«Приход к вере и изменения в жизни в лучшую сторону» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Приход к вере и изменения в жизни в лучшую сторону»

* Поделиться

В этом выпуске своими историями о том, как приход к Богу и вера человека помогли ему измениться в лучшую сторону, поделились ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, Константин Мацан, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.

Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова


А. Митрофанова

— «Светлые истории» на светлом радио. Дорогие друзья, здравствуйте. Как всегда по понедельникам, в шесть часов вечера в студии Радио ВЕРА мы собираемся таким нашим тесным, при этом слегка расширенным составом, и рассказываем друг другу истории из жизни. Истории, которые — на самом деле любим мы эту фразу «Господь — великий Режиссёр». Бывает такое, что ни один сценарист не придумает, а Господь устроит так, что просто стоишь, и так сердце замирает: ах, неужели так бывает? И так бывает именно в реальной жизни. Константин Мацан, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова и наш специальный гость, что важно. Потому что специальный гость — это главный человек в студии, он всегда задаёт тон беседы, он определяет, на какую тему истории мы будем рассказывать. Настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин. Отец Алексей, приветствуем вас. Здравствуйте.

Свящ. Алексей Дудин

— Добрый вечер, здравствуйте.

А. Митрофанова

— Ну и поскольку как-то всё вокруг у нас выстраивается в воскресенье преподобной Марии Египетской — в смысле, в воскресенье, которое посвящено преподобной Марии Египетской. Хотя о её воскресении в вечности как-то сомнений, я думаю, что особо ни у кого нет. Вот об этом сегодня и поговорим. Тема, которую отец Алексей выбрал: «Как приход к Богу помог человеку измениться в лучшую сторону». Может быть, зависимость какую-то побороть или справиться с грехом, или вообще в целом стать светлее и чище. К преподобной Марии Египетской, конечно, эта тема имеет самое прямое отношение, потому что уж если есть у нас перед глазами какие-то внутренние... ну, не совсем так, чтобы перед глазами, но в нашем сознании, в нашей культуре если есть какие-то примеры покаяния, то это, конечно, она. С учётом тех вводных, с которыми она стартовала в своей сознательной жизни, как женщина, которой настоящее наслаждение и удовольствие доставляла вот эта вот плотская страсть. И мы понимаем прекрасно, что, может быть, самый важный момент в жизни человека — это то, как он умирает, как он в вечность переходит, с чем он в вечность переходит. И вот Мария Египетская с такими вводными прошла жизненный путь, и в конце своей жизни, мы знаем прекрасно, как она в молитве поднималась над землёй. То есть «Бог идеже хощет, нарушается естества чин», то есть там, где Господь хочет, там законы природы отступают, и человек может парить над землёй — как юродивый, который ходит по воде, например, или что-то вот подобное. Вот она дошла до такой степени соединения с Богом и себя настолько Богом наполнила, что земные законы отступили в её жизни. И этот путь занял много времени: 17 лет она страдала от своего греха, и 17 лет потом в пустыне этот грех её не отпускал. И сколько времени после этого она прожила вот в таком подвиге, мы не знаем. Мы не знаем, сколько ей было, когда она встретилась со старцем Зосимой, которому и рассказала вот эту всю историю. В общем, мы знаем только, что она была уже, знаете, как ни мужеского пола, ни женского, а вот ангел такой, в вполне себе земной человеческой оболочке. Вот в связи с этим, наверное, отец Алексей, вы и выбрали подобную тему?

Свящ. Алексей Дудин

— Да, действительно, эта тема, наверное, самая прекрасная в этой жизни, потому что любой человек может стать ангелом, как вы правильно сказали. И история эта, этот путь может быть очень сложный. И самое главное то, что Господь своих ангелов зачастую исхищает даже уже у бездны адской. Как вы сказали, что Мария Египетская много лет грешила, и должен был ад её поглотить, по сути дела. Но вот то чудесное обращение, которое совершилось, оно вдохновляет христиан, вдохновляет нашу Церковь уже много-много веков. И для нас, наверное, особо дорого то, что такие примеры в нашей жизни есть и сейчас, когда человек погибал, и Господь остановил эту погибель, когда он должен был упасть, а Господь его поддержал и дал возможность переродиться его душе. Самое главное для нас в примере Марии Египетской это то, что такой пример продолжает реализовываться в нашей жизни, и это особо дорого в нашей Церкви. И вот как раз сегодня такой историей я хотел бы с вами поделиться. Правильно вы сказали, что у нас при нашем приходе есть замечательный реабилитационный центр, куда приходят люди, зачастую с разбитыми судьбами. И Господь эти судьбы... как я её называю, наша реставрационное мастерская. Не просто реабилитация, а реставрационная мастерская: тот образ, который был испачкан, и те судьбы, которые были разбиты, Господь снова собирает воедино.
Наверное, такой самой яркой историей в истории нашего реабилитационного центра была та, когда с таким исключительно малым временным промежутком к нам попало три человека, которые вышли из мест лишения свободы, причём вышли по 105-й статье — это статья «убийство». Наверное, это одна из самых тяжких статей, которые могут быть, потому что лишить другого человека жизни — это перечеркнуть не только чужую жизнь, но и перечеркнуть зачастую жизнь свою. Как ребята сами рассказывали, когда они попадали в места лишения свободы: «Батюшка, я целый год катался по полу. Мне было так плохо, я не мог прийти в себя. Я не мог принять, осознать, простить, не мог это пережить в себе». И только с помощью Божией люди начинали восстанавливаться, вставать из этой страшной бездны адской. И когда они вышли из тюрьмы, пройдя вот такое наказание своё полностью, с точки зрения государства, конечно, искупив свою вину, отбыв своё наказание. Но, с точки зрения закона Божественного, нуждающиеся ещё в исправлении, нуждающиеся в том, чтобы душу свою действительно вернуть в человеческий облик. И вот эти люди, трое, с малым, как я сказал, интервалом оказались у нас, все по этой тяжкой статье прошедшие, все в нашем храме реабилитацию эту проходили. Если честно, я боялся, я очень боялся, так как эти люди оказались на моём приходе. Я отвечаю за всё, что происходит на приходе, за всё то, что происходит на реабилитации. Причём это не просто какие-то слова. Я сам несу полноценную, в том числе уголовную, ответственность за то, что на приходе творится. И знаете, для меня это было целое откровение. Даже не в том плане, что они пришли и что мы согласились их принять, потому что это не моя только деятельность, но деятельность всего нашего реабилитационного центра, а то, что вот это чудо, на которое я боялся надеяться, оно произошло.
И судьбы человеческие изменились, и все трое вылезли из этой ямы. Потому что, кроме того, что они совершили это тяжкое преступление, они — как сейчас говорят, психоактивные вещества — вот они, соответственно, тоже были сопричастны этим психоактивным веществам. Им приходилось выходить из этой тяжкой ситуации с помощью, в том числе, и наших консультантов, которые с зависимостью грамотно борются. Но это чудо имело своё продолжение. Это продолжение было следующим: эти три человека не просто прошли реабилитацию, они не просто вернулись в социум, но они ещё на нашем приходе нашли себе невест. Вот тут мне было страшно совсем. Потому что, честно, когда ко мне подходили, я давал советы такие, что ты подожди, не надо, не связывайся, ты 30 раз подумай, пожалуйста, это человек с тяжёлой судьбой, мало ли что может быть. Я потом боялся, потому что они у нас венчались. Я боялся потом, что... ну, знаете, семейная жизнь, я сам по себе знаю, у меня вот супруга, опыт жизни семейной, у меня девять детей. Я знаю, что это не сахар, это не просто, что это такой дополнительный триггер может быть для человека, он может сорваться, не дай Бог что-то случится. Но вот уже много лет, это уже, наверное, сейчас на данный момент... как раз так получилось, Господь сотворил чудо: мы встретились в Москве сегодня с одним из этих людей, который у нас реабилитацию прошёл. Он сейчас находится здесь, он приехал. Знаете, столько любви, наверное, я давно уже ни от кого не видел, столько искренности. Это не передать словами. И вот, действительно, то чудо преображения, то чудо возрождения душ человеческих, создание новых семей, там, где, казалось бы, уже эти семьи не могут быть созданы.
И то, что жёны их, слава Богу, тоже до сих пор живы — это тоже для меня великое чудо. И я надеюсь, что так дальше и будет. Но вот тем не менее это такая история, которая даёт воплощение полноценного покаяния в нашей жизни и которая даёт такое вдохновение, лейтмотив для дальнейшей деятельности нашего центра. Потому что уж если с такой задачей справились, то и дальше потихонечку, даст Бог, тоже пойдём этим путём. Потому что очень важно здесь иметь помощь. И очень важно здесь обращаться к специалистам. Я не знаю, насколько это уместно сейчас, но могу сказать номер нашей реабилитации, потому что всяк кулик своё болото хвалит: 8-931-360-20-22.

А. Митрофанова

— Вы лучше скажите, где информацию подробную найти можно про ваш реабилитационный центр.

Свящ. Алексей Дудин

— Информацию можно найти на сайте «Святоград». У нас целый такой комплекс нашей социальной помощи под этим брендом существует. Там есть и антикризисный семейный центр для помощи семьям, многодетным, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Но вот отдельной такой статьёй, как раз сегодняшняя история, идёт деятельность нашего реабилитационного центра. Поэтому если вы наберёте реабилитационный центр «Святоград», то вы сможете нас найти.

А. Митрофанова

— И там, конечно, номер телефона есть и вообще всё, что угодно?

Свящ. Алексей Дудин

— Да, конечно.

А. Митрофанова

— Потому что «Святоград» запомнить проще, чем успеть записать, пока там в эфире они озвучивают.

А. Леонтьева

— Особенно за рулём.

А. Митрофанова

— Да, особенно если ты за рулём. А многие за рулём нас слушают.

Свящ. Алексей Дудин

— Вы знаете, на самом деле, если у человека это дело является болезнью его сердца, а это зачастую так бывает, можно аккуратно встать на авариечку, достать телефон и записать:

8-931-360-20-22.

А. Митрофанова

— Да, история, конечно... Мы как раз перед вашим приходом сидели и вспоминали характеристики вот этих самых зависимостей. Что когда речь идёт о зависимости, алкогольной или наркотической, то речь идёт, во-первых, о заболевании, что важно понимать. И заболевание это смертельное, прогрессирующее, рецидивирующее — и вот четвёртую характеристику вспомнить мы не смогли. Я помню, что их четыре — вот таких основных. И эти характеристики на самом деле очень здорово акценты расставляют. И люди, которые это в себе осознали, поняли, что есть такие проблемы, когда они это осознают, учатся жить. Учатся жить с Богом и в свободе от этих зависимостей, понимая при этом, что в любой момент это может вернуться в их жизнь, и они несут ответственность за то, чтобы это не вернулось. Это, конечно, дорогого стоит, это очень сильные люди.

Свящ. Алексей Дудин

— Да, безусловно, это такое био-социо-духовное заболевание, которое требует потом от человека всё время определённые части сил своей души на этом фронте держать. Вот Господь дал нам крепость: можно себе представить, что каждый человек — это вот такая крепость определённая. И если порок где-то стену одну крепостную разбил, то, конечно же, эту стену, с помощью Божией, частично восстанавливают. Но дальше эта стена всё равно остаётся наиболее опасным местом в обороне человека. И ему приходится часть сил постоянно там держать и следить, чтобы враг снова через эту стену, когда-то разрушенную, не влез в душу. Это очень важно.

А. Леонтьева

— Вообще, я хочу сказать, что это действительно чудо, потому что законы психологии в этом случае отменяются. Ведь психологически этого просто, может быть, не могло произойти — вот этих браков и счастливых семей, вот это вот всё.

А. Митрофанова

— А вот так: Бог идеже хочет, побеждается естества чин.

А. Митрофанова

— Настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин, Константин Мацан, Анна Леонтьева, я, Алла Митрофанова — «Светлые истории» в эфире Радио ВЕРА. Напомню, программа, которую можно не только слушать, но и смотреть на сайте radiovera.ru, а также на всех площадках, где мы представлены. И сегодня наш разговор и истории, которые мы друг другу рассказываем в студии, посвящены теме той трансформации, которая для человека возможна, когда он встречается с Богом — как приход к Богу помог человеку измениться в лучшую сторону. Отец Алексей в силу специфики своего служения, конечно, рассказал о таких удивительных, действительно, переменах — то, что по-настоящему называется «метанойя», то есть разворот к Богу. Человек от Бога отвернулся, повернулся к Нему затылком, и это вот снова на 180 градусов снова разворот к Богу такой. Это потрясающе, конечно. Костя, твоя очередь.

К. Мацан

— Вот, конечно, зная, что будет отец Алексей и предполагая, что достаточно логичный путь в такой теме — рассказывать историю про исцеление от зависимости, я сетовал, что несколько раз в «Светлых историях» рассказывал о своём опыте посещения, как журналиста просто, центра реабилитации наркоманов. Это, конечно, история про то, как Бог помогает новую жизнь обрести. Но ещё раз её рассказывать и вспоминать уже излишне. И как-то я немножко даже отчаялся: а что же вот в эту тему интересного слушателям рассказать? И вдруг я понял, что, дурья моя башка, что у меня, вообще-то, есть в жизни история, как оказалось, про Марию Египетскую — про девушку Марию. И, наверное, по законам нужно было бы сейчас изменить её имя. Но я не буду называть её фамилию, но просто её звали Мария — и это очень важно в этой истории. Мы были знакомы ещё по школе, вместе тусили, была общая компания, и довольно близко дружили в те совсем детские годы. А потом, как это часто бывает: институт, жизнь развела. И мы стали общаться тепло, но из серии: раз в год давай встретимся, кофе попьём. Ну вот встречались так, болтали, последними новостями делились, иди даже раз в два года могли встречаться.
И в какой-то момент однажды встретились мы с этой Машей, и я увидел перед собой человека, которого раньше никогда не знал. Вот слово «тусовщица» мягко выражало тот образ жизни, которым она тогда увлекалась. Это как-то совершенно не вязалось с её образом из детства, хотя мы все меняемся, это нормально. Но вот все свои искушения проходят. Я тоже в те годы был далёк от какого-то идеала хорошего поведения, по молодости. И мне, помню, в одном из таких разговоров прям очень в сердце врезались её слова. Мы достаточно откровенно обо всём говорили, она описывала какие-то там свои отношения с очередным молодым человеком, видимо, недолгие. И такая фраза у неё прозвучала, что-то в духе — знаете, из песни слов не выкинешь — «с ним было скучно в постели». И это совсем как-то меня тогда... вот это с её образом вообще не вязалось. И это стало очень таким красноречивым как бы признаком того, как она жила.

И вот так годы шли, мы вот так время от времени очень изредка пересекались, уже чем дальше, тем реже. И вдруг однажды мы приезжаем с коллегами из радиостанции ВЕРА в один московский монастырь брать интервью — редкий случай для нас, что мы брали интервью на выезде, а не в студии. Ну вот там был специальный гость, с которым нужно было интервью записать. И в монастыре мы зашли после интервью в лавку купить каких-то пирожков. И вдруг: в монастыре, в лавке — Маша. И явно, что не случайно, то есть она не за пирожками пришла, а она в монастыре была, она в монастырь пришла. Я был настолько, видимо, вдохновлён, как-то одухотворён, восхищён произошедшим, что: «Как? Боже мой, как ты, что здесь делаешь? Маша, привет», — мы там обнялись, какими-то новостями последними быстро обменялись, договорились встретиться и кофе попить. И она там куда-то пошла дальше по своим делам. Я остаюсь в этой лавке покупать пирожки. И мне женщина, которая продаёт пирожки, говорит, так она встала в позицию такой мудрой женщиной: «А сколько лет прошло с тех пор, как вы с ней перестали любить друг друга?» Я говорю: «Нет, мы никогда не были в отношениях. Просто настолько мне было радостно увидеть её именно в храме, в монастыре. Вот не где-то встретиться на улице случайно, а в монастыре, где явно какой-то есть признак перемены в жизни.

И потом мы с ней встретились, и она мне начала рассказывать удивительную историю про то, как она стала воцерковляться. Она встретила молодого человека, очень церковного. И к тому моменту, как они встретились, она была, видимо, уже сама пресыщена своим образом жизни. И меня поразило в ней какое-то смирение, потому что, судя по её рассказу — потом мы и с её супругом познакомились — она воцерковлялась примерно так: вот как муж скажет, так я и буду делать. То есть какую книжку мне муж даёт, такую я и буду читать. Вот надо на службу — идём на службу. Говорит муж, что надо так молиться — будем так молиться. Будем поститься, такие молитвы читать — вот всё, как человек говорит. Причём меня даже поразило, когда мы вот вместе все виделись, когда супруг ей говорит: вот ты у меня ещё Шмемана не читала, сейчас Сурожского прочитаешь, я его тебе дам. И в этом даже была какая-то такая некая покровительственность, которая меня так даже немного кольнула. А она так: да, давай, я жду. Это какой-то совершенно другой человек был. Вот такая история преображения. Но в ней было две прекрасных детали. Мы же помним историю Марии Египетской, что она в какой-то момент не смогла войти в храм. Настолько были сильны её грехи, что житие говорит, что она пыталась войти, но какая-то сила её выталкивала.

Вот эта Маша рассказывает мне историю, которую тогда она, само собой, конечно, не с какой Марией Египетской не связывала — это всё было до её воцерковления. Как какая-то компания приехала куда-то за город, в какой-то маленький провинциальный город, там монастырь, и жара дикая. И люди решили просто зайти в монастырь — там хотя бы тенёк, там можно походить, воды выпить. Она говорит: а я не могу туда зайти. Не потому, что мистическая сила меня выталкивает, а просто я стою и какой-то голос внутри меня говорит: «Я туда не пойду. Я буду полчаса на солнце жариться, пока друзья не выйдут и мы не поедем дальше на машине. Но туда — нет. Я туда не хочу заходить». Опять же, это важно — это не какие-то странные силы, это внутренний паралич воли или, наоборот, такая направленность воли от монастыря, от Бога, которая... ты понимаешь, что, в общем-то, Марию Египетскую выталкивало из храма, если угодно. И ты понимаешь, что история повторяется. Это первый момент, который эту историю делает такой для меня значимой. А второй момент, что когда эта моя Маша начала за своим супругом воцерковляться — конечно, она знала, что она крещёная когда-то там в детстве была. Она полезла куда-то там у родителей дома в какие-то антресоли искать, ради любопытства, просто свидетельство о крещении. И она находит его. И в этом свидетельстве о крещении, в этой папочке, как вы думаете, какая икона лежит? Там лежит икона Марии Египетской, кем-то этой Маше подаренная тогда, в те детские годы.

А. Митрофанова

— Фантастика.

А. Леонтьева

— Хрестоматийная прям какая-то история. Если бы это не была твоя личная история, то я бы сказала, что она придумана.

А. Митрофанова

— Вот, понимаешь, это из серии «Господь — великий Режиссёр».

А. Леонтьева

— Да, потому что так никогда не придумаешь, действительно.

А. Митрофанова

— Нет, так можно придумать. Но скажут: ну что тут насочиняли, чего там натянули, какие-то подробности, детали — вот это вот всё. Но когда это происходит в реальной жизни, ты понимаешь, что — да. Сценаристу не поверишь, а жизни и Богу поверишь.

А. Леонтьева

— И Косте.

А. Митрофанова

— И Косте, да. Да, вот это правда. Да, отец Алексей, мощная история?

Свящ. Алексей Дудин

— Мощная история. И даже такую можно аналогию провести: вот Мария Египетская услышала голос «за Иорданом найдёшь спасение». Но тут получается, что замужем найдёшь спасение — муж такой попался духовный, слава Богу.

А. Митрофанова

— Что, в общем, да, одно и то же, в каком-то смысле. Ну, просто понятно, что это разные пути — монашеский путь, путь этого подвига Марии Египетской, который фактически монашеский подвиг. Ну и замужество, мы понимаем, что это не менее сложный путь.

К. Мацан

— Аминь.

А. Митрофанова

— Серьёзно, да. Долгое время не принято было как-то сопоставлять, и вообще среди святых у нас не так-то много именно супружеских пар, особенно если сравнивать, сколько среди святых монахов. Но не все, кто не прославлены в лике святых, не были святыми. То есть я уверена, что среди людей, имён которых мы сейчас уже, в силу веков, не знаем, и которые были супругами, у которых были вот именно супружеские отношения, дети и всё такое, что среди них тоже множество святых. Просто Господь нам их имена не открыл по той или иной причине.

Свящ. Алексей Дудин

— Ну да, семья — это такая тихая школа любви. Если монах всё время находится как бы на пьедестале в монастыре, его жизнь известна, он сам человек книжный, и всё, что он делает, оно описывается. То в семье такое происходит тихое чудо спасения, тихая школа любви такая.

А. Митрофанова

— Да, точно.

А. Леонтьева

— Точно сказано.

А. Митрофанова

— Тихая школа спасения — надо прям так это записать. Хотя иногда, вы знаете, очень громкая бывает эта школа спасения.

А. Леонтьева

— Кстати, да.

К. Мацан

— Иногда просто тихая, громкая школа спасения.

А. Митрофанова

— Да, по-тихому громко. Буквально на пару минут мы сейчас прервёмся, чтобы послушать полезную информацию на Радио ВЕРА. Напомню, что «Светлые истории» можно не только слушать, но и смотреть на сайте radiovera.ru и на всех площадках, где представлено Радио ВЕРА. И наш сегодня специальный гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин. И в этой студии мои замечательные коллеги: Анна Леонтьева, Константин Мацан. Я — Алла Митрофанова. Ненадолго прервёмся.

А. Митрофанова

— «Светлые истории» на Радио ВЕРА продолжаются. Дорогие друзья, поскольку общаемся мы в непосредственной календарной близости к дню памяти преподобной Марии Египетской — одно из воскресений Великого поста, пятое воскресенье, посвящено именно ей, и особое внимание уделяется этой святой, в силу её уникального пути, уникального опыта движения к святости. От такой, так сказать, болезни грехом к святости как норме жизни. Удивительный, правда, невероятный, пронзительный пример. И житие её не случайно читается во время Великого поста. Дорог нам всем этот образ очень. И вот наш специальный гость именно по этой причине выбрал тему, связанную с преподобной Марией, «Путём покаяния». Настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин, Константин Мацан, Анна Леонтьева, я, Алла Митрофанова, рассказываем сегодня светлые истории о том, как приход к Богу помог человеку измениться в лучшую сторону. Анечка, твоя очередь.

А. Леонтьева

— Моя история очень детская, она рассказана мне моей дорогой подругой. Ты, Аллочка, её знаешь — и историю, и подругу. Вот попробую её пересказать. У подруги была замечательная бабушка. Знаете, из тех бабушек, послевоенных бабушек-глыб, бабушек-авторитетов, бабушек, почитаемых в семье, таких старейшин рода. Дело было в 90-х годах. Подруга тогда была ещё школьницей в каких-то младших классах. И, если вы помните, нашу страну наводнили такие вкусности, такие невероятных цветов жвачки, кислотного вида мармеладки, неувядающие пончики. Для многих, я думаю, тогдашних детей это было, во-первых, новшество, а потом — это был такой вход в сладкую жизнь, особенно жвачки. Я не была школьницей в эти годы, но помню почему-то этот период. И вот подруга рассказывает, что она очень сильно пристрастилась ко всем этим замечательным сладостям, отовсюду их доставала, в очень большом количестве поедала. И вот такой эпизод произошёл у неё с бабушкой. Бабушка провожала её в школу. А бабушка верующая ещё была ко всему прочему, которая сохранила веру вот в эти годы. И это были какие-то предпостовые дни. Бабушка спрашивает: «Ты же знаешь, что скоро начнётся Великий пост?» Девочка говорит: «Да, конечно», — хотя она вообще первый раз слышит выражение «Великий пост», но ей так хочется быть перед бабушкой такой вот умной. Бабушка говорит: «А ты знаешь, что в Великий пост люди в чём-то ограничивают себя, в чём-то себе отказывают?» «Да, конечно», — говорит внучка, потому что, опять же, ей очень хочется быть перед бабушкой осведомлённой. Они идут дальше. Проходят какой-то дом, и бабушка говорит следующее, показывая на этот дом: «Ты знаешь, в этом доме живёт один школьник. Он очень много употреблял жвачки и всяких сладостей. Он, к сожалению, очень поглупел от этого и даже не смог закончить шестой класс». Идут дальше, а девочке жалко мальчика. Подходят к школе, и тут бабушка говорит: «Слушай, но ты же хочешь, наверное, тоже попоститься каким-то образом, такую принести добровольную жертву Богу?» «Конечно», — говорит девочка. Она хочет принести жертву Богу, Которого так любит её любимая бабушка. А бабушка говорит: «Может быть, тебе на время поста отказаться от жвачки и от сладкого?» И девочка отказывается от жвачки и от сладкого. И происходят буквально два чуда. Первое — она действительно с отличием оканчивает школьный год. Второе — она больше не возвращается к сладкому.

А. Митрофанова

— И к жвачкам.

А. Леонтьева

— И к жвачкам, да. Но они входят в понятие сладкого. И в этой истории для меня есть какие-то замечательные утешения, хотя и очень детские. Во-первых, потому что Господь всегда нам идёт навстречу. Даже вот в любом возрасте мы можем отказаться от этих сладостей, что и сделала Мария Египетская. Второе — что бывают такие замечательные бабушки, которые могут какими-то простыми словами передать всю суть этого поста. Есть такая молитва «Широк путь зде и угодный сласти творити», да? Так вот, для меня в этой истории вот эти сладости и сласти как-то перекликаются: сласти и сладости. Вот такая история, дорогие. Она очень, я повторю, детская, но она для меня очень значима. Потому что для школьника это, правда, очень важно.
А. Митрофанова

— Своей прямолинейностью эта история обескураживает и обезоруживает, я бы сказала, она такая какая-то совсем обезоруживающая. При том, что можно было бы сказать сегодня, что бабушка манипулятор, нарушила личные границы, там что-то ещё такое. Но на самом деле бабушкой двигала любовь к внучке, забота о ней.

А. Леонтьева

— Да, а внучкой двигал не страх перед бабушкой, а желание её как-то порадовать, что выводит это из психологического шантажа. А вы что скажете, отец Алексей?

Свящ. Алексей Дудин

— Тут свершилось маленькое педагогическое чудо, когда человек смог объяснить маленькому ребёнку о том, что пост состоит в преодолении себя. И это даже малое, но понятное для человека преодоление, дало такое явное, понятное чудо и такой эффект, который человеку на всю жизнь запомнился и помог вступить на духовный путь.

А. Леонтьева

— Да, запомнился, главное, да.

Свящ. Алексей Дудин

— Да, вроде бы с простого, но помог встать на такой важный и сложный путь.

А. Митрофанова

— Тут, понимаете, ведь Господь же Педагог. И когда мы в садике, Он с нами говорит на нашем языке, как мы способны Его понимать. В первом классе Он с нами говорит на языке первоклассника, в 10-м классе на языке десятиклассника и так далее. И вот здесь, да, Господь поговорил с нашей подругой — я знаю, о ком Аня рассказала. Он с ней поговорил на том языке, который она в тот момент своей жизни была в состоянии понять. Да, она отказалась и с отличием закончила год. Понятно, что тот мальчик, про которого говорила бабушка, это выдуманный персонаж, скорее всего. Но девочка поняла, у неё вот эта связка произошла, что отказавшись от какой-то своей такой, пусть детской, формы зависимости она на самом деле очень сильно...

А. Леонтьева

— Это был очень сильный подвиг для неё.

А. Митрофанова

— Да, она в свою жизнь впустила что-то очень важное.

А. Леонтьева

— Я же сказала, прости, что для школьников это был вот такой вход в эту самую красивую жизнь какую-то такую.

К. Мацан

— Меня поразила в своё время очень короткая история от одного священника московского, мною любимого. Вот он рассказывает: пост, приход, там каждый по-своему постится. И вот Торжество Православия, то есть первое воскресенье Великого поста, воскресная служба, причастились дети и взрослые. И вот у запивки, где запивают после Причастия, подходят мама и дочка запивать. И мама так торжественно дочке даёт конфету. И священник говорит: я спрашиваю, что это такое, что это за ритуал? Причём мне показалось, что священник как бы спрашивает с некоторой укоризной: вот только что причастились, и награждать конфетой за Причастие? Что больше — конфета или Причастие? И мама отвечает, что на первой неделе поста Машенька, условно говоря (опять называю Машенькой), вообще не ела сладкого всю неделю. Сейчас в воскресенье она причастилась, и вот она ей даёт конфету. Я думаю, что сейчас священник как-то тоже к этому отнесётся, может быть, не вполне одобрительно. И в этот момент священник мне говорит: «И в этот момент думаешь о своей мере поста. Думаешь, как же мало я вообще пощусь, если ребёнок смог неделю целую без сладкого». И вот в этой истории прекрасно всё — и покаяние священника, и та мера, и его любовь, и то, как он это к себе применяет, и то, как я был неправ, думая, что он будет это критиковать. А он на самом деле этим восхищается.

Свящ. Алексей Дудин

— Но это действительно так. Нужно уметь человеку объяснить на его языке. По опыту нашей семьи, например: в первую неделю мы не смотрим мультиков. И дети сразу чувствуют, что настал пост. Обычное время с девяти до десяти, их законный интервал, если они всё убрали, они смотрят мультики. А тут — нет, пост. Правда, они этот пост не воспринимают, как какое-то такое особое лишение. Потому что в это время, поскольку мультиков нет, приходит папа или мама, достаёт книжку и начинает читать книжку. И в этом отношении та любовь, которая льётся, даёт возможность понять, что пост это не только ограничение, но это ограничение, которое заменяется, дополняется особой такой любовью, особым участием в твоей жизни. И оно объединяет. Пост не разъединяет. Если грех разъединяет людей, то пост и воздержание, наоборот, объединяют людей и дают вот такую компенсацию, особую такую любовь. Вот я от чего-то отказался, а вместо этого я почувствовал единение, почувствовал единение со своей бабушкой, почувствовал то, что касается меня, относительно того, насколько мало я пощусь, какое-то другое чудо почувствовал.
И вот это умение человеку донести о радости воздержания на его языке — это великого стоит. И в данном случае мы сегодня немножко сказали в двух словах по реабилитацию. Те специалисты, наши консультанты, которые на реабилитации, они как раз тем и прекрасны, что они на языке человека зависимого, которому сейчас плохо, у которого мир разделён на чёрное и белое, где есть наркотик и есть какие-то краски, и где наркотика нет, и сейчас пока там темно, грустно и уныло. И они на простом языке умудряются человеку объяснить, ему становится понятно. И вот это, конечно, великое чудо — не просто задекларировать, как надо себя вести, но сделать это таким образом, чтобы человек это прочувствовал и принял. Это тоже одно из чудес таких преображения человеческой души. И дай Бог, чтобы таких чудес было побольше в нашем посту.

А. Митрофанова

— «Светлые истории» на Радио ВЕРА продолжаются. Наш специальный гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин, Константин Мацан, Анна Леонтьева, я, Алла Митрофанова, делимся с вами историями о том, как приход к Богу помог человеку измениться в лучшую сторону, побороть какие-то зависимости, справиться с грехом, вообще в целом стать лучше, светлее, чище и так далее.

Свящ. Алексей Дудин

— Да, действительно. Но ведь история Марии Египетской началась именно с бунта. Ведь она, будучи двенадцатилетней девочкой, ушла из дома. То есть она отказалась от опеки родителей, отказалась от того уклада, который был свойственен. И пока она бунтовала, она служила греху и разрушала свою жизнь и жизнь окружающих её людей. А как только она как раз вошла в синергию, в соработничество с Богом, то тут как раз раскрылись её самые великие таланты. Потому что такой молитвенницы, наверное, трудно найти вообще где-то во Вселенной — той чистоты сердца и той связи с Богом, которой ей удалось вместе с Богом раскрыть. И благодаря тому, что она вышла из области бунта в область соработничества, наверное, трудно другую такую найти во Вселенной. Поэтому, конечно, с Богом все наши качества расцветают. Есть такая замечательная духовная книга, которую можно перечитать Великим постом, «Илиотропион» («Подсолнечник»), которая рассказывает, как воля человеческая сочетается с волей Божией, и насколько это бывает плодотворно. Поэтому, наверное, можно дать такой духовный рецепт. А так, конечно, да: пока мы бунтуем против Бога — это одна жизнь. А как только мы входим с Богом в синергию, в соработничество, как только мы начинаем вместе с Ним творить, так мы действительно раскрываем великий потенциал, который и нас самих удивляет, и удивляет окружающих нас людей.

А. Леонтьева

— Знаете, есть такое понятие как теплохладность. И вот человек, который останавливается в какой-то момент и говорит: ну всё, я нормально поработал. Вот в этом есть такая теплохладность. А вот эта вот горячесть — это именно ступеньки вверх, вверх, вверх, и Господь, действительно, быстренько насыпает там сверху ещё, пожалуйста — ступеньки новые получаются.

К. Мацан

— К вопросу об умножении — мне нравится этот образ, который часто в разговоре об отношениях человека и Бога приводят. Вот если мы нолик, а Бог единица, то если мы себя перед единицей ставим, то мы уменьшаем дробь. А если сначала Бог, а потом мы, то тогда мы можем вот таких ноликов понаставить, и дробь будет десятерично умножаться, число будет умножаться.

А. Митрофанова

— Если ноль поставить перед единицей, будет 01 — вызывайте пожарных, тушите, пока не поздно. А когда 10 — это да, это потрясающе.

Свящ. Алексей Дудин

— Чем большим нулём ты себя считаешь, тем больше умножается... чем больше смирение, тем больше плода получается.

А. Митрофанова

— А кстати, это формула тоже и семейной жизни. Если единица — это Бог, мы его ставим на первое место. Потом у нас один нолик, второй нолик, третий нолик, четвёртый — все члены семьи. И вот представьте, какая прекрасная получается цифра, число.

А. Леонтьева

— Прекрасная математика.

А. Митрофанова

— Прекрасная математика, да.

К. Мацан

— Божественная математика.

Свящ. Алексей Дудин

— Созидательная.

А. Митрофанова

— Божественная математика, правда, да. Не будем как-то сильно возноситься. Мы понимаем прекрасно, что этот путь умножения, развития талантов это, конечно, тяжкая пахота. Иногда это вообще и без выходных, и без сна, и без всего. Но это, по-моему, самое вообще прекрасное, что может быть с человеком в этом самом земном пути. И таланты ведь, правда, у всех разные. Кто-то врач гениальный — говорят же «врач от Бога», — кто-то педагог, кто-то чувствует те или иные науки, кто-то там гениальный горняк, например, или там инженер или что-то ещё. Вот это важный момент, когда человек, правда, находит себя.

А. Леонтьева

— Я очень хорошо варю суп.

К. Мацан

— А я ем.

А. Митрофанова

— Вы нашли друг друга, как морковь и горошина. понять, как достигается. Слушайте, что-то я проголодалась прямо. Давайте мы сейчас будем потихоньку завершать наш разговор.

К. Мацан

— Всем нашим слушателям и зрителям приятного аппетита.

А. Митрофанова

— Да, и пойдёмте уже кого-нибудь съедим.

Свящ. Алексей Дудин

— Чувствуется, что все постятся.

А. Митрофанова

— Да. Настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира священник Алексей Дудин, собственно храм в городе Коммунар Ленинградской области. У отца Алексея там реабилитационный центр, который — напомните, как называется, где искать, что искать?

Свящ. Алексей Дудин

— Ищите слово «Святоград». У нас есть мечта: наш Коммунар со временем переименовать в Святоград, и мы всё для этого делаем.

А. Митрофанова

— Прекрасно.

К. Мацан

— Я думал, вы скажете сейчас: ищите, и обрящете.

А. Митрофанова

— Ищите — всё остальное приложится.

А. Леонтьева

— Обязательно обрящите.

Свящ. Алексей Дудин

— Ищите Святоград, потому что христианин должен идти к святому городу. И образ этого шествия мы стараемся реализовать и на нашем приходе, в том числе и восстанавливая разрушенные судьбы человеческие. Как вот мы с вами видим, в том числе и на примере Марии Египетской, Господь всегда может сотворить.

А. Митрофанова

— Константин Мацан, Анна Леонтьева, я, Алла Митрофанова, прощаемся с вами. До встречи в эфире, до свидания.

К. Мацан

— До свидания.

А. Леонтьева

— Всего доброго.

Свящ. Алексей Дудин

— Доброго вечера.


Все выпуски программы Светлые истории

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем