
Фото: Clark Young / Unsplash
«Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком» — говорит святой Иоанн Златоуст. История знает примеры поистине святой доброты.
Сегодня мы говорим о святой праведной Иулиании Лазаревской и рассказе Евгения Опочинина «Светлая Утреня голодных».
Место действия — село Вочнево Нижегородской губернии.
Время действия — начало XVII века по Рождестве Христовом.
В 16 лет Ульяну (таково мирское имя праведной Иулиании Лазаревской) выдали замуж за Георгия Осорьина, владельца села Лазаревкое под Муромом. Всю жизнь боярыня Ульяна работала наравне со слугами, щедро одаривала милостыней нищих и обездоленных.
В рассказе Евгения Опочинина «Светлая Утреня голодных» описана последняя весна в жизни Ульяны Устиновны Осорьиной, к тому времени — уже вдовы. Спасаясь от голода, от которого в годы правления Бориса Годунова вымерла треть населения Московского царства, Осорьины переехали из Лазаревского в свое нижегородское имение Вочнево, где оставались кое-какие запасы зерна. Но по весне и там уже пекли хлеб из лебеды вперемешку с древесной корой.
Невеселыми были думы Ульяны Устиновны: приближался светлый праздник Пасхи, а в доме не было ни горсти муки.
Золотой солнечный луч скользнул по тёмному простому платью женщины, сидевшей за столом, перебрался на её исхудалое лицо и залил, заслепил своим светом большие кроткие глаза, полные скорбной думы.
Вошла ключница и ждала, когда заговорит боярыня, а та сидела, закрыв лицо прозрачными, словно белый воск, исхудалыми руками.
Ульяна уже давно написала в Муром письмо своему зажиточному родственнику, Фёдору Никифоровичу Дубенскому, умоляя его прислать к празднику хоть какое-то продовольствие, и все в Вочневе с нетерпением ожидали ответа.
Первой оповестила боярыню о прибытии запасов ключница Абрамовна. Она, вне себя от радости, вбежала в комнату, где в это время молилась Иулиания Устиновна и, задыхаясь, вскричала:
— Матушка! Обоз пришёл от Фёдора от Никифоровича! Благодать Господня! Сказывают присыльщики: и мука всякая, и яички...
Старуха ещё долго перечисляла присланные Дубенским запасы, не замечая, что боярыня даже не обернулась, а как стояла на коленях перед иконой, так и осталась.
Помолившись, Ульяна Устиновна велела напечь много хлебов, чтобы хватило для всех голодных, кто в великий праздник постучится в ворота ее дома.
Узнав об этом, после пасхального богослужения люди из разных сёл ночью со свечами направились в Вочнево.
На дворе боярском, уставленном великим столами, гостей встречала боярыня Иулиания. Священники с народом пропели воскресные песни, а потом все сели за трапезу. И были полны народом не только избы и палаты, а и двор, и надворные сараи.
А боярыня не садилась за трапезу: в своей белой одежде она ходила меж столами и оделяла всех запасом на дом.
Эта пасхальная трапеза осталась в народной памяти как «светлая утреня голодных». «Светлая утреня» — так называют пасхальное богослужение, с которого начинается празднование Светлого Христова Воскресения. Венчает торжества Божественная Литургия, после которой принято разговляться.
В рассказе Евгения Опочинина «Светлая утреня голодных», написанном на основе жития святой праведной Иулиании Лазаревской, показано, как в трудные времена сердобольная вдова устроила для голодных пасхальную трапезу.
Имя писателя, историка, знатока русского быта и фольклора Евгения Николаевича Опочинина мало известно современному читателю. А вот до революции его рассказы о русских святых входили в круг обязательного детского чтения, издавались большими тиражами.
Полезно и нам всем помнить слова, которые в рассказе «Светлая утреня голодных» Иулиания Лазаревская говорит своей ключнице: «У Бога все родные. Человеку, помня заповедь Христову, надо, как о себе, радеть о ближнем».
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема