По ходу своей деятельности я иногда встречаю людей, которые недоумевают по поводу того, что Церковь переходит допустимые ей пределы. Попытки уточнить, что за пределы и кто их определяет, как правило, ясности не вносят. Но слова о том, что она, мол, вечно куда-то не туда вмешивается – регулярные аргументы. На самом деле, в этом нет ничего нового. Загнать Церковь в гетто, сделать из нее музей восковых фигур — об этом еще Великий Инквизитор мечтал, что гениально прочувствовал и передал Достоевский в своей Легенде из "Братьев Карамазовых". Но сегодня я хотел бы поразмышлять о том, насколько самой Церкви - Царство которой, как известно, не от мира сего - это все органично присуще.
В Евангелии есть немало слов, которые говорят о мистической природе Церкви. Но есть тексты и образы, которые, на мой взгляд, очень точно описывают принципы ее земного пути, ее земной истории. Об этом, практически, все, так называемые, притчи роста. Помните? Горчичное зерно, закваска и тесто, притча о талантах и многое другое - это все об эволюции, о прогрессе, о неком становлении, о природе Церкви, которая проявляет себя в развитии. И церковная история наглядно об этом свидетельствует.
Вот если задуматься, как была организована церковная жизнь в первые века христианства? Полагаю, что у ранней Церкви общественные функции были минимальными, так как и ее возможность участвовать в жизни общества была невелика. Были апостолы и избранные ими епископы, по воскресным дням проходили собрания, преломляли хлеб, и все «пребывали единодушно вместе», как об этом пишет книга Деяний. Однако, когда впервые понадобилось организовать социальное служение, упорядочить внешний порядок Церкви – появился институт дьяконов. Встал вопрос о защите основ веры перед лицом «вопрошающих, внешних» – появились первые апологеты. Когда государственная машина перестала гнать христиан и они стали играть большую роль в жизни античных полисов – на сцене появились епископы-управленцы, как, например, святитель Амвросий Медиоланский, который не раз спасал город Милан от варварских орд. Светская-то власть сбежала, вот и приходилось епископу вести переговоры с варварами и организовывать оборону города. Когда христианство пришло в римскую армию – появилось военное духовенство. Когда античная мысль бросила христианству интеллектуальный вызов – появились блестящие церковные ученые и богословы. Наступили темные века и в раннем средневековье при монастырях появляются первые богадельни, приюты, госпитали. Развивается европейская культура, происходит зарождение науки и именно церковные богословы создают первые европейские университеты.
В каждую эпоху новый социальный вызов, новая общественная необходимость вызывали ответ со стороны церковного сообщества. В каждую эпоху то, чем начинает жить общество — незамедлительно попадает в сферу ответственности и заботы Церкви, которая зачастую становится локомотивом новых общественных интересов. И это совершенно естественно. Ведь Церковь — это люди. Ни епископы с батюшками, ни епархиальные управления, а люди, из которых и состоит общество.
В былые времена была популярная реплика: «тебе что, больше всех надо?». Она хорошо отражала духовное состояние народа. Так вот, история Церкви свидетельствует, что покуда она существует, ей всегда будет «больше всех надо», потому что она и есть живой народ, а немое безразличие музея – ей чуждо.
У Антона лейкоз, ему необходимо лекарство

19-летний Антон Гасников — студент-айтишник. В свободное от учёбы время парень пишет стихи и создаёт песни для собственной группы, а ещё сочиняет сценарии к настольным играм. В копилке увлечений Антона — древнегреческая мифология и греческий язык. Такую насыщенную жизнь он ведёт в перерывах между обострениями болезни.
На протяжении 15 лет молодой человек борется с тяжёлым онкологическим заболеванием крови — лейкозом. Его обнаружили, когда Антону было четыре года. Из маленького города Пыть-Ях, что в Ханты-Мансийском автономном округе, его вместе с мамой отправили на лечение сначала в Нижневартовск, а потом в Санкт-Петербург. В родной город Антон так и не вернулся. В 2010 году его семья переехала в Петербург, чтобы быть ближе к больнице, в которой Антон проходил лечение.
Сегодня он по-прежнему находится в Северной столице под наблюдением врачей. За столько лет борьбы с болезнью молодой человек перенёс огромное количество курсов химиотерапии и две операции. Но он не сдаётся. «Многое зависит от нашего восприятия. Поэтому я стараюсь смотреть на мир с оптимизмом», — говорит Антон Гасников.
Сейчас ему необходимо дорогостоящее лекарство, которое снизит риск обострения болезни. Сбор на этот препарат открыл благотворительный фонд «СВЕТ.ДЕТИ» и вы можете принять в нём посильное участие. Чтобы помочь Антону Гасникову, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные поиски Н.В. Гоголя». Алексей Бархатов

У нас в студии был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о духовных поисках Николая Васильевича Гоголя и том, как они влияли на его жизнь и творчество.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Первая программа с директором Московского дома Гоголя Верой Викуловой была посвящена жизни знаменитого писателя и основным этапам его творчества.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Память о Николае II». Виктория Потемкина

У нас в гостях была руководитель Московского отделения «Союза ревнителей памяти Императора Николая II» Виктория Потёмкина.
Наша гостья рассказала, как заинтересовалась изучением памяти Царской семьи, как благодаря этому пришла к вере и в Церковь, а также поговорим о тех материалах об убийстве Николая II и его семьи, которые удалось собрать следователю Николаю Алексеевичу Соколову в 1919 году.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер