Образы святых встречаются во многих произведениях литературы. Это и новомученики и те, кто нам известен по ветхозаветной истории — праотцы, судьи, цари, пророки.
Сегодня мы говорим о праотце Адаме и стихотворении Семёна Липкина «Имена».
К началу Великой Отечественной войны поэту Семену Липкину исполнилось двадцать девять лет и он, как сам о себе пишет, с первых дней стал ее участником на суше и на море.
Стихотворение «Имена» Липкин написал в 1943 году в осажденном немцами Сталинграде. Оно — об Адаме и самых первых днях жизни человека на земле...
Жестокого неба достигли сады,
И звезды горели в листве, как плоды.
Баюкая Еву, дивился Адам
Земным, незнакомым, невзрачным садам.
Когда же на небе плоды отцвели
И Ева увидела утро земли,
Узнал он, что заспаны щеки ее,
Что морщится лоб невысокий ее.
Улыбка вины умягчила уста,
Коса золотая не очень густа...
Имя «Адам» означает «земля», он — самый первый человек, отец всего рода человеческого, праотец. Из Книги Бытия известно, что Бог создал первого человека из праха земного, дал ему «дыхание жизни и стал Адам душой живой».
Для Адама Бог насадил в Эдеме сад и сотворил из его ребра первую женщину — Еву. Созданный по образу и подобию Божию, Адам являлся венцом творения и был благословлен Богом на владычество над землей и всеми живыми существами. В раю Адам стал сотворцом Бога — он давал всему, что его окружало, имена.
В стихотворении Семена Липкина изгнанный из Рая Адам и на земле продолжает заниматься той же самой работой. Первый человек, и он же — первый на земле поэт...
Работа была для Адама трудна:
Явленьям и тварям давал имена.
Сквозь темные листья просеялся день.
Продумал Адам и сказал: — Это тень.
Услышал он леса воинственный гнев.
Подумал Адам и сказал: — Это лев.
Не глядя, глядела жена в небосклон.
Подумал Адам и сказал: — Это сон.
Стал звучным и трепетным голос ветвей.
Подумал Адам и сказал: — Соловей.
Незримой стопой придавилась вода, —
И ветер был назван впервые тогда.
В Священном Писании сказано: после грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая, лишены бессмертия и стали тяжелым трудом добывать себе на земле хлеб насущный.
Первые сыновья Адама и Евы — Каин и Авель. Каин — убийца брата, Авель — его невинная жертва.
В осажденном Сталинграде Семен Липкин мучительно размышляет об этом первом в истории человечества преступлении, после которого на земле не перестает литься кровь и продолжаются войны.
А братьев дорога все дальше вела.
Вот место, где буря недавно была.
Расколотый камень пред ними возник,
Под камнем томился безгласный тростник.
Но скважину Авель продул в тростнике,
И тот на печальном запел языке,
А Каин из камня топор смастерил,
О камень его лезвие заострил.
Есть древняя загадка: «Когда весь мир плакал?» Ответ на нее такой: «Когда Адам и Ева согрешили».
В стихотворении «Имена» Семен Липкин показывает, что смерть не является творением Бога. Смерть и страдания — следствие грехопадения человека, а грехопадение — следствие человеческого своеволия.
Погруженный в ад войны поэт не ропщет на Бога, а призывает людей глубже заглянуть в самих себя, в свою душу и помыслы.
«— Зачем это нужно, — вздыхает жена, —
Явленьям и камням давать имена?
Мне страшно, когда именуют предмет! —
Адам ничего не промолвил в ответ:
Он важно за солнечным шаром следил,
А шар за вершины дерев заходил,
Краснея, как кровь, пламенея, как жар,
Как будто вобрал в себя солнечный шар
Все красное мира, всю ярость земли, —
И скрылся. И, медленно зрея вдали,
Всеобщая ночь приближалась к садам.
„Вот смерть“, — не сказал, а подумал Адам.
И только подумал, едва произнес,
Над Авелем Каин топор свой занес».
В финале стихотворения возникает еще одна тема — величайшей ответственности человека за результаты своей деятельности, в данном случае — творческой.
Поэт и переводчик Семен Липкин говорил, что всю жизнь его интересовали только три темы: Бог, народ, история (и человек в ней).
Бог — на первом месте. А история и жизнь человека — как ожидание и место встречи с Богом.
В повести «Записки жильца» Семен Израилевич Липкин подвел итоги войне, которую он прошел от первого дня до победы, с поистине библейской мудростью.
«Кто победил и кто побеждён? Не Сталин разгромил Гитлера, не русские одолели немцев — победило страдание, дух поборол плоть. Могучее государство фараонов поникло перед безоружным племенем, ибо маленькая, крытая камышом пустыни скиния Завета бесконечно сильнее великолепной, закованной в сталь конницы, неисчислимых копьеносцев и лучников. И государство, которому служил Понтий Пилат, не восторжествовало над другими государствами — восторжествовало распятое страдание...»
«Второй Адам» — в христианстве святые отцы так называют победившего смерть Иисуса Христа.
В 1943 году под бомбежками в Сталинграде Семен Липкин размышлял о Христе, начиная с праотца Адама — первого человека, который прожил на земле 930 лет, оставив после себя многочисленное потомство — нынешнее человечество.
Все выпуски программы Прообразы
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Пётр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
15 января. О духовном аспекте творчества Грибоедов
Сегодня 15 января. В этот день в 1795 году родился русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
О духовном аспекте его творчества — священник Стахий Колотвин.