По ходу своей деятельности я иногда встречаю людей, которые недоумевают по поводу того, что Церковь переходит допустимые ей пределы. Попытки уточнить, что за пределы и кто их определяет, как правило, ясности не вносят. Но слова о том, что она, мол, вечно куда-то не туда вмешивается – регулярные аргументы. На самом деле, в этом нет ничего нового. Загнать Церковь в гетто, сделать из нее музей восковых фигур — об этом еще Великий Инквизитор мечтал, что гениально прочувствовал и передал Достоевский в своей Легенде из "Братьев Карамазовых". Но сегодня я хотел бы поразмышлять о том, насколько самой Церкви - Царство которой, как известно, не от мира сего - это все органично присуще.
В Евангелии есть немало слов, которые говорят о мистической природе Церкви. Но есть тексты и образы, которые, на мой взгляд, очень точно описывают принципы ее земного пути, ее земной истории. Об этом, практически, все, так называемые, притчи роста. Помните? Горчичное зерно, закваска и тесто, притча о талантах и многое другое - это все об эволюции, о прогрессе, о неком становлении, о природе Церкви, которая проявляет себя в развитии. И церковная история наглядно об этом свидетельствует.
Вот если задуматься, как была организована церковная жизнь в первые века христианства? Полагаю, что у ранней Церкви общественные функции были минимальными, так как и ее возможность участвовать в жизни общества была невелика. Были апостолы и избранные ими епископы, по воскресным дням проходили собрания, преломляли хлеб, и все «пребывали единодушно вместе», как об этом пишет книга Деяний. Однако, когда впервые понадобилось организовать социальное служение, упорядочить внешний порядок Церкви – появился институт дьяконов. Встал вопрос о защите основ веры перед лицом «вопрошающих, внешних» – появились первые апологеты. Когда государственная машина перестала гнать христиан и они стали играть большую роль в жизни античных полисов – на сцене появились епископы-управленцы, как, например, святитель Амвросий Медиоланский, который не раз спасал город Милан от варварских орд. Светская-то власть сбежала, вот и приходилось епископу вести переговоры с варварами и организовывать оборону города. Когда христианство пришло в римскую армию – появилось военное духовенство. Когда античная мысль бросила христианству интеллектуальный вызов – появились блестящие церковные ученые и богословы. Наступили темные века и в раннем средневековье при монастырях появляются первые богадельни, приюты, госпитали. Развивается европейская культура, происходит зарождение науки и именно церковные богословы создают первые европейские университеты.
В каждую эпоху новый социальный вызов, новая общественная необходимость вызывали ответ со стороны церковного сообщества. В каждую эпоху то, чем начинает жить общество — незамедлительно попадает в сферу ответственности и заботы Церкви, которая зачастую становится локомотивом новых общественных интересов. И это совершенно естественно. Ведь Церковь — это люди. Ни епископы с батюшками, ни епархиальные управления, а люди, из которых и состоит общество.
В былые времена была популярная реплика: «тебе что, больше всех надо?». Она хорошо отражала духовное состояние народа. Так вот, история Церкви свидетельствует, что покуда она существует, ей всегда будет «больше всех надо», потому что она и есть живой народ, а немое безразличие музея – ей чуждо.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема