В этом выпуске клирик московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский, фотограф Михаил Ерёмин и журналист Яна Юревич размышляли о том, как человеку реализовать данные таланты и найти свое призвание.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер
– Добрый вечер, дорогие наши радиослушатели, в эфире программа «Клуб частных мнений». И мы сегодня, как обычно, обсуждаем одну из программ «Частное мнение», которая звучит в утреннем эфире Радио ВЕРА. И автор этой программы Яна Юревич. И тема, которую Яна предложила обсудить, это предназначение, да?
Я. Юревич
– Да, призвание, предназначение.
Н. Лангаммер
– Это Божия воля, Божие назначение или это все-таки свобода для человека. И чтобы эту тему обсудить, мы пригласили Михаила Еремина, фотографа. Необычного фотографа, раскроем эту тайну чуть позже. И протоиерея Александра Березовского, клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Добрый вечер, отец Александр.
Протоиерей Александр
– Добрый вечер.
Н. Лангаммер
– А для начала нашей дискуссии предлагаю послушать программу Яны.
«Мой дедушка был печником, складывал печки. В мегаполисе такая профессия и звучит странно – печник. А в маленьком сибирском городке, откуда я родом, это дело всегда нужное и важное, потому что большинство частных домов отапливается углем, да и в банях без печки никак. За все время, что дедушка занимался печным делом, а это больше 30 лет, очень много домов обрели источник тепла. Дом моих родителей, дом моего детства, не исключение. Дедушка вместе со своим сыном, моим папой, складывали печь, которая будет долгие годы греть дом и всех, кто в нем живет. Помню, какое удовольствие было зимой набегаться на улице в морозный день, вернуться домой и прислониться спиной к горячему печному боку и греться, греться. Еще помню, как разглядывала дедушкины натруженные руки. Ладони его были покрыты трещинками, в которые угольная пыль въелась настолько крепко, что ничем было не отмыть и не оттереть. С такими руками дедушка и предстал перед Господом восемь лет назад. А что для Господа наши руки, как они выглядят, Ему неважно. Господу важны наши сердца. И я верю, что сердце дедушки было таким же, как и плоды его рук – крепким, надежным и горячим. Для меня тепло печи осталось только в воспоминаниях. А так иногда хочется посреди ежедневной круговерти дел, задач, проблем остановиться и просто погреться возле печки с чашкой чая в руках, но в квартире можно прислониться разве что к батарее, однако все это не то. И вот в какой-то момент мне захотелось выпекать хлеб. Горячий, только что испеченный хлеб объединил вокруг себя мою семью. Тогда я подумала: ведь на самом деле каждый человек может стать своего рода печником – в качестве строительных материалов подойдет дело, в которое человек вкладывает свое время и силы, дело, плоды которого идут на пользу сердцам людей. Это дело может стать источником тепла для многих вокруг. Как рядом с печкой в морозный день собираются родные и друзья, так и дело, которым человек горит, может объединить вокруг себя множество людей. Они будут согреваться, подкрепляться, а может быть, и спасаться в самые холодные и темные времена нашей земной жизни. Как в печке горит огонь, так и через дела человеческие может действовать Дух Божий, озаряя все и всех вокруг своим светом. Важно не бояться трудностей, строить кирпичик за кирпичиком, идти шаг за шагом, строить и верить: любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».
Н. Лангаммер
– Яна, наверное, ты начни. Что для тебя непонятного? По-моему, твое предназначение ты уже как-то для себя определила: ты журналист, да, по профессии, мама...
Я. Юревич
– Да, на самом деле, конечно, я пришла сюда больше с вопросами, чем с ответами. Потому что для меня тема призвания, предназначения до сих пор очень актуальна, несмотря на то что да, как Наталья сказала, я журналист – это я по образованию журналист, мама – ну тоже да, это. Но именно какого-то дела, к которому я чувствую, что я призвана, пока в моей жизни, может быть, нет. И мне бы хотелось, конечно, самой разобраться, как вообще искать призвание, стоит ли это делать, есть ли свобода выбора именно у человека, что касается призвания или это всегда исходит от Бога. Потому что сама этимология слова призвание – это призыв, это извне. Вот для меня это очень актуально.
Н. Лангаммер
– А у тебя пространство есть для какого-то нового дела сейчас в твоей жизни?
Я. Юревич
– Пространство – да, я много чего пробую. В том числе я так же, как и Михаил, занимаюсь фотографией, которая мне очень нравится, и я вижу, что нравится моя работа людям. Я сейчас работаю, основная моя работа – это работа с книгами. Книги – это с детства и, конечно, я чувствую, что да, книги – это мое.
Н. Лангаммер
– А как ты работаешь с книгами? Я помню, ты в каком-то магазине работала христианской книги.
Я. Юревич
– Да, это интернет-магазин. С христианской литературой это было чуть ранее, потом я ушла в декретный отпуск. А сейчас я работаю в другом книжном магазине, занимаюсь оформлением в интернете различных книг, в том числе букинистики. Вот так.
Н. Лангаммер
– Отец Александр, почему душа ищет еще чего-то, казалось бы? Вот я сижу, слушаю Яну и думаю: жена, мама, двое сорванцов, и плюс фотограф – уже столько дел, казалось бы, а человек ищет еще чего-то. Почему душа просит?
Протоиерей Александр
– Да мне кажется, очень просто. Раз человек существо бесконечное, бессмертное, то в нас есть потенциал бесконечный. Мы его только начали с вами развивать здесь, на земле. Поэтому мы как бы чувствуем этот потенциал, и он так в нас так начинает закипать, по мере того как мы с вами что-то начинаем осваивать. Поэтому да, человеку интересно. Человеку активному вообще интересно много что в жизни, и что его есть истинное призвание, трудно определить сразу. Потому что в разном возрасте по-разному это реализуется. И интересы меняются, и возможности меняются. Вот был человек заинтересован чем-то, учился, учился, учился, а вышел замуж, родил пять детей – и уже все, уже другой интерес. Уже интерес как бы этих детей поставить на ноги и направить в жизни в нужное русло. Поэтому тут как знать, что откроется для нас в следующий момент нашей жизни.
Н. Лангаммер
– Ну то есть это не какое-то отдельное конкретное дело, что вот этот человек был рожден художником, а вот этот был рожден танцором, а этот врачом. Или это может быть бесконечно разных всяких дел, открытий?
Протоиерей Александр
– Нет, если человек, он стал хорошим художником, это не значит, что он не мог стать хорошим, например, плиточником или там штукатуром. Но просто он как-то этим увлекся, это было ему интересно, и в тот момент востребовано, и как-то вот он этому отдал свою жизнь, и в этом направлении развивался. А как знать, может быть, по-другому все могло сложиться.
Н. Лангаммер
– Ну вот а как? То есть все-таки это свобода выбора человека.
Протоиерей Александр
– Свобода есть, конечно. Но Бог, Он все-таки предлагает нам то, что Он в нас больше всего вложил. У каждого же человека есть свой, Богом данный как бы такой...
Н. Лангаммер
– Потенциал.
Протоиерей Александр
– Интерес, потенциал, да, который Бог хотел бы, чтобы мы его развивали. Мы не можем быть все одинаковые. Нужны все, разные люди. И поэтому Бог дает каждому в свою меру. И хорошо, когда у людей получается хорошо.
Н. Лангаммер
– А как понять вот то, о чем Яна сказала – призыв. Призыв Бога для чего, вот как понять? Я люблю это дело, получаю удовольствие – это идет от меня? Или я делаю это дело, получаю удовольствие, и оно нужно людям? Вот как понять критерий нужности? Ну я могу любить, не знаю там, пазлы складывать – но это никому не надо. А у меня получается красиво.
Протоиерей Александр
– Ну люди расскажут, это им надо вообще, интересно или нет. Потому что если людям неинтересно, то это очень быстро все будет понятно. Да, люди зачастую живут интересом личностным таким вот – мне интересно, я этим занимаюсь, я это хочу, а чужое мнение вообще мне не очень важно. Ну и такое есть. А если мы хотим послужить людям, то тогда мы будем наблюдать: а что, собственно, люди-то по этому поводу говорят и думают? И тогда мы можем корректировать свои направления.
Н. Лангаммер
– У меня почему-то в мыслях художники. Художники, которые могут годами писать картины, будет страдать их семья...
Протоиерей Александр
– Ну я тогда небольшой пример приведу. У меня есть знакомая одна, она замечательный художник, из семьи художников, такая потомственная художница. И она меня приглашала на свои выставки, я был у нее дома, где у нее большой архив ее картин, и все замечательно, мне очень нравится. Ты знаешь, давай ты лучше будешь писать иконы. А она говорит: да нет, да я не смогу там. Я говорю: ну давай, начинай, пробуй, учись там. Она пошла в иконописную школу, она училась и стала писать замечательные иконы.
Н. Лангаммер
– А ей нравилось это?
Протоиерей Александр
– Ну она поначалу как-то не очень этому верила. А потом, когда стало видно, что вот иконы, они более востребованы. Потому что перед картиной человек постоит – восхитится, может быть, там пейзажем или мастерством художника, а перед иконой человек молится. И у нее посыпались просто вот просьбы там – она и храмы расписывала, и иконостасы расписывала, и иконы писала в храмы, и вот этим, собственно, сейчас занимается. То есть ее художественный навык, он немножко трансформировался в иное такое, в церковное направление. И мне кажется, что и она этому очень рада. И как бы вот то, что людям это нужнее, это точно.
Н. Лангаммер
– Михаил, неслучайно ведь вас Яна попросила пригласить – это была ее идея. И я знаю, что вы не просто фотограф, а вы снимаете очень важные моменты жизни человека. Расскажите, как вы к этому пришли. Медицинский фотограф, правильно?
М. Еремин
– Да, у меня светская профессия связана с работой в пресс-службе Первой градской больницы и по долгу работы я фотографирую в том числе в операционных. Я, возможно, очень сильно разочарую сейчас всех, но очень простая история с этим связана: была вакансия в интернете, я на нее откликнулся и пришел работать.
Н. Лангаммер
– Откликнулся – значит, захотелось.
М. Еремин
– Откликнулся на вакансию, да. Ну тут как – человек ищет работу, он откликается на вакансию. Мне было интересно на самом деле, что медицина. Это у меня была когда-то мечта в детстве стать врачом, нейрохирургом, я ее быстро достаточно забросил, но все равно вот, видимо. И то, что в храме всю жизнь я нахожусь, как-то накладывает отпечаток, что вот какое-то служение, в частности, людям. И пусть я там никого не лечу, но это возможность об этом служении людям что-то рассказывать – об этой профессии, об этой работе.
Н. Лангаммер
– А где публикуете ваши фотографии, для чего они?
М. Еремин
– Они в основном на самом деле для больничного архива, для социальных сетей больницы – то есть это просто как бы имиджеформирующие такие вещи. Иногда что-то уходит ко мне. Ну то есть это все как бы мое в моем случае, мне просто иногда что-то удается снять как бы назовем это не то, чтобы штатное, а необычное, то, в чем я вижу вот то, из-за чего я откликался на эту вакансию.
Н. Лангаммер
– А что это?
М. Еремин
– Служение.
Н. Лангаммер
– А что необычного?
М. Еремин
– Необычного? Ну как, ты стоишь в операционной, у тебя на операционном столе там человек лежит под наркозом, а врач над ним сидит, колдует, над мозгом. И это такое – я не знаю, может быть, батюшка сейчас оспорит этот термин, но это такое определенное священнодействие все-таки. Находиться в равнодушном состоянии там просто невозможно. Что вот сейчас как бы, по большому счету, врач сейчас спасает жизнь, там дает новую жизнь кому-то, кому-то жизнь улучшает, возможно.
Н. Лангаммер
– Снимаете врача.
М. Еремин
– Я снимаю врача, конечно, не пациента. Неважно на самом деле, кто лежит на столе, кто пациент. А важно, что делает врач.
Н. Лангаммер
– Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Мы обсуждаем тему – призвание. Это Божие установление какое-то, Божия воля или это свобода выбора человека. И у нас в гостях Яна Юревич, журналист, Михаил Еремин, фотограф, и отец Александр Березовский. Ну интересная тема, да, что вы откликнулись, не просто так, а все-таки была детская мечта, Михаил. Вы все равно каким-то образом реализуете свою мечту и при этом приносите пользу людям. Да, Ян, вот они два момента сходятся?
Я. Юревич
– Да, мне кажется, один из критериев, что человек, возможно, нашел свое призвание это то, что ему... Точнее здесь соприкасаются два критерия – что человеку нравится и что это приносит пользу людям. Потому что да, как ты ранее сказала, человеку может что-то нравиться, но это совершенно бесполезно для окружающих. И тогда, мне кажется, возникает вопрос: а в таком случае нужно ли это Богу? Потому что мы все взаимодействуем друг с другом, и через нас Бог взаимодействует с каждым из нас.
Н. Лангаммер
– Ну интересно, потому что если, допустим, – мне вот художники не дают покоя, – а если у человека получаются потрясающие картины, и много таких художников, которые прославились века спустя. Но вот всю жизнь он вот так писал эти картины, денег в семье не было. Но они правда талантливые, отец Александр, а вот они пользы людям тогда не приносили. А сейчас – ну эстетическое удовольствие. Ну у него же получалось, значит, искра Божия в этом была. Или как?
Протоиерей Александр
– Конечно. Бог благословляет иногда то, что будет востребовано спустя много лет. Не всегда люди оценивают то, что есть сейчас. Поэтому ну что же, и так хорошо. И на самом деле талантливая картина, как и талантливое произведение, может быть, музыкальное или хороший, например, архитектурный проект – это же такая радость не только эстетическая, но это и душевная, духовная, вообще это радость. Потому что Бог – Творец красоты. И когда все гармонично и красиво, то это людям очень и очень полезно. Вот, может быть, человек не отдает себе отчет, у него нет музыкального образования, но, когда он слышит действительно хорошее исполнение гениального произведения, он не остается равнодушным. Вот шел человек по улице и вдруг услышал и останавливается. Знаете, бывает так, уличные музыканты – иногда стоит, что-то пилит на скрипке и вокруг него ни одного человека, а иногда толпа. Просто люди, вот они же куда-то шли, они были заняты, но они остановились, они не могут пройти мимо, потому что красиво. И это хорошо, замечательно.
Н. Лангаммер
– Я неслучайно Яну начала спрашивать про пространство, есть ли время для того, чтобы реализовывать вот это какое-то, я даже не знаю, призвание, какое-то новое дело. Не знаю. Потому что у меня был момент, когда (опять же от себя идем) очень хотелось творчества. Работа, которая приносила доход, она была хоть и по профилю, но для меня не самая такая занимающая. И я поехала в магазин, где продавали всякие творческие инструменты, и я помню, что я скупила целую тележку, потратив там ползарплаты, всякого-разного – как валять шерсть, вот эти иголки, эта шерсть, я купила какое-то вышивание, по-моему, выжигание, еще чего-то – то есть я понимала, что я хочу что-то делать руками, а что, я не знала. И это шло изнутри, это было очень нужно. Сейчас это еще называется модным словом «ресурс», да, получение ресурса. Яна знает, я долгие годы делала цветочки из лент.
Я. Юревич
– Да, прекрасные цветы.
Н. Лангаммер
– Прекрасные, но они вообще не продавались, по-моему, никому особо не были нужны. Но я тратила на это огромное количество времени и сидела по ночам, все это созидала, такая искусственная флористика. Ну вот оно никому, ну радость приносило, но семье оно не приносило дохода никакого, а время мое уходило. Ну вот это вот что было, отец Александр? Как вот это нужно было, не нужно было или надо было себя остановить и сказать: иди, занимайся делом, ты сможешь больше для семьи заработать?
Протоиерей Александр
– Я думаю, что нужно. Потому что не всегда человек сразу творит что-то хорошее или такое заметное и нужное. Мы же все начинаем с каких-то примитивных вещей. Иногда вот детский рисунок, он совсем примитивный, но без этих рисунков человек потом не вырастет в художника, понимаете. Потом человек там сел за фортепиано и вот сочинил какую-нибудь маленькую такую гамму собственную там, из нескольких нот. Но он же без этого не станет композитором потом, он так потихонечку растет. Поэтому мы иногда вырастаем действительно в каких-то профессионалов, начиная с вещей очень малозаметных, особенно для окружающих людей. Им кажется, что ну что он там ерундой занимается. А нам интересно. И вот этот интерес, он подогревает как раз заниматься, преодолевать трудности, те трудности, которые вот возникли в этот период жизни. Без интереса же человек бросит. Никому не нужно, никому не интересно – и мне неинтересно. Смотришь – и бросил. А вот этот внутренний интерес, он заставляет человека, во-первых, себя преодолевать, во-вторых, как-то искать, искать какие-то новые формы. И потихонечку он растет, растет, и потом в нем открывается то, что действительно становится и Богу угодным и людям интересным.
Н. Лангаммер
– Вот был момент, когда я для себя такое определение нашла призвания: когда тебе интересно и людям нужно. Потому что очень много народу ходит на нелюбимую работу, потому что нужно деньги зарабатывать и времени на какое-то занятие для души просто нет. И вот тут как правильно поступать? И нужно зарабатывать деньги. Я все вот с этой стороны пытаюсь как бы тему размять. И я думаю очень много таких людей: да было бы у меня, возможность была бы, да, там сидеть, что-нибудь рисовать или цветочки лепить. А я там полы мою или я там бухгалтерию свожу.
Протоиерей Александр
– Ну я тогда скажу немножечко о главном призвании всех людей, вообще когда-либо рожденных и живущих. Мы все с вами призваны Богом наследовать Царство Небесное. Путь туда у каждого как бы Богом определяется свой, но есть нечто общее – такие качества души это как смирение, терпение, послушание. Вот то, что мы должны приобретать в течение жизни. Если человек прожил и не приобрел этих качеств души, он прожил жизнь зря. Может быть, здесь, на земле, он оставил какой-то заметный след, и его будут вспоминать, ему памятники будут ставить, будут устраивать вечера памяти об этом человеке, но для его будущей жизни это все уже никакой пользы не принесет. Поэтому Господь зачастую людей смиряет неинтересной работой, но которую нужно исполнять, трудностями семейной жизни, которые нужно терпеть, всякими обстоятельствами и болезнями. Как сказано в Писании: многими скорбями и болезнями надлежит войти в Царствие Небесное. Вот войти в Царствие Небесное – это главный призыв каждому человеку от Бога. А уж дальше что там будет, что там придется человеку на каком этапе жизни потерпеть, с чем-то посмиряться – это уже частности. Главное – готовность человека потерпеть и посмиряться. Оно не вечно там – неинтересная работа или это вечно не слушающиеся дети, все меняется в жизни. Все меняется и открываются для человека, ищущего Бога, обязательно перспективы и интересной жизни.
Н. Лангаммер
– Вот в разрезе поиска Бога, Ян, твой вопрос как встраивается? Первая наша главная задача – спасение. Как бы христиане это выбрали для себя, это то, куда идет наша душа по своей по любви и по желанию. А призвание у тебя здесь вот как встраивается в это?
Я. Юревич
– Ну призвание, я думаю, все-таки это в том числе и отношения с людьми. То есть, когда человек чувствует, что, допустим, он может и хочет стать врачом, и в таком случае да, он будет своими руками помогать людям. Может быть, опять же художники, которые чувствуют внутри, что их творчество будет, через свое творчество они будут показывать божественный свет. Но призвание, как это может звучать у человека? То есть, наверное же, нет такого, что я понял, что это мое призвание. Возможно, человек до конца жизни, бывает, не знает, в чем его призвание. Но пройдя всю жизнь и оглядываясь назад, видя плоды своих трудов, может быть, только тогда он может понять, в чем было его призвание. И, может быть, он всю жизнь провел, находясь в этом своем призвании.
Н. Лангаммер
– Получается, тогда три составляющих у нас призвания – это должно нравиться, это должно быть полезно людям и это должно – в-первых, наверное, да, и в главных, – вести нас ко спасению.
Я. Юревич
– Думаю, да.
Н. Лангаммер
– Ну и как тебя устраивает ответ, что ты узнаешь про свое призвание в конце жизни?
Я. Юревич
– Так как я человек не очень терпеливый, я думаю, это будет для меня очень сложно. Конечно, если дожидаться окончания в жизни, и тогда я только пойму, в чем было мое призвание. И, может быть, так совпадет, что да, и я этим и занималась всю жизнь. А может быть, и не совпадет. Мне кажется, очень много людей, которые в конце жизни понимают, что вот их жизнь прошла, но чем они занимались всю жизнь. Или кто-то в конце жизни понимает, что он мог бы быть кем-то, кем он не был в жизни.
Н. Лангаммер
– То есть надо действовать, да, Михаил, надо пробовать, как вы считаете?
М. Еремин
– Конечно, надо действовать. И я на своем опыте могу сказать, что нужно прислушиваться к каким-то маячкам, которые нам посылает жизнь в лице мнения людей, близких, родителей. У меня вот с фотографией вышло ровно так. Когда я доучился до 9 класса, мне мама сказала – ну я не был какой-то супер-одаренный мальчик в плане учебы, обычный совершенно. Мама сказала: ну иди в колледж, вот фотография. Я тогда уже занимался фотографией, мне это нравилось, у меня получалось, всем нравилось, кто это видел. И вот в 9 классе мама говорит: иди в колледж. А я думаю: а чем я хуже других? Почему я не попробую пойти получить высшее образование, почему в меня мама так не верит? Обиделся даже, наверное, немножко. Не помню, если честно. А суть истории в том, что после школы, пройдя там, прошло энное количество лет, я ушел из трех вузов или из двух даже...
Н. Лангаммер
– Из каких?
М. Еремин
– Из двух: из РГГУ, с факультета истории политологии и права, и из ПСТГУ, с филологического. И уйдя, еще год прошел после филологического факультета, я пришел ровно в тот колледж, ровно на то направление, на которое мне показывала мама в 9 классе пальцем и говорила: вот оно, вот это тебе. Если бы я послушал и пошел бы прямой дорогой из точки А в точку Б – я не знаю. Но это вот такой опыт: я выбрал пройти через множество промежуточных таких точек. Но смысл в том, что все равно, если это твое, Бог тебя все равно к этому приведет.
Н. Лангаммер
– А, то есть мимо не пройдем.
М. Еремин
– Мне кажется, нет. Можем попытаться убежать. Ну вот видите, я попытался убежать. Я прямым текстом говорил, что ну какая фотография, мама, ну что ты, ну что этим заработаешь?
Н. Лангаммер
– Так нравилось же.
М. Еремин
– Мне нравилось, но я не верил в свои силы скорее больше, да, и поэтому так убегал куда-то от этого.
Н. Лангаммер
– То есть боялся, что этим не смогу зарабатывать.
М. Еремин
– Да, это же тоже фактор, который стопорит, что, во-первых, ты не видишь того, что вокруг тебя происходит, что люди говорят, что вот. Очевидно, просто так никто не будет говорить. Даже если это родители, которые тебя априори любят и как бы хотят тебя всегда хвалить. Ну просто так они тебе не скажут: иди вот этой дорогой.
Н. Лангаммер
– Интересная тема, как соотнести пожелания родителей по поводу нашего будущего и наш путь. Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». У нас в гостях Яна Юревич, журналист, которая предложила поговорить на тему выбора профессии, да? Призвания, поиска призвания?
Я. Юревич
– Я думаю, что это больше, чем выбор профессии.
Н. Лангаммер
– Поиска призвания. И для этого пригласили Михаила Еремина, фотографа, и протоиерея Александра Березовского, клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Не переключайтесь.
Н. Лангаммер
– Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. И сегодня мы обсуждаем тему, которую предложила Яна Юревич, журналист, – о поиске своего призвания. И у нас в гостях Михаил Еремин, фотограф, и протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Тему такую Михаил поднял интересную – по поводу рекомендаций родителей.
М. Еремин
– Не только родителей, а вообще, в принципе...
Н. Лангаммер
– А я про родителей.
М. Еремин
– Про восприимчивость к внешним знакам каким-то.
Н. Лангаммер
– Это да. Но вот про родителей я хотела отдельно поговорить. Потому что очень много за последнее время услышала историй печальных, когда дети шли туда, куда родители настаивали, потом приносили порой красные дипломы, клали и говорили, что вот тебе, мама, диплом, а я теперь вот, получив диплом юриста, буду продолжать свою мечту стать литератором. Или вот тебе диплом врача, но я все равно хочу быть актером. И вот у вас, по вашему опыту, больше вот каких историй, вот таких, когда человеческий образ работал или рекомендации родителей? Личностное решение пойти в какую-то профессию или рекомендации родителей привели человека к реализации себя?
Я. Юревич
– Ну в моем случае тут был все-таки найден компромисс. Потому что семья у меня юридическая, оба родителя юристы и, соответственно, конечно, они хотели бы видеть и своего ребенка тоже юристом. Потому что в таком случае они могли бы передать свой опыт, свои знания, помочь так значительно в будущей профессии, что и было озвучено. И возможности были для этого – поступить на юридический, отучиться. Но я человек совершенно, так сказать, не документальный, поэтому я уперлась и ни в какую не хотела становится юристом. Тогда просто стали совместно думать о какой-то области, которая была бы в том числе и мне интересна, и этой областью стала журналистика. Я сейчас не жалею об этом, и то есть в этом тоже была роль родителей, они сказали: если не хочешь на юридический, тогда вот попробуй на журналистику. Я в этом случае с ними согласилась и стала журналистом. Хотя я сейчас в моей нынешней жизни я не такой активный журналист, может быть.
Н. Лангаммер
– Ты пишешь прекрасно при этом.
Я. Юревич
– Да, но вот сейчас в данном периоде моей жизни времени на активное занятие журналистикой просто не могу, к сожалению, найти.
Н. Лангаммер
– Ты жалеешь о том, что ты такое образование получила?
Я. Юревич
– Нет, я совершенно об этом не жалею, потому что для меня это открыло массу возможностей. Может быть, я жалею не в плане профессии, а в плане других занятий. И сейчас скажу, наверное, какую-то такую вещь: я жалею, что я не послушалась родителей и не слишком активно училась в музыкальной школе.
Н. Лангаммер
– Вот, я тоже сольфеджио прогуливала, это правда, да.
Я. Юревич
– Музыкальная школа, конечно, это труд моих родителей, что я ее закончила, колоссальный труд. Потому что, когда я училась в музыкальной школе, я все: зачем, зачем? У меня, я начинала учиться на блок-флейте, так вот на мундштуке до сих пор отметины моих зубов, когда я в каком-то раздражении, просто в нежелании разучивать упражнения музыкальные я просто терзала эту блок-флейту и думала: да когда же это все закончится?! О чем сейчас очень жалею.
Н. Лангаммер
– А почему?
Я. Юревич
– Я думаю, это бы открыло еще дополнительные пути, в том числе, возможно, к открытию каких-то новых граней призвания. Поэтому я считаю, что найти свое призвание возможно и с помощью значительного опыта.
Н. Лангаммер
– Родителей.
Я. Юревич
– Рекомендаций родителей и собственного опыта, то есть пробовать в жизни как можно каких-то позитивных вещей. Я не говорю совершенно сейчас о каких-то негативных, этого делать не стоит. А именно позитивные, в плане собственного развития. В плане, чтобы посмотреть, на что ты способен, и не только на что способен, но и чем ты можешь принести пользу людям в том числе.
Н. Лангаммер
– Отец Александр, а как вы выбрали свое призвание? Нашли, определили, почувствовали – какое правильное слово?
Протоиерей Александр
– Господь призвал. Я никогда не помышлял стать священником. У меня семья не священническая, мои родители, они были далеки вообще от Бога. И на самом деле это такое, конечно, чудесное призвание, которое ну Господь так захотел и призвал. Через нашего дорогого отца Дмитрия Смирнова, который вот меня пригласил сначала потрудиться в храм, потом а алтаре, потом уже принять священнический сан. И так потихонечку, потихонечку все. Не было какого-то такого крутого поворота в жизни, все было последовательно, постепенно.
Н. Лангаммер
– А вуз какой был у вас?
Протоиерей Александр
– Ну у меня светская специальность – это Московский авиационный институт, компьютерный факультет, радиоэлектроники, и вообще по специальности я компьютерщик.
Н. Лангаммер
– Вот как. А так, главное, постепенно, да, и стали священником. А как так постепенно?
Протоиерей Александр
– Ну кончил институт, потом поработал. Мне очень нравилась моя специальность. Вообще это было конец 80-х – начало 90-х годов, такая компьютеризация началась активная, и это было очень востребовано, было ужасно интересно, и вообще, и Господь меня не трогал десять лет, я насладился своей специальностью.
М. Еремин
– Мне кажется, в полной мере. А потом сказал: ну хватит, иди сюда.
Н. Лангаммер
– Ну а что получается, вы отказались от дела любимого какого-то?
Протоиерей Александр
– Да, потому что то, что мне открыл Господь здесь, в Церкви, в служении храмовом, алтарном, оно было ну просто несоизмеримо для меня интереснее, лучше. Я продолжал заниматься тем, что я умел, потому что у нас на приходе был образован издательский отдел, и там нужны были всякие и верстальщики, и корректоры, и редакторы, ну и компьютерщик – все это хозяйство связать в сети, все это запустить. И вот я этим занимался с удовольствием, будучи уже и в священном сане.
Н. Лангаммер
– Как приятно, когда можно сказать: Господь призвал, – и здесь все понятно и однозначно. Для вас нет вопросов.
Протоиерей Александр
– Знаете, я как-то немножко вот поспорю, может быть, с Яной. Потому что можно всю жизнь пробовать, пробовать, много чего пробовать и не стать профессионалом нигде.
Н. Лангаммер
– Вот.
Протоиерей Александр
– Ну так, знаете, пробежаться по поверхности и так и ничего не уметь по-настоящему. Я за то, чтобы, наоборот, людям как-то выбрать что-то и углубляться в это, понимаете. Потому что поверхностные знания, они как-то не говорят ни о чем. Потому что любое дело, оно требует погружения в него. С тем чтобы начать служить по-настоящему и людям, и Богу, нужно это дело хорошо освоить, хорошо, по-настоящему. Изучить опыт людей, которые действительно были в этом такими вот настоящими профессионалами и постараться что-то к этому приложить, может быть, свое. Вот это будет лучше. Чем тут, тут, там пробежал, пробежал, ну и в конце концов жизнь прошла, ну и как-то вот, ну кем ты был? Ой, кем я только в жизни не был... И там, как Рональд Рейган, от актера до президента пробежался там, ну и не знаю, каким он был актером, президентом, мне кажется, он был так себе, не очень. Ну опять же, не знаю. Конечно, иногда в жизни человека бывают такие очень серьезные повороты, когда действительно человек вдруг какой-то момент открывается с той стороны, где он и сам себя не знал, и люди его не знали. Он вдруг – раз, вот. И действительно, вот работал каким-нибудь там конторским служащим, а потом вдруг где-то вот его попросили что-то написать. И он написал, а получилось чуть ли не художественное произведение. Слушай, у тебя талант, ты, оказывается, здорово. Ты писал когда-нибудь? О, последний раз в школе. И так себе, на троечку. Да ты вообще, слушай... И вот пошел, пошел, и оказалось, что действительно это в нем есть.
Н. Лангаммер
– Хорошее слово «талант» сейчас прозвучало, кроме призвания.
Протоиерей Александр
– Да, талант, он очень важен. Но нет ведь людей без таланта, каждому человеку Господь дает талант. это как по Евангелию: каждого призвав своего раба, каждому в свою меру дал талант – одному там пять, другому два, третьему один, кому сколько. И наша задача его приумножить во славу Божию, то есть как бы его раскрыть, увидеть, попробовать. Не бояться.
Н. Лангаммер
– Я просто сижу, слушаю. Для меня, например, Яночка, наоборот, какая-то такая ну не боль, может быть, дискомфорт оттого, что я даже в соцсетях, когда мне говорят: напиши, кто ты. А я не знаю, кто я. Потому, что так же родители мне помогли, я выросла на сцене в театре, поступила я на телеотделение журфака, потому что уже пришла работать в «Останкино» в 16 лет. В результате я и режиссер, и журналист, и там, не знаю, сейчас уже и дизайнер, и преподаватель, и вокал у меня поставлен. И кто я, где я. Я очень благодарю Бога, что я работаю сейчас по своему профилю на Радио ВЕРА, потому что это то, что я очень люблю и, кстати, то чему отдано 30 лет жизни. Я не берусь оценивать там, чего наработано, но как минимум опыт какой-то есть. А что делать со всем остальным? Потому что это я тоже попробовала, и это получилось, и это хочу, и то хочу.
Я. Юревич
– И все нравится.
Н. Лангаммер
– Все нравится, и где-то людям даже нравится то, что я делаю. Ну не где-то, а там я тоже получаю, как Михаил говорил, какое-то положительное подкрепление. Но кто я? Ежик, ты кто? Я не знаю, кто я. Вот с этим как быть? Ты говоришь: пробуй, пробуй. Ну и? А дальше что? А как понять, где то самое, на чем надо сфокусироваться?
Я. Юревич
– Вот с этой проблемой я тоже сюда пришла. Потому что знаю, что и то умею, и это умею, и то мне нравится, и это нравится. Но все равно внутри где-то есть беспокойство: а тем ли я занимаюсь?
Н. Лангаммер
– Вот. Вот о чем мы, наверное, должны поговорить. А что значит это беспокойство? То есть проживу жизнь, а окажется, сделано не то?
Я. Юревич
– Я думаю, многие люди задаются этим вопросом.
Н. Лангаммер
– Вот о чем мы хотели поговорить-то, отец Александр, что мы беспокоимся, что не то.
Протоиерей Александр
– Куда придем. Когда человек уже подходит к старости, есть куда оглянуться, есть на что посмотреть. И, к счастью, может быть, есть еще время что-то поправить. Ну, например, оглядывается – вроде бы дети есть, а общения с ними нет. Родня есть – а меня знать никто не хочет. А почему? Вот этим вопросом бы заняться и, может быть, восстановить и общение с детьми, и общение с родственниками, как-то людям послужить. Ну я не знаю, в чем была причина этого разделения, но вот преодолеть его. Потому что на самом деле наши такие вот чисто мирские дела, они очень быстро порастают мхом, уходят куда-то туда вот, в прошлое, в архив. И как-то появляются новые яркие личности, и то, что мы когда-то там блистали, были где-то на вершине, это быстро все уходит, люди не способны это удержать долго в памяти. Ну даже посмотреть на артистов – они блистали там два десятка лет назад, а сейчас молодежь спроси – они и имен не знают. Не знают. То есть это очень короткое такое вот, знаете, взлет, падение, и такая вот эта яркость такая. Важно, сам к чему человек пришел. У меня, знаете, была одна встреча такая очень замечательная в жизни. Меня попросили покрестить одного старенького дедушку. Мы с ним познакомились, вы знаете, он был в свое время министром культуры СССР когда-то вот, в те далекие времена. Уж не знаю там, может быть, 60-е, когда-то стоял у истоков вот этой идеологии, то что у нас все это было. Вот жил-жил человек этим, а потом состарился, уверовал в Бога, и захотел креститься, понимаете. И вот он крестился, и потом вскорости умер. Но самое главное, что его жизнь оказалась не бесполезной. При всех его, может быть, заблуждениях жизненных – где-то он ошибался в выборе пути, где-то вроде бы и было все на своем месте, но самое главное, к чему он пришел. Потому что вот он сидит, такой старенький уже, больной, но у него в глазах светится радость – вот эта радость встречи с Богом. Вот он с Ним встретился на старости лет. И вот я считаю, что он не жалеет о прожитой жизни. Вот эта встреча, она покрыла все его неудачи, которые были в жизни, там ошибки какие-то, неправильные выборы. Важно, что эта встреча состоялась, и он этим умиротворился. Вот мы проживаем жизнь, и очень важно, чем же она все-таки завершится, и вот будет в наших глазах свет радости или наоборот такое тусклое, печальное такое вот, безрадостное состояние. Вот это вот, понимаете.
Н. Лангаммер
– Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Мы обсуждаем тему призвания человека. И предложила тему Яна Юревич, журналист. У нас в гостях Михаил Еремин, фотограф, и протоиерей Александр Березовский. Вы знаете, по поводу крещения, мне кажется – вот я сижу, пытаюсь выстроить какие-то линии, – это вопрос личных отношений с Богом. А призвание и профессиональная деятельность – это все-таки какой ты плод людям дашь, это как ты себя проявишь в социуме, что ты принесешь. Поэтому сейчас вы говорили, отец Александр, я вспоминала пожилых людей, которые буквально ловят молодежь, чтобы посадить к себе на кровать – вот им очень хочется рассказать о том, что было очень значимо в их жизни. Но, действительно, это сейчас уже только из уважения люди слушают. Ну да там, у меня друг слушает пожилых в доме престарелых и говорит: ты не представляешь, что они рассказывают – это такие жизни, это такие события. А это все, ну да, проходит, перестает быть таким важным. Вопрос в чем, меня очень зацепило то, что ты сказала, что есть какой-то момент страха, да, дойти до конца жизни и ощутить что? Что то, что ты делала, бесполезно? Или было что-то, что ты не сделала? Почему это ощущение, Ян?
Я. Юревич
– Да, это серьезный вопрос.
Н. Лангаммер
– Ну наверное, мы с него и должны начать, если мы отвечаем на твои вопросы сегодня. С чем ты тревожишься, что ты хотела бы найти, какой ответ?
Я. Юревич
– Какое-то внутреннее, я думаю, ощущение.
Н. Лангаммер
– То есть пока нет того, что тебя бы удовлетворяло полностью.
Я. Юревич
– Полностью, на сто процентов, нет. То есть есть какие-то моменты моей жизни, где да, я чувствую, что я нужна. Естественно, это материнство, например, что без меня никак. И я чувствую, что это тоже меня наполняет.
Н. Лангаммер
– А хотелось бы в идеале что ощущать?
Я. Юревич
– В идеале? Я думаю, спокойствие.
Н. Лангаммер
– Вот. То есть не фанфары, не отклик...
Я. Юревич
– Нет, совершенно нет. А вот именно спокойствие, умиротворение.
Н. Лангаммер
– То есть, отец Александр, почему спрашиваю. Яна – крещеный человек, давно живущий с Богом, но ощущение беспокойства в душе есть из-за непонимания: а зачем, да, что должна сделать?
Я. Юревич
– Какого-то незнания, ну а мало кто из нас, ну практически никто не знает свои пути, только Богу известно. Но чувствуешь, что как будто бы что-то еще есть. Должно быть.
Н. Лангаммер
– Вот. Как быть с этим ощущением, отец Александр?
Я. Юревич
– Что-то еще не открыто.
Протоиерей Александр
– А раскрыться человек полностью сможет только в Боге. Вернусь к самому началу. В нас бесконечный потенциал заложен, раз мы существа бесконечные, бессмертные. Не может же человек быть бессмертным, бесконечным, а потенциал конечный иметь. Вот он его исчерпал, что дальше? Понятие бесконечности, оно предполагает тогда и бесконечное развитие, творчество. Мы призваны двигаться к Богу. Бог такой, даже слово «бесконечность» к Нему не подходит, к Богу, а Он шире этого. Ну вот хотя бы то, что мы понимаем. Поэтому бесконечно к Нему двигаемся. В Нем раскрывается все. Как вот Бог есть свет. Во тьме же ничего не видно, кто что увидит. Если есть свет, тогда мы видим, что и как. Поэтому в нас всегда есть чувство неудовлетворенности, потому что наши земные достижения, они не соответствуют полноте раскрытия наших возможностей. Мы как бы начинаем раскрываться, но вот нет, что-то мешает. Наша плоть, наша приземленность, наша такая пока еще принадлежность этому миру. Ну подождем немножечко. И я надеюсь, что, если это действительно Богу угодное дело, мы будем раскрываться дальше. Как это будет происходить? Это непостижимо. Ибо там мир иной, там не нужно нам будет заниматься теми вещами, которыми мы здесь много занимаемся, тратим массу времени и сил на какие-то земные такие вещи, которые там не будут нужны. А как это будет происходить? Это пока от нас сокрыто. Но само такое чувство неудовлетворенности у нас. Вот занимается человек чем-то таким, вот написал художник целую галерею картин. И просто вот открытие этой галереи, восторженные отзывы там, просто все в восторге, там все картины готовы купить все музеи мира – то есть это самая, наверное, вершина такого вот художественного творчества человека. Ну постоял, принял эти все поздравления, вот это все, свет выключили, там все разошлись. Вот он думает: ну и, собственно, и чего? А как-то нет такого прямо: вот оно, все! Нет, внутри что-то еще, вот еще там не хватает. И человек начинает дальше двигаться, что-то делать, созидать, иногда искать в другом себя. Ну здесь вроде все уже, а может, где-то еще?
Н. Лангаммер
– Вот это «где-то еще», я так понимаю, что Яна ищет вот это «где-то еще».
М. Еремин
– Мне кажется, было бы очень удобно, если бы мы чем-то занимались всю жизнь, и Бог нам давал обратную связь моментально: молодец, вот это хорошо. И тогда мы все были бы спокойные, прекрасные, без всяких там проблем.
Н. Лангаммер
– А разве Он не дает, Михаил?
М. Еремин
– Ну Он ее наверняка дает, но не все ее видят, возможно. Мы же что, мы обычные люди. Мы не всегда видим то, что Бог нам показывает. Даже если Он показывает это явно.
Я. Юревич
– Ну мне в таком случае вспомнилась библейская история про Иону, которому было явно сказано, куда: иди туда, все, вот четкое тебе направление. Но что случилось? Он испугался и...
Н. Лангаммер
– В другую сторону.
Я. Юревич
– Да, совершенно в другую. Причем тайно, рассчитывая, что Господь будет не в курсе, что он куда-то убежал. Но нет, Господь его другим совершенно образом уже...
Н. Лангаммер
– Вернул в ту же точку: начинаем отсюда же.
Я. Юревич
– Да, все ж таки туда.
Н. Лангаммер
– А ты не боишься, что вот ты ищешь такое призвание, и оно может быть такое...
Я. Юревич
– Вот да, конечно.
Н. Лангаммер
– Которое надо понести еще.
М. Еремин
– Ну Бог не дает ничего, что не было бы по силам, мне кажется.
Н. Лангаммер
– Но нести крест – это все равно сложно. То есть это трудно. Говорят же, на крест не напрашивайся, да, отец Александр? Неси то, что тебе дается.
Протоиерей Александр
– Да, этого хватит. Больше не надо.
Я. Юревич
– Мне кажется, призвание все-таки это не связано с каким-то страданием, не связано с какими-то испытаниями. Призвание – это для роста. Естественно, испытания тоже для роста.
Н. Лангаммер
– Но вот врачи. Михаил наверняка видел не одного человека, который реализует свой талант, свое призвание, но это непросто. Иногда это на пределе сил.
М. Еремин
– Да, это очень тяжело. Особенно врачам, которые просто, я иногда просто очень сильно удивляюсь вот тому, как вообще можно вести такой образ жизни. У меня есть и не только врачи, с которыми я знаком по работе, есть в семье нашей знакомые врачи – это люди, которые вечно на связи, вечно все принимают близко к сердцу, все проживают, все эти проблемы. Ну я точно так бы не смог, наверное.
Н. Лангаммер
– А хотелось бы? Или уже сейчас вы так себя уговариваете, что я не смог бы?
М. Еремин
– Нет, я точно знаю, что я не смог бы так.
Н. Лангаммер
– Нет жалости, что не поступили в медицинский?
М. Еремин
– Нет, нет.
Н. Лангаммер
– Яна, за сегодняшний день ты то-то услышала? Я услышала. Я потом поделюсь, что я для себя нового открыла. А ты?
Я. Юревич
– Да, я тоже услышала от отца Александра, что свойственен людям бесконечный поиск. Но и услышала, что все-таки важна еще глубина, не всю жизнь искать, искать, метаться, а что бы еще попробовать? А вдруг там что-то, за какой-то дверкой еще интереснее, еще что-то, еще что-то. Нет. Важно все-таки остановиться в какой-то момент. Не бросить, а остановиться. Не в стремлении к Богу остановиться, естественно, а в своем беспокойстве и в метании.
Н. Лангаммер
– У меня мама спрашивала, она говорила: я не хочу в рай, потому что там же только отдых, я хочу работать. А мы трудиться в раю будем, отец Александр?
Я. Юревич
– Вот как раз реализуя вот эту бесконечность своего потенциала.
Протоиерей Александр
– Конечно. Просто мы перестанем быть со временем телесными и станем духовными. И даже наши тела, которые будут воскрешены Богом в последний день, они будут преображены, они будут лишены страстности и греховности. Поэтому какими мы будем, посмотрим. Дело в том, что наша земная жизнь непременно кончится. И если наши земные дела не выходят за границы этой жизни, они бесполезны. Какими бы они ни были яркими, важными, нужными, великими, если они не выходят за границы нашей земной жизни, они для нас бесполезны. Поэтому Бог всегда направляет человека на то, что имеет продолжение в вечности.
Н. Лангаммер
– Я раньше бы, наверное, там лет 15–20 назад, до воцерковления, я бы, наверное, знаешь, тебе так в дружеской беседе, так свысока сказала: Ян, ну поговори с собой, что ты хочешь, искренне. Я так делала, кстати, вот честно с собой говорила: что ты хочешь? И потом у меня получалось реализовать именно то, что я хочу – свою программу, интервью там или что-то еще в профессии. Но сейчас, наверное, я так язык прикушу и скажу, что я в такой ситуации, конечно, молюсь. Потому что действительно не хочется делать то, что и не нужно никому, и не ко спасению. Поэтому я молюсь. Наверное, я здесь не оригинальна. Ну слава Богу, что Господь это открыл. Спасибо большое за этот разговор, Яночка. Спасибо, Михаил. Спасибо, отец Александр.
Я. Юревич
– Спасибо.
Н. Лангаммер
– Я напомню, что в эфире была программа «Клуб частных мнений». Мы обсуждали тему – призвание. И в гостях у нас была Яна Юревич, Михаил Еремин, фотограф, и протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. До встречи через неделю в 18.00 на волнах Cветлого радио. Всего доброго, до свидания.
Протоиерей Александр
– Всего доброго.
М. Еремин
– До свидания.
Я. Юревич
– До свидания.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Как лентяй в столб превратился

В давние времена в одном киргизском селе был у родителей единственный сын по имени Сокбай. Ничего не умел и не хотел он делать, ничто его не интересовало.
Другие мальчики помогали родителям в хозяйстве — обхаживали коней, пасли овец, собирали хворост для очага. Лишь один Сокбай целыми днями лежал в юрте на одеялах или где-нибудь на мягкой траве. Только когда мать звала летняя к обеду, он сразу же откликался. Поест — и снова где-нибудь на бок уляжется.
Отец Сокбая, опытный табунщик, решил приучать сына к своему делу.
С трудом взобрался Сокбай на коня. Пока ехали шагом, он ещё кое как держался в седле. Но когда лошадь пошла быстрее, припал к её шее, затрясся от страха, а потом спрыгнул на землю и за ней пошёл.
Стали они на пастбище вместе коней пасти. Понадобилось отцу съездить к соседу-чабану, а Сокбаю он поручил табун стеречь. Но как только отец уехал, лентяй завернулся в отцовскую шубу и улёгся там, где стоял.
Вернулся отец, и не досчитался в многих лошадей. То ли сами сбежали, то ли украл кто-то. Стал табунщик ругать сына:
— Ничего ты не умеешь, не видишь, не слышишь — как столб каменный! Может, и лучше было бы, если бы ты вовсе окаменел!
И что же? Как только произнёс он эти слова, как не стало рядом с ним сына, а на том самом месте появился каменный столб.
— Ой-ой, неужто ты и впрямь в столб превратился? — испугался отец. — Ой, горе нам! Со-окба-ай!.. Сыночек... что же я твоей матери скажу?
Но сколько он ни звал, каменный столб не отзывался. Что же делать? Вспомнил тогда отец, что неподалеку от пастбища в горах живёт знаменитый старец-отшельник, и отправился к мудрецу за советом.
— Вот что значит неосторожное слово, — сказал старец, выслушав рассказ отца. — Теперь тебе ничего не поможет, кроме молитвы за сына. День и ночь молись, не сходя с места, чтобы его вернуть.
Вернулся табунщик к каменному столбу и стал молиться, чтобы к нему Сокбай вернулся. Не помнит он, сколько дней и ночей просил об этом Бога, но однажды утром глаза открыл — сидит рядом с ним Сокбай — живой и невредимый.
— Спасибо тебе, отец, что освободил меня, — сказал он. — Многое пришлось мне вытерпеть, когда я ни рукой, ни ногой пошевелить не мог...
С той поры перестал Сокбай лениться, самым быстрым и ловким в ауле стал. Научился он быстрее других коня запрягать, и ездить на нём как настоящий джигит, и большие табуны пасти.
Но история эта не только о лени, а ещё о силе родительского слова — и проклятия, и благословения. И о том, что молитва родителей за детей от любой беды может спасти.
(по мотивам киргизской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Венёвский краевед

Фото: Alexey Elfimov / Unsplash
Моя подруга любит путешествовать. В Венёве она побывала благодаря местному краеведу, с которым познакомилась в социальных сетях. Её рассказ настолько меня вдохновил, что я захотела поделиться с вами.
Денис Махель родился в 1977 году в Киреевске, но уже больше двадцати лет живёт в другом городе Тульской области — Венёве, на родине жены. За это время он стал исследователем и знатоком этой земли: экскурсоводом и автором путеводителей по городу, председателем клуба краеведов «Венёвский уезд» и руководителем местного Туристско-информационного центра.
Основная профессия Дениса Александровича связана с автоматическими системами и контрольно-измерительными приборами: он окончил факультет кибернетики Тульского университета, начал работать по специальности. А когда переехал в Венёв — заинтересовался историей этого старинного купеческого города. «В детстве я нашёл в доме прабабушки пятикопеечную монету 1888 года и уже тогда захотел стать краеведом», — признаётся наш герой. В 2004-м он создал для музея интернет-сайт под названием «Венёвский уезд». На этой площадке, как позже и в одноимённом клубе, собрались увлечённые единомышленники, которым небезразлична судьба родного города.
Про Венёв, чьё название упоминается в документах, начиная с XIV века, Денис рассказывает с любовью. «У нас сохранилась самая старая каменная постройка в Тульской области — палаты купца Расторгуева, где сегодня краеведческий музей; Николаевская колокольня, которая считается одной из самых высоких в епархии, её высота — 80 метров; и даже собственная Красная площадь».
Махель уверен, что у города большое будущее, поэтому стремится превратить Венёв в развитой исторический город, притягательный не только для туристов, но и для местной молодёжи. По его инициативе восстанавливают местные храмы и купеческие дома. «Красную площадь уже привели в порядок, построили павильон в голландском стиле, воссоздали памятник Александру Второму, отреставрировали Николаевскую колокольню», — перечисляет краевед.
Моя подруга привезла из поездки множество фотографий и целый вечер рассказывала мне о Венёве. «Если бы не Денис Махель, я возможно, никогда бы не узнала об этой жемчужине Тульской земли — сказала она и добавила: — Как хорошо, что в небольших городах живут люди, которые считают делом своей жизни возрождать и сохранять историю ради будущих поколений!»
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 25. Богослужебные чтения

Жизнь человеческую не зря сравнивают с морем. Она бывает и тихой, и бурной. Но никогда, ни в дни тишины, ни в периоды треволнений, нельзя терять надежду на Бога. Потому что только Он единственный может быть нам опорой в этом постоянно меняющемся мире. О том и пишет царь и пророк Давид в своём псалме 25-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Псалом 25-й был написан пророком Давидом в крайне тяжёлых для него жизненных обстоятельствах. Против Давида восстал его собственный сын — Авессалом. Конфликт накалился настолько, что страна оказалась перед лицом гражданской войны. Царь, не желая кровопролития, пытался всячески найти мир с сыном. Но, к сожалению, тщетно. В итоге Давиду пришлось даже покинуть столицу, скрываться. Делал он это не из-за слабости, а потому что, повторюсь, не хотел проливать кровь — ни Авессалома, ни его сторонников.
Однако сын Давида всем сердцем желал власти. И властолюбие довело Авессалома до погибели. Бунтовщик впоследствии погиб, а Давид оплакивал кончину своего неразумного наследника. Но это было потом. На первоначальном же этапе конфликта пророк ещё мог находиться в Иерусалиме. Единственным утешением для него было посещение скинии — временного храма-шатра, в котором совершалось ветхозаветное богослужение. Здесь Давид искренне молился, просил Господа о помощи и наступлении мира.
Царь ищет ответа — почему беда пришла в его семью, в его государство? Он обращается к Богу с такими словами: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей... Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Давиду, и правда, не в чем было стыдиться. Он старался жить по заповедям Божиим, вести самый благочестивый образ жизни. Или как пишет он: «я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду».
Давид ищет ответа и смиряется, понимая, что его (ответа) придётся какое-то время подождать. И он готов к подобному испытанию, потому что осознаёт — возможно, ответ Господа может принести боль. Что в итоге и получилось. Авессалом погиб, но не потому, что Бог его умертвил, а потому что сам царевич упорно стремился к погибели, упрямо шёл против заповедей Божиих, обезумев от властолюбия.
Какой урок мы можем извлечь? Мы призваны понять, что далеко не всё находится в нашей воле, что далеко не все люди разделяют наши идеалы. Но отвечаем мы, прежде всего, за себя. Поэтому будем, подобно Давиду, жить в благочестии, ни с кем не искать вражды. Будем в Боге, Его храме, богослужении, обращённом к Господу, находить утешение. А то, что не от нас зависит, поручим Богу, себя, при этом, держа в строгом исполнении правды Господней. Или как пишет в заключении псалма пророк Давид: «А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа».