
Фото: Clark Young / Unsplash
«Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком» — говорит святой Иоанн Златоуст. История знает примеры поистине святой доброты.
Сегодня мы говорим о святой праведной Иулиании Лазаревской и рассказе Евгения Опочинина «Светлая Утреня голодных».
Место действия — село Вочнево Нижегородской губернии.
Время действия — начало XVII века по Рождестве Христовом.
В 16 лет Ульяну (таково мирское имя праведной Иулиании Лазаревской) выдали замуж за Георгия Осорьина, владельца села Лазаревкое под Муромом. Всю жизнь боярыня Ульяна работала наравне со слугами, щедро одаривала милостыней нищих и обездоленных.
В рассказе Евгения Опочинина «Светлая Утреня голодных» описана последняя весна в жизни Ульяны Устиновны Осорьиной, к тому времени — уже вдовы. Спасаясь от голода, от которого в годы правления Бориса Годунова вымерла треть населения Московского царства, Осорьины переехали из Лазаревского в свое нижегородское имение Вочнево, где оставались кое-какие запасы зерна. Но по весне и там уже пекли хлеб из лебеды вперемешку с древесной корой.
Невеселыми были думы Ульяны Устиновны: приближался светлый праздник Пасхи, а в доме не было ни горсти муки.
Золотой солнечный луч скользнул по тёмному простому платью женщины, сидевшей за столом, перебрался на её исхудалое лицо и залил, заслепил своим светом большие кроткие глаза, полные скорбной думы.
Вошла ключница и ждала, когда заговорит боярыня, а та сидела, закрыв лицо прозрачными, словно белый воск, исхудалыми руками.
Ульяна уже давно написала в Муром письмо своему зажиточному родственнику, Фёдору Никифоровичу Дубенскому, умоляя его прислать к празднику хоть какое-то продовольствие, и все в Вочневе с нетерпением ожидали ответа.
Первой оповестила боярыню о прибытии запасов ключница Абрамовна. Она, вне себя от радости, вбежала в комнату, где в это время молилась Иулиания Устиновна и, задыхаясь, вскричала:
— Матушка! Обоз пришёл от Фёдора от Никифоровича! Благодать Господня! Сказывают присыльщики: и мука всякая, и яички...
Старуха ещё долго перечисляла присланные Дубенским запасы, не замечая, что боярыня даже не обернулась, а как стояла на коленях перед иконой, так и осталась.
Помолившись, Ульяна Устиновна велела напечь много хлебов, чтобы хватило для всех голодных, кто в великий праздник постучится в ворота ее дома.
Узнав об этом, после пасхального богослужения люди из разных сёл ночью со свечами направились в Вочнево.
На дворе боярском, уставленном великим столами, гостей встречала боярыня Иулиания. Священники с народом пропели воскресные песни, а потом все сели за трапезу. И были полны народом не только избы и палаты, а и двор, и надворные сараи.
А боярыня не садилась за трапезу: в своей белой одежде она ходила меж столами и оделяла всех запасом на дом.
Эта пасхальная трапеза осталась в народной памяти как «светлая утреня голодных». «Светлая утреня» — так называют пасхальное богослужение, с которого начинается празднование Светлого Христова Воскресения. Венчает торжества Божественная Литургия, после которой принято разговляться.
В рассказе Евгения Опочинина «Светлая утреня голодных», написанном на основе жития святой праведной Иулиании Лазаревской, показано, как в трудные времена сердобольная вдова устроила для голодных пасхальную трапезу.
Имя писателя, историка, знатока русского быта и фольклора Евгения Николаевича Опочинина мало известно современному читателю. А вот до революции его рассказы о русских святых входили в круг обязательного детского чтения, издавались большими тиражами.
Полезно и нам всем помнить слова, которые в рассказе «Светлая утреня голодных» Иулиания Лазаревская говорит своей ключнице: «У Бога все родные. Человеку, помня заповедь Христову, надо, как о себе, радеть о ближнем».
Все выпуски программы Прообразы
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема