В «великое море Нево» — так в древности называли Ладожское озеро — вышла небольшая парусная ладья. Управлял ей в одиночку инок Арсений. Он был опытным путешественником. За свою жизнь монах повидал немало дорог и водных путей. Уроженец Великого Новгорода, инок Арсений только вернулся с Афона, где прожил несколько лет, и теперь стремился на север. Он вез с собой благословение со Святой Горы — икону Божьей Матери. Арсений искал уединённое место для иноческой жизни и добрался до пустынного острова Коневец.
Инок стремился уйти еще дальше на Север. Арсений дважды пытался продолжить свое плавание, но каждый раз на Ладожском озере внезапно начиналась буря, и ладью Арсения прибивало обратно к острову. Инок увидел в этом указание Божье, и решил остаться. Так в 1393-м году на маленьком безлюдном острове Коневец посреди Ладоги зародилась монашеская жизнь.
Инок Арсений положил начало Коневскому монастырю. Эта обитель сыграла большую роль в христианской миссии среди местного населения. Карелы приняли крещение еще в 13-м веке, но даже спустя полтора столетия не все расставались с поверьями язычества. Остров Коневец, расположенный очень близко от побережья Ладоги, карелы издревле использовали как летнее пастбище для лошадей и приносили здесь языческие жертвы. Они верили, что скот их остается здесь целым и невредимым оттого, что его берегут духи, живущие под огромным камнем в глубине острова и оставляли ежегодно в дар духам лошадь.
В конце 14-го века инок Арсений, возможно, застал еще обычай жертвоприношений, которые карелы совершали у гранитного валуна — Конь-камня. Как повествует житие преподобного Арсения, инок нашёл это место «пуще дремучего леса бесовским ужасом окруженным». По преданию, Арсений провел ночь в молитве на Конь-Камне, под утро совершил крестный ход вокруг валуна с афонской «Святогорской» иконой Богородицы и окропил его святой водой. Позднее на вершине Конь-камня была построена часовня, которая сохранилась на этом месте до наших дней.
Инок Арсений прожил на острове Коневец в совершенном уединении около трёх лет. Он снискал славу подвижника, к нему начали приходить ученики, и вскоре был учреждён Рождество-Богородичный мужской монастырь. Преподобный Арсений и его братия были призваны врачевать следы языческих обрядов и суеверий в среде карел и формировать истинно христианское мировоззрение.
Арсений стал первым игуменом Коневской обители. Со временем монашеская братия росла численностью, а остров Коневец покрывался церковными строениями и кельями. На Коневце появилась и Святая гора — как воспоминание об Афоне, откуда преподобный Арсений принес устав своей обители и «Святогорскую» икону Божьей Матери.
Преподобный Арсений сумел превратить языческий остров Коневец в обитель святости и истины. Основанный им Коневский Рождество-Богородицкий монастырь стал одним из форпостов православия.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема