
Фото: Andrei Pogrebnyak / Unsplash
Филейка — так называется сегодня один из жилых районов на окраине города Кирова. Много лет назад на этом месте стояло одноимённое село — родина православного подвижника, преподобного Стефана Филейского, или Вятского, как ещё его называют. Здесь во второй половине 19-го века он жил отшельником в маленькой келье, а потом основал обитель — Александро-Невский Филейский монастырь. Но прежде там же, в селе Филейка, много лет будущий святой провёл под крышей родительского дома, о котором хранил самые тёплые воспоминания.
«Всегда помню я с сердечной признательностью счастливое время, которое провёл под присмотром матери своей», — писал преподобный в автобиографии. Ирина Трофимовна Куртеева была главной воспитательницей трёх своих сыновей: Константина, Ивана и младшего, Семёна — так в крещении, до монашеского пострига, звали старца Стефана. По его воспоминаниям, мать — прекрасная хозяйка, добрая и боголюбивая женщина, часто беседовала с детьми о Боге. Учила их молиться, и сама показывала им в этом пример. Молилась Ирина Трофимовна в любую минуту — сидя за пряжей или пропалывая огород. У неё Семён научился любви к ближним и милосердию. «Была она настолько жалостлива, сострадательна к сирым и бедным, что всякий, кто знал, помянет её с сердечной благодарностью», — писал о матери преподобный Стефан Филейский.
Отец его, Пётр Степанович, зарабатывал на жизнь отхожим промыслом — то есть уезжал в город. У него было слабое здоровье; когда возвращался с заработков домой, ложился и подолгу не мог встать с постели. Отец скончался, когда Семён был ещё совсем юным. Заботу о семье взял на себя его старший брат Константин. Он был крёстным отцом Семёна, окончил математический факультет Казанского университета, жил и работал в Петербурге. Каждый год Константин отправлял матери денежную сумму на содержание младших братьев. «Первый после матери благодетель мой», — говорил о Константине преподобный Стефан Филейский. Однажды на каникулах Семён, который учился тогда в последнем классе гимназии, приехал погостить к брату в столицу. Тот дал ему почитать книгу иеросхимонаха Сергия (Веснина) «Письма святогорца о святой горе Афонской». Семён прочитал, и задумался. Ему захотелось посвятить себя служению Богу. Он решил странствовать по святым местам. Испросив благословения у матери, отправился в Соловецкий монастырь, побывал в Архангельске, Вологде. Но сильно тосковал по родительскому дому, и через несколько лет вернулся в родное село Филейку. Неподалёку, в лесу, он выкопал себе землянку, где стал проводить дни и ночи в посте и молитве. Семён выходил из затвора, только чтобы помогать родным по хозяйству.
Вскоре из Петербурга пришла печальная весть — скончался старший брат Константин. От горя Ирина Трофимовна слегла. Семён часто навещал вмиг постаревшую и больную родительницу. Они вместе молились; Семён читал ей вслух акафист Покрову Божией Матери, который Ирина Трофимовна очень любила. В годы отшельничества именно мать стала его единственным единомышленником, она понимала и принимала жизненный выбор сына. В один из дней, под чтение акафиста, Ирина Трофимовна отошла ко Господу на руках у Семёна.
После кончины матери он снова отправился странствовать. На сей раз дошёл до Афона, побывал на Святой Земле. А спустя годы вернулся на родину. 23 февраля 1877 года в вятском Слободском Крестовоздвиженском монастыре Семён принял монашеский постриг с именем Стефан — в честь преподобного Стефана Великопермского, просветителя вятичей.
Последующие годы до самой кончины Стефан Филейский провёл на родине. Проповедовал, помогал людям мудрым советом. В беседах с духовными чадами он часто, по его собственным словам, «обращал взор на начало дней своих» — вспоминал детство в отчем доме, родных. И благодарил Бога за дни, проведённые в кругу семьи.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 44. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древнего Израиля, да и вообще в мировой истории, практически не было идеальных монархов. А если они где-то и появлялись, то, к сожалению, совсем ненадолго. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 44-й псалом. Это очень красивый и возвышенный гимн, который повествует об идеальном царе. Давайте его послушаем, а затем поразмышляем о том, почему никто из земных царей не может приблизится к той вершине, о которой повествует псалом.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Существует предположение, что только что прозвучавший псалом был составлен по случаю восшествия на царский трон сына Давида Соломона. Пожалуй, Соломон — тот монарх, который был предельно близко к осуществлению идеала царской власти, однако, как мы помним из библейского повествования, и у него в полной мере не получилось осуществить этот идеал. Идеалом же было правление по закону Божию, основа которого — кротость и милосердие. Эти две добродетели подразумевают, что их носитель обладает достаточной мудростью, чтобы уметь быть кротким, но не слабым, быть милосердным, но не потакающим злу. У Соломона долгое время получалось быть таким правителем, но и он в какой-то момент не сумел остаться на высоте данной ему Богом мудрости: Соломона, как и многих других людей, сгубила неограниченная власть, и он позволил проникнуть в Израиль различным языческим культам.
Можно попытаться вспомнить о других библейских царях. И мы увидим приблизительно то же самое: либо цари были далеки от идеала праведности, либо они правили совсем недолго. Этот закон справедлив и для всех других обществ, и проблема здесь в том, что царская власть — отнюдь не Божие установление, она то, что люди сами выпросили себе у Бога, а потому её можно назвать попущением Божиим.
А какова же воля Божия? Ответ на этот вопрос нам даёт прозвучавший сегодня псалом, в котором, как мы догадываемся, речь идёт о действительно идеальном Царе — Господе нашем Иисусе Христе. Он и только Он может править не силой, а мудростью, кротостью, любовью и милосердием. Только Его закон безупречен и только Его суд справедлив. Он — образец и ориентир для любого человека, в том числе и для того, кто поставлен во главу народа. Со Христом мы должны сопоставлять свои мысли, чувства, слова и действия, ведь только Его владычество способно помочь нам обрести самое ценное и главное — Царство Небесное.
Псалом 44 (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение человеческой души — что это такое? Как оно происходит? Кто принимает в нём активное участие? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Очень примечательные слова мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», — говорит апостол Павел. Другими словами, Господь побуждает всякого человека исполнять Его божественную волю. В чём же заключается эта воля? В другом месте апостол это прекрасно поясняет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Итак, очень важная мысль. У всякого из нас, без исключения, Бог вызывает стремление к высокому смыслу. В сердце каждого из нас живёт жажда Творца. Господь всячески пытается эту жажду пробудить. А после этого Он создаёт все условия для того, чтобы это желание переросло в конкретные действия, и мы в итоге приблизились к Нему и получили духовное удовлетворение.
Однако, человек не безвольная кукла. У всякого из нас есть право выбора. А потому мы вольны прислушиваться к этому голосу внутри себя или игнорировать его и даже подавлять. Ведь, возможно, у нас своё видение того, как должна развиваться наша жизнь, и следовать воле Творца не входит в наши планы. Апостол исходит из того, что всё-таки христиане — это те, кто выбрал жизнь с Богом. А потому он и говорит филиппийцам: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение». То есть напоминает, что одного желания Творца спасти человека недостаточно. Человек призван сам каждый день принимать волевое решение, в каком направлении ему двигаться. Призван постоянно прилагать усилия и делать выбор, я со Христом или я сам по себе. Я ищу Создателя и стараюсь своими сознательными действиями поддерживать с Ним живую связь, или же, в моей голове всё, что угодно, но только не Евангелие с его заповедями.
Для нас слова апостола — важное напоминание простой, но важной духовной истины. «Бог спасает нас не без нас». Дело спасения — это не улица с односторонним движением. Это зеркальный процесс. Мы видим, как Господь делает шаг навстречу нам в том случае, если сами готовы сделать шаг навстречу Ему. Другими словами, Его благодать вливается в нас лишь тогда, когда мы понуждаем себя открыться ей, путём исполнения тех незамысловатых действий, которые нам предлагает Евангелие и церковное предание. В православном богословии это встречное движение нередко называют словом «синергия», что в переводе с греческого языка означает сотрудничество, соработничество. Своим воплощением, проповедью, смертью и воскресением Бог положил начало этой совместной работе. Всё, что требуется от нас, — так это деятельно откликнуться на это приглашение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 20-й век и говорили о судьбе и подвигах русского военного моряка, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
- «Василий Васильевич Голицын и Смутное время». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов