
Преподобная Арсения Усть-Медведицкая
«Ты — исполнение моей мечты; всё, что думал сделать я и не сделал, ты исполнила», — говорил своей дочери, игумении Арсении (Серебряковой), её отец. За свою жизнь матушка Арсения совершила много добрых дел. Построила храм, открыла женское училище, благоустроила Усть-Медведицкий монастырь и своими руками создала в нём удивительную святыню — пещерный комплекс, символизирующий Крестный путь Спасителя. В 2016 году Церковь прославила монахиню как преподобную Арсению Усть-Медведицкую.
Будущая святая родилась 3 июля 1833 года в семье донского помещика Михаила Васильевича Серебрякова и его жены Марии Алексеевны. В крещении девочку нарекли Анной, а родители стали по-домашнему, на французский манер, звать дочку Анетой. Она росла спокойным и ласковым ребёнком, любила тихонько играть где-нибудь в дальнем уголке дома. В праздничные и воскресные дни семья собиралась за чтением Евангелия. Отец или мать читали Писание вслух, а потом беседовали о прочитанном. Как-то раз обсуждали Евангелие от Матфея — стих, в котором на вопрос богатого юноши о том, как ему спастись, Христос отвечает: «Раздай имение своё и следуй за мной». Вдруг родители заметили, что Анета всхлипывает. Утирая слёзы кулачками, девочка сказала: «Отчего же мы не делаем того, что велит Господь? Отчего не раздаём всего и не идём за Ним?» Михаил Васильевич и Мария Алексеевна растерялись — они не знали, как ответить малышке на этот вопрос. Вскоре после этого случая Серебряковы поехали в Воронеж поклониться мощам Святителя Митрофана. Михаил Васильевич был в большой дружбе с тогдашним воронежским архиепископом — преосвященным владыкой Антонием (Смирницким). Родители очень хотели показать ему дочь, которую впервые взяли с собой в паломничество. Но едва маленькая Анета увидела архиепископа, как сама побежала ему навстречу и поклонилась в ноги. Владыка Антоний ласково посмотрел на девочку и сказал изумлённым родителям: «Велик будет её путь».
Когда девочке исполнилось 6 лет, ушла из жизни Мария Алексеевна. Анна тяжело переживала потерю матери, а Михаил Васильевич от горя замкнулся в себе. Он всерьёз собирался оставить дочь на попечение родственников и уйти в монастырь. Однажды, погружённый в тяжёлые раздумья, он бродил по саду. Вдруг из-за деревьев выбежала Анета. Она бросилась к отцу, обняла его и стала утирать ему слёзы. Гладя дочь по голове, Михаил Васильевич сказал: «Нет, не могу её оставить!» С этого момента он всего себя посвятил воспитанию Анны. Они часто вместе молились, любили подолгу беседовать о смысле жизни, о Боге и вечности. Для Анеты не было ничего дороже этих бесед, молитвы и чтения Святого Писания. К шестнадцати годам она твёрдо решила, что хочет стать монахиней. Но именно в это время отец стал настойчиво подыскивать Анне жениха. После нескольких попыток сватовства девушка взмолилась: «Я не оставлю вас, батюшка, буду служить вам, только позвольте мне не связывать себя брачными узами!» И тогда Михаил Васильевич вспомнил пророческие слова архиепископа Антония (Смирницкого) о своей дочери: велик будет её путь. 30 октября 1850 года Михаил Васильевич привёз Анету в тихую обитель на берегу Дона — Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Отец и дочь попрощались; экипаж тронулся. Анна смотрела ему вслед. Вдруг лошади остановились, и Михаил Васильевич вышел из коляски. Анна поспешила к нему. Отец взял её за руку, молча прошел рядом несколько шагов, словно был не в силах отпустить дочь. Потом вернулся в экипаж и поехал уже без остановки.
Через год Анна Серебрякова приняла монашеский постриг с именем Арсения. Всю жизнь она помнила о жертве родительской любви, которую принёс её отец. И горячо молилась о том, чтобы не посрамить её.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер