Преподобный Нектарий Оптинский, в миру - Николай Тихонов, стал последним соборно избранным Оптинским старцем. Он родился в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году в Орловской губернии. Семья его жила в бедности, отец - рабочий на мельнице, рано умер, не намного пережила его мать. Николай с детства работал, а в свободное время ходил в храм. В Оптину пустынь он пришел в двадцать лет, в котомке его было одно лишь Евангелие. Духовником монаха Нектария стал преподобный Анатолий Зерцалов. Келия Нектария выходила дверью в церковь. В ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: бывал только у старца Амвросия или духовника. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии - в храм да в могилу. Под внешним юродством иеромонах Нектарий скрывал свой дар исцеления больных, прозорливости и чудотворения. В тысяча девятьсот двенадцатом году оптинская братия избрала его в старцы. Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». Он согласился только из-за послушания. Для каждого приходящего за советом у старца был свой подход. Для одного он клал на столе книгу, где находился нужный совет. Другого оставлял в одиночестве, с третьим долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника познаниями. Монастырь закрылся в двадцать третьем году, а иеромонаха Нектария арестовали. Когда он вышел из тюрьмы, то продолжал принимать верующих. Скончался преподобный Нектарий в тысяча девятьсот двадцать восьмом году.
Пророчества преподобного Нектария Оптинского
Преподобный Нектарий Оптинский, в миру - Николай Тихонов, родился в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году в Орловской губернии, в бедной семье. Он рано осиротел, вынужден был с детства работать. В двадцать лет Николай пришел в Оптину пустынь, где принял монашеский постриг. Его духовными учителями стали преподобный Анатолий Зерцалов и преподобный старец Амвросий. Двадцать лет иеромонах Нектарий провел в затворе. А потом принял на себя крест юродства, под которым скрывался и пророческий дар, и дар чудотворения. Так была у старца птичка-свисток. В нее он заставлял дуть людей, пришедших к нему с пустыми горестями. Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями кукол и те давали ответы на вопросы своими репликами. Рассказывали, как отец Нектарий, не читая, разбирал письма. Одни откладывал для ответа, другие благословлял, а некоторые и целовал. В юродстве Нектария часто содержались пророчества, смысл которых открывался лишь по прошествии времени. За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на груди. Однажды он набрал всякого хлама, сложил в шкафчик и всем показывал: «Это мой музей». И действительно, после закрытия Оптиной в скиту был музей. Скончался старец в двадцать восьмом году. А в двухтысячном преподобного Нектария Оптинского прославили в лике святых.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема