
Преподобная Арсения Усть-Медведицкая
«Ты — исполнение моей мечты; всё, что думал сделать я и не сделал, ты исполнила», — говорил своей дочери, игумении Арсении (Серебряковой), её отец. За свою жизнь матушка Арсения совершила много добрых дел. Построила храм, открыла женское училище, благоустроила Усть-Медведицкий монастырь и своими руками создала в нём удивительную святыню — пещерный комплекс, символизирующий Крестный путь Спасителя. В 2016 году Церковь прославила монахиню как преподобную Арсению Усть-Медведицкую.
Будущая святая родилась 3 июля 1833 года в семье донского помещика Михаила Васильевича Серебрякова и его жены Марии Алексеевны. В крещении девочку нарекли Анной, а родители стали по-домашнему, на французский манер, звать дочку Анетой. Она росла спокойным и ласковым ребёнком, любила тихонько играть где-нибудь в дальнем уголке дома. В праздничные и воскресные дни семья собиралась за чтением Евангелия. Отец или мать читали Писание вслух, а потом беседовали о прочитанном. Как-то раз обсуждали Евангелие от Матфея — стих, в котором на вопрос богатого юноши о том, как ему спастись, Христос отвечает: «Раздай имение своё и следуй за мной». Вдруг родители заметили, что Анета всхлипывает. Утирая слёзы кулачками, девочка сказала: «Отчего же мы не делаем того, что велит Господь? Отчего не раздаём всего и не идём за Ним?» Михаил Васильевич и Мария Алексеевна растерялись — они не знали, как ответить малышке на этот вопрос. Вскоре после этого случая Серебряковы поехали в Воронеж поклониться мощам Святителя Митрофана. Михаил Васильевич был в большой дружбе с тогдашним воронежским архиепископом — преосвященным владыкой Антонием (Смирницким). Родители очень хотели показать ему дочь, которую впервые взяли с собой в паломничество. Но едва маленькая Анета увидела архиепископа, как сама побежала ему навстречу и поклонилась в ноги. Владыка Антоний ласково посмотрел на девочку и сказал изумлённым родителям: «Велик будет её путь».
Когда девочке исполнилось 6 лет, ушла из жизни Мария Алексеевна. Анна тяжело переживала потерю матери, а Михаил Васильевич от горя замкнулся в себе. Он всерьёз собирался оставить дочь на попечение родственников и уйти в монастырь. Однажды, погружённый в тяжёлые раздумья, он бродил по саду. Вдруг из-за деревьев выбежала Анета. Она бросилась к отцу, обняла его и стала утирать ему слёзы. Гладя дочь по голове, Михаил Васильевич сказал: «Нет, не могу её оставить!» С этого момента он всего себя посвятил воспитанию Анны. Они часто вместе молились, любили подолгу беседовать о смысле жизни, о Боге и вечности. Для Анеты не было ничего дороже этих бесед, молитвы и чтения Святого Писания. К шестнадцати годам она твёрдо решила, что хочет стать монахиней. Но именно в это время отец стал настойчиво подыскивать Анне жениха. После нескольких попыток сватовства девушка взмолилась: «Я не оставлю вас, батюшка, буду служить вам, только позвольте мне не связывать себя брачными узами!» И тогда Михаил Васильевич вспомнил пророческие слова архиепископа Антония (Смирницкого) о своей дочери: велик будет её путь. 30 октября 1850 года Михаил Васильевич привёз Анету в тихую обитель на берегу Дона — Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Отец и дочь попрощались; экипаж тронулся. Анна смотрела ему вслед. Вдруг лошади остановились, и Михаил Васильевич вышел из коляски. Анна поспешила к нему. Отец взял её за руку, молча прошел рядом несколько шагов, словно был не в силах отпустить дочь. Потом вернулся в экипаж и поехал уже без остановки.
Через год Анна Серебрякова приняла монашеский постриг с именем Арсения. Всю жизнь она помнила о жертве родительской любви, которую принёс её отец. И горячо молилась о том, чтобы не посрамить её.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
24 декабря. Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
24 декабря. О важности духовного роста христиан
В 5-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».
О важности духовного роста христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема











