эпизода, мне кажется, то что он подсвечивает. Ведь Василий Комарденков уже жил в такое советское время, и во многом, мне кажется, он показывает историю человека, который жил и творил в советское время и передавал последующим поколениям вот эту связь с людьми и вот из Российской империи. И благодаря этому это было вот протянуто через весь XX век. Вот наши родители, они, получается, тоже вот эти тепло какое-то получили и, возможно, и мы от них тоже. Мне кажется, это очень важно.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА, дорогие радиослушатели. Перед небольшим перерывом, на который мы сейчас уйдем, напомню, что в нашей студии Ирина и Михаил Разумовские, авторы документального цикла «Живые мемории» и основатели, руководители замечательной команды молодых людей Ktomy.Media — это целое агентство, можно сказать, которое производит замечательные анимационные фильмы и другие видеопродукты, как сейчас это принято называть, хотя не очень люблю это слово. В разных форматах рассказывает Ktomy.Media о том, кто мы такие — через изучение истории, через погружение в биографии самых разных людей, известных и неизвестных, из разных веков, из разных сословий. И благодаря оживлению голосами, лицами, анимацией этих людей, у нас, жителей XXI века, появляется возможность ну почти наощупь почувствовать ту жизнь, о которой мы сейчас знаем из книг, а вот благодаря Ktomy.Media знаем немножко больше. Еще вот и на уровне визуального ряда, и ну практически на уровне осязания. Ирина и Михаил Разумовские. Я Алла Митрофанова. Буквально через минуту вернемся и продолжим разговор.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается. Дорогие слушатели, напоминаю, что Ирина и Михаил Разумовские сегодня в нашей студии — основатели Ktomy.Media, авторы удивительного сериала «Живые мемории», второй сезон которого уже доступен на YouTube, на канале Ktomy.Media. Пожалуйста, заходите, подписывайтесь, смотрите. И сегодня мы говорим о тех историях, мемуарах, которые легли в историю десятисерийного вот этого нового цикла, продолжения, собственно, «Живых меморий». Артисты, озвучивающие воспоминания, тоже самые разные и очень известные. Вот Инна Михайловна Чурикова — наверное, имя, которое знает абсолютно каждый, Денис Мацуев — тоже знает каждый. Полина Агуреева — блестящая. Полина Агуреева в «Живых мемориях» связана в этом сезоне с историей святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вы расскажите, пожалуйста, как это получилось.

И. Разумовская

— Это прекрасная книжка «То, чего больше не будет», которую написала Ариадна Тыркова-Вильямсон — она была первой женщиной в партии кадетов и вообще такая журналистка, публицист, которая оставила эти воспоминания, рассказывающие больше о том, чего больше не будет — то есть о своей юности в родительской усадьбе на реке Вергежа. И это очень проникновенные воспоминания, полные, мне кажется, такого чувства раскаяния в том, что она не могла оценить этого всего, когда у нее это было. Потому что пишет она это воспоминание уже в эмиграции, уже будучи Вильямс — то есть выйдя замуж за англичанина, когда она эмигрировала, и она пишет их уже в Англии. И этот эпизод, который мы взяли — это ее воспоминания о том, как она застала Иоанна Кронштадтского, как он был близок с ее отцом. Ее отец был единственным в этой семье, который был истинно и искренне верующим православным человеком, во многом благодаря своему духовнику, вот Иоанну Кронштадтскому. И эта история о том, как отец, собственно, строил храм, собирал на него деньги, и как приезжал освящать этот храм Иоанн Кронштадтский, и что творилось в душе тогда еще юной и очень строптивой Ариадны Тырковой-Вильямсон.

. Митрофанова

— Суфражистки — наверное, можно так ее назвать в соответствии с временем, судя по характеру занятий. И что же творилось в ее душе? Вот эта встреча двух разных измерений, пожалуй, так. Женщина эмансипированная, ну в хорошем смысле этого слова, стремящаяся к самореализации, ну в то время, наверное, с миром Иоанна Кронштадтского практически не пересекающаяся.

И. Разумовская

— И не желающая с ним пересечься.

А. Митрофанова

— И что же? Вот она увидела человека, одна встреча с которым, бывало, меняла жизни.

И. Разумовская

— Да, надо сказать, что она тогда-то не оценила все равно эту встречу. Но потом вот она уже вспоминает это с чувством ну вот грусти, что она тогда не оценила.

М. Разумовский

— Там на самом деле есть такие строки, что при всем скептицизме, как она сама говорит, относительно вот этого старца, который опять-таки, как она говорит, привлекает каких-то странных кликуш, бездомных и так далее — вот на старте, получается, имея по отношению к Иоанну Кронштадтскому скорее вот такое недоверие, она все равно пишет, что вот в этот момент, когда она в толпе богомольцев шла после освящения храма, вот на момент растопила ее преграду эту. Вот она говорит, растопила. Мне кажется, это очень точное слово. Мне очень нравится эта серия, тем что там есть очень у нее у самой в тексте очень такой, он на втором плане образ, мы его даже не сразу с Ирой заметили. Это то, что начинается серия с того, что она описывает, как у отца вот были разные увлечения, и сначала он, перед тем как увлекся строительством храма, он занимался попечением о слепых, и каждое воскресенье у них в гостиной собирались вот эти слепые и их родственники зрячие. И получается, что вот он сначала, в начале серии мы видим этих слепых, которыми занимался их отец. А потом, когда к ним приехал Иоанн Кронштадтский, вот в день освящения храма, и ее отец представлял всю семью, и она там говорит о том, что Иоанн Кронштадтский понял, что только один православный человек. И что ей очень грустно, что все мы были слепы. И мне кажется, вот этот контраст и этих образов — тут слепые, а тут они тоже слепые, потому что они просмотрели вот этот поистине источник воды живой, как она сама говорит. Мне кажется, вот это очень как бы емкий образ. И это как раз то, ради чего мы и читаем воспоминания, и то, ради чего мы берем анимацию как художественный способ их выражения, потому что анимация позволяет раскрыть эти образы художественно.

А. Митрофанова

— Вообще образ, конечно, абсолютно евангельский. Сразу вспоминается, как Спаситель говорит с фарисеями и, говорит, вы поймите, если бы вы были слепы, то с вас же и спроса бы не было, но вы же зрячие и вы не видите, то есть вы имеете глаза и не видите истину. И, к сожалению, да, показательный момент, есть у нас иллюзия, что до 1917 года у нас вся страна была православная. А вот, пожалуйста — Иоанн Кронштадтский, и он приезжает освящать храм, и сталкивается с тем самым миром, который реальный не по нашим представлениям стереотипным о том, что было до 17-го года, а как это было на самом деле. И тогда становится чуть более понятно, как стал возможен и 17-й год в том числе. Это да, это прямо моменты, которые, наверное, стоит себе фиксировать, ставить галочки. Про слепых — очень точный образ. А еще вот сейчас передо мной ваш буклет и открыт он на странице девятой серии, под названием «Путь», которая снималась при партнерстве музея истории ГУЛАГа. Так понимаю, что одна из самых тяжелых серий в этом втором сезоне «Живых меморий».

И. Разумовская

— Ну да, книга «Путь» — это одни из самых на самом деле известных воспоминаний о ГУЛАГе. Их написала женщина, которая прошла все это, которая 20 лет провела в лагерях, пронесла внутри себя эту книгу, прозапомнила каждый день и описала его. И надо сказать, что это книга настоящее тоже открытие наше, хотя она известна вот среди тех, кто занимается темой ГУЛАГа и репрессий. Но самое поразительное в этой книге — это первая ее глава, «Щепка», которая говорит о том, что эта женщина, которая прошла и пройдет весь этот путь, была очень ярой коммунисткой, очень верила в революцию и в праведный путь вообще после 1917 года, и ее муж тоже. И, собственно, глава «Щепка», которая происходит из-за фразы, которую произносит ее муж: лес рубят — щепки летят. В этой главе пытается еще и объяснить, что вообще-то ну все как бы объяснимо. И оказывается сам этой щепкой, а потом и она. И это абсолютно переворачивает, и всю оставшуюся книгу это ты воспринимаешь через образ этой щепки. И мне кажется, что все, кто столкнулся с этой темой, с этой книгой и с этой серией в нашем киноальманахе, не могут больше избавиться от этого образа. И это действительно очень тяжелая серия, но она необходима нам всем сегодня. И она неслучайно делалась в партнерстве с музеем истории ГУЛАГа — замечательный на самом деле музей, мы не первый раз с ним сотрудничаем. И надо сказать, что наш режиссер и художник анимации, Мария Майорова, она, и это видно в серии, очень много ходила в этот музей, чтобы создать визуальный ряд, в котором очень много образов, в котором очень много не лобового, и это очень важно. И у нас был там показ, и мы говорили с прекрасным директором, Романом Романовым, вот этого музея ГУЛАГа. И, мне кажется, он сам ответил нам на вопрос, и в том числе а зачем нужна такая серия в нашем сезоне, зачем нужна вообще эта книга, зачем нужен такой музей истории ГУЛАГа. Я задала ему вопрос, насколько тяжело каждый день работать с этой темой, нужно ли? Ну как бы ты каждый день напоминаешь себе и другим о репрессиях... А он невероятно светлый человек, Роман Романов.

А. Митрофанова

— Как ему это удается, вопрос.

И. Разумовская

— Замечательный. Я, собственно, я не понимала этого. Ну как бы вот у него вообще ни одной там морщины там, грусти, скорби на лице. Ну как это возможно? Он всю жизнь этот музей делает. А он ну молодой при этом человек. И он замечательный дал ответ. Он сказал, что он раньше вот был психологом и очень много работал с травмами, в том числе родовыми и детскими. И просто он понял, что в нашей стране есть эта травма, тема, которая стала темой в итоге его музея, который он создал. И он к этому так относится. И иногда это нужно проговаривать, проживать, чтобы от этого избавиться.

М. Разумовский

— Ну то есть он к этому относится как к терапии.

А. Митрофанова

— К терапии. Понимаю, о чем он говорит. XX век, исколесивший.

И. Разумовская

— И очень важно понимать, когда мы беремся за эти темы. И вообще отчасти проект «Живые мемории» и все тяжелые темы, которые он поднимает, и серии, они тоже являются терапией. И мы бы хотели в это верить.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается. Напомню, что говорим мы сегодня об анимационном документальном сериале «Живые мемории». И его авторы и руководители Ktomy.Media, с замечательным, кстати, YouTube-каналом Ktomy.Media, где можно увидеть два сезона сейчас по 10 серий «Живых меморий», Ирина и Михаил Разумовские, и это очень молодые люди, при этом безгранично образованные, глубокие, прекрасные и занимающиеся замечательным делом, рассказывать о котором одно удовольствие. Смотреть эти фильмы некоторые невозможно без слез, как, например, серия, о которой сейчас шла речь — «Путь», воспоминания о ГУЛАГе. И вот этот точный образ щепки. Да, лес рубят — щепки летят. Это же такая палка о двух концах. Когда мы позволяем себе расчеловечить другого человека, назвать его «щепкой» или «вошью», как это было в случае с Раскольниковым, помните, или «мокрицей», как это в «Авиаторе» у Водолазкина, мы не замечаем, как начинаем расчеловечивать самих себя. То есть это бумеранг запускается на самом деле, и этот бумеранг обязательно прилетит и очень больно. Это больно, и это то, о чем важно помнить. Вот и сейчас, мне кажется, особенно. Так что спасибо, что вы эти темы поднимаете. Однако уже говорили мы сегодня, что во втором сезоне «Живых меморий» принимает участие Инна Михайловна Чурикова, и озвучивает она Александру Толстую — одну из дочерей Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Давайте сейчас послушаем фрагмент из серии про Александру Толстую, а потом чуть-чуть поговорим и об этом эпизоде тоже.

Фрагмент 3-й серии второго сезона — ах, как приятно это все произносить, — 3-й серии второго сезона анимационной ленты, сериала «Живые мемории». Ирина и Михаил Разумовский — авторы идеи, создатели, в нашей студии сегодня. Это был голос, да, Инны Михайловны Чуриковой, она озвучивает Александру Львовну Толстую, одну из дочерей Льва Николаевича и Софьи Андреевны. И это очень важные воспоминания, подсвечивающие, ну ведь жизнь Толстого, она была не частной, совсем не частной, он жил на виду. И Софье Андреевне это очень тяжело давалось. Как это давалось детям — вообще удивительный вопрос. Расскажите, пожалуйста, о вашей встрече с ее воспоминаниями и о том, что вы выносите для себя из этой истории.

И. Разумовская

— Ну тут невероятно можно сделать как раз переход от музея истории ГУЛАГа, где я впервые на экспозиции услышала отрывок из книги «Проблески во тьме». Потому что Александра Львовна тоже является, некоторое время была узницей Лубянской тюрьмы, куда ее, собственно, обвинив в контрреволюционной деятельности, и посадили. И вот я там впервые услышала этот отрывок, кстати, в исполнении Инны Михайловны Чуриковой, которая озвучивала другой эпизод, но именно этой книги, для экспозиции музея. И книга «Проблески во тьме» — это одна из редких книг, где каждую главу почти можно взять в сериал «Живые мемории». Она унаследовала дар литературный от отца, и ее воспоминания невероятно пронзительны и проникновенны. Именно эта книга «Проблески во тьме» минимально касается ее отца. Она рассказывает о стране в период начала XX века, и что она переживала, и как. Вообще, как можно было выживать, будучи дочерью Льва Николаевича, неся в себе все его заповеди, если можно так сказать. И это очень пронзительно. Наш эпизод, собственно, рассказывает о моменте, когда она является заключенной Лубянской тюрьмы и встречает Пасху в камере. Инна Михайловна Чурикова согласилась только потому, что это такой текст. Она и до этого, видимо, его озвучивала, потому что это Александра Львовна, но сейчас мы ей предложили другой эпизод, и она была под очень сильным впечатлением от этого текста. Он, кстати, очень короткий, это вообще очень короткая серия. И она, единственная из всех актеров за два сезона, Инна Михайловна Чурикова, с которой мы репетировали этот текст — я ездила к ней домой, и она попросила об этой репетиции.

А. Митрофанова

— Предлагала несколько вариантов прочтения интонационных переходов?

И. Разумовская

— Да, просто она как бы такого диапазона актриса, что она может как угодно прочитать этот текст, как выяснилось. И потом мы еще работали с ней непосредственно в студии. И для нас был очень волнительный момент — она приезжала на премьеру в кинотеатр «Иллюзион». И вот это вот как бы показ для Инны Михайловны, кстати, при полном зале, тоже был очень трогательный и важный для нас исторический, наверное, момент, для нас с Мишей. И надо сказать, на своей серии она плакала, как мне подсказали те, кто сидел рядом с ней. И это на самом деле тоже, конечно, такая наша творческая удача. Потому что одно дело — ее невероятное прочтение, но создать анимацию, написать музыку, которая для этой серии особенно важна, потому что это серия про музыканта — это тоже было большое испытание, с которым мы справились всей командой.

А. Митрофанова

— Я думаю, она еще и глубоко тронута тем, что такие молодые люди так глубоко копают и так сильно умеют работать. Потому что это действительно сильная работа, а команда у вас очень молодая. Ведь они же все примерно вот вашего возраста.

И. Разумовская

— И младше даже.

А. Митрофанова

— И даже младше. Ну то есть это 20+ — вот примерно так, чтобы было понятно, кто сейчас в студии. И вы знаете, Александра Львовна ведь самая последовательная и глубокая, наверное, сторонница в первой половине своей жизни идей папы. А во второй половине жизни, как понимаю, она становится глубокой христианкой. И вот этот переход ее тоже, не знаю, под влиянием событий, о которых вы говорите, под влиянием, может быть, все-таки того, что ну ведь Толстой как, он толстовство, мне кажется, там довольно через определенное время перерос и готов был бы двигаться дальше. И, думаю, вполне мог бы быть стать христианином. Но, что называется, есть такая вот инертность и прочее. И вот Александра Львовна своими непростыми путями, у меня складывается иногда такое впечатление, за отца доходит этот путь, который вот он, оказываясь просто в тисках обстоятельств, проделать до конца сам не смог. И много что помешало и, в общем, может быть, какие-то личные свойства — мы сейчас об этом не будем говорить, ну и обстоятельства, и люди вокруг. А вот она, по сути, за своего отца, вот этими чудовищными испытаниями и теми драгоценными открытиями, на которые способна в таких обстоятельствах только, мне кажется, душа колоссального размера, толстовского размера, толстовского масштаба, вот через это через все она проходит. И, мне кажется, это вот «по плодам их узнаете их». Плоды Толстого — это не про толстовство, это про Александру Львовну ведь. Вот как-то так. Поэтому низкий вам поклон за то, что поднимаете эти темы. И да, и Инне Михайловне, конечно, спасибо, бесконечная благодарность за ее участие. Не знаю, кто бы смог так, как она. Ей близка ведь, просто Александра Львовна ей близка, судя по всему, еще чем-то. Что она сама говорит?

И. Разумовская

— Ну на самом деле мне пришлось больше всего, когда мы с ней репетировали, ей рассказывать путь Александры Львовны. Потому что ну как-то не было возможности у Инны Михайловны так вот и книгу прочесть и так далее. И она каждый раз только убеждалась, что все больше и больше ей нравится эта личность. Конечно, своей прежде всего, своим стоицизмом. Это очень вообще близко Инне Михайловне. Она же всегда играет и играла очень много таких волевых женщин, стоиков.

А. Митрофанова

— Это правда. Давайте напомним, где смотреть «Живые мемории», как найти канал в YouTube.

М. Разумовский

— Мы, у нас есть сайт https://www.ktomy.media/ — там можно найти и первый, и второй сезон. Также у нас есть наш YouTube-канал, тоже можно вбить: «Ktomy.Media» — подписаться на него, чтобы не пропускать новые проекты и, возможно, продолжение «Живых меморий». И там же также уже выложены в открытом доступе все серии второго сезона. Еще у нас есть наш социальные сети — Телеграм, ВКонтакте — Ktomy.Media. Там можно находить информацию сопутствующую — мы рассказываем про наших героев, про то, как идут съемки, и также мы рассказываем про те офлайн-показы в кинотеатрах, где можно увидеть весь проект на большом экране, сразу все десять серий целиком. И вот такой ближайший показ будет в Санкт-Петербурге и в Кронштадте — то, о чем Ирина говорила. Об этом можно, о точных датах и времени, узнать в наших социальных сетях.

А. Митрофанова

— В Санкт-Петербурге теперь вещает радио ВЕРА с 1 июня, для нас это большая радость. Так что всех приглашаем.

И. Разумовская

— Прекрасно, поздравляем вас.

А. Митрофанова

— Спасибо. И хороших вам премьер в тех городах, где будут показаны «Живые мемории». И надеюсь, что это только начало. Ждем продолжения, третьего сезона. И спасибо вам огромное за вашу работу.

И. Разумовская

— Спасибо.

А. Митрофанова

— Ирина и Михаил Разумовские, создатели анимационного сериала «Живые мемории», руководители Ktomy.Media, сегодня были в нашей студии. Я Алла Митрофанова. Прощаемся с вами. И надеюсь, что наши слушатели станут и зрителями «Живых меморий».

М. Разумовский

— Спасибо.

И. Разумовская

— Спасибо. До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем