Пророк и Предтеча Господень Иоанн - один из самых чтимых Церковью святых. Он был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы. Жили его родители около Хеврона, на юг от Иерусалима. Они долго молили о рождении ребенка, но детей у благочестивых супругов все не было. Однажды архангел Гавриил возвестил Захарии о чуде, и у него родился сын. Иоанн рано ушел в дикую пустыню, где вел строгую жизнь, много постился и молился. Там Господь призвал Иоанна к проповеди. Он крестил приходящих к реке Иордан для ритуального очищения. Иоанн говорил, что перед внешним омовением человеку нужно нравственно очиститься. Крещение Иоанна еще не было в полной мере христианским таинством. Однажды на берег Иордана пришел сам Спаситель. Во время Крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Это событие получило название Богоявление. Иоанн Креститель был казнен царем Иродом Антипой в тридцать втором году. Царя попросила об этом его падчерица Саломея. Девушку надоумила мать, Иродиада. Она разозлилась на Иоанна Крестителя за то, что пророк обличил её связь с Иродом, который был братом первого мужа Иродиады. Иоанну Крестителю отсекли голову. Тело Иоанна его ученики похоронили в городе Севастии.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн был величайшим из пророков. Он завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового Завета. Родственник Христа по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Иоанн Предтеча родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения. По выражению церковных песнопений, Иоанн Предтеча был "светлою утреннею звездою", которая предвещала появление духовного Солнца - Христа. В возрасте тридцати лет он вышел на проповедь. На берегу Иордана Иоанн призывал всех покаяться и готовиться к принятию Спасителя мира. Он крестил Единородного Сына Божия в водах Иордана и стал свидетелем таинственного Явления Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Вскоре святой Иоанн принял мученическую кончину - его казнили по приказу царя Ирода. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
Святой Иоанн Креститель принял смерть в тридцать втором году от Рождества Христова. Этот пророк и праведник крестил в реке Иордан Христа и стал свидетелем чуда Богоявления. В Евангелиях от Матфея и Марка сохранился рассказ о последних днях Иоанна Предтечи. Его заключил в темницу правитель Галилеи Ирод Антипа. Иоанн обличил его за то, что Ирод оставил свою законную жену и открыто жил с Иродиадой, супругой своего брата. Однажды во время пира дочь Иродиады Саломея танцевала и так угодила царю, что он пообещал исполнить любое ее желание. Мать надоумила Саломею попросить у Ирода голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, так как раньше слушался пророка и боялся гнева Божия за его убийство. Но еще больше он побоялся нарушить клятву, произнесенную перед гостями. Ирод приказал казнить Иоанна Предтечу. Его голову принесли Иродиаде, та надругалась над ней и приказала закопать без всякого почтения. Но благочестивая жена домоправителя нашла святыню и погребла на горе Елеонской. Позднее святыня была обретена еще раз. Все эти события вспоминаются Церковью со скорбью и торжественной радостью.
Пророк и Предтеча Господень Иоанн принял мученическую кончину в тридцать втором году от Рождества Христова. Сам Спаситель говорил о нем: "среди рожденных женщинами нет равного Иоанну". В святом Иоанне Крестителе сочетались монашеский аскетизм, апостольская сила, любовь к Богу, стойкость мученика и талант проповедника. Кажется, что причина его мученической кончины не соответствовала его личности и значению. Иоанн Креститель как будто бы стал случайной жертвой. Он обличал царя Ирода Антипу за то, что тот открыто жил с женой своего брата, Иродиадой. Но царь с уважением относился к пророку, слушал его и даже боялся, так как видел каким авторитетом Иоанн пользуется в народе. Но однажды во время пира дочь Иродиады Саломея танцевала так хорошо, что Ирод пообещал исполнить любое ее желание. Мать попросила девушку потребовать голову Иоанна Крестителя. Ирод не захотел терять лицо перед гостями и вынужден был исполнить свое обещание. А Предтеча Господень обличил мир не только словами или жизнью, а еще и самой своей смертью. Его мученичество - это торжество правды Божией. Правды, которая не пресмыкается перед сильными мира сего, которая кажется такой неудобной, но которой остался верен Иоанн Креститель.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица