Праотец Адам - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Праотец Адам

* Поделиться

Фото: PxHere

Образы святых встречаются во многих произведениях литературы. Это и новомученики и те, кто нам известен по ветхозаветной истории — праотцы, судьи, цари, пророки.

Сегодня мы говорим о праотце Адаме и стихотворении Семёна Липкина «Имена».

К началу Великой Отечественной войны поэту Семену Липкину исполнилось двадцать девять лет и он, как сам о себе пишет, с первых дней стал ее участником на суше и на море.

Стихотворение «Имена» Липкин написал в 1943 году в осажденном немцами Сталинграде. Оно — об Адаме и самых первых днях жизни человека на земле...

Жестокого неба достигли сады,

И звезды горели в листве, как плоды.

Баюкая Еву, дивился Адам

Земным, незнакомым, невзрачным садам.

Когда же на небе плоды отцвели

И Ева увидела утро земли,

Узнал он, что заспаны щеки ее,

Что морщится лоб невысокий ее.

Улыбка вины умягчила уста,

Коса золотая не очень густа...

Имя «Адам» означает «земля», он — самый первый человек, отец всего рода человеческого, праотец. Из Книги Бытия известно, что Бог создал первого человека из праха земного, дал ему «дыхание жизни и стал Адам душой живой».

Для Адама Бог насадил в Эдеме сад и сотворил из его ребра первую женщину — Еву. Созданный по образу и подобию Божию, Адам являлся венцом творения и был благословлен Богом на владычество над землей и всеми живыми существами. В раю Адам стал сотворцом Бога — он давал всему, что его окружало, имена.

В стихотворении Семена Липкина изгнанный из Рая Адам и на земле продолжает заниматься той же самой работой. Первый человек, и он же — первый на земле поэт...

Работа была для Адама трудна:

Явленьям и тварям давал имена.

Сквозь темные листья просеялся день.

Продумал Адам и сказал: — Это тень.

Услышал он леса воинственный гнев.

Подумал Адам и сказал: — Это лев.

Не глядя, глядела жена в небосклон.

Подумал Адам и сказал: — Это сон.

Стал звучным и трепетным голос ветвей.

Подумал Адам и сказал: — Соловей.

Незримой стопой придавилась вода, —

И ветер был назван впервые тогда.

В Священном Писании сказано: после грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая, лишены бессмертия и стали тяжелым трудом добывать себе на земле хлеб насущный.

Первые сыновья Адама и Евы — Каин и Авель. Каин — убийца брата, Авель — его невинная жертва.

В осажденном Сталинграде Семен Липкин мучительно размышляет об этом первом в истории человечества преступлении, после которого на земле не перестает литься кровь и продолжаются войны.

А братьев дорога все дальше вела.

Вот место, где буря недавно была.

Расколотый камень пред ними возник,

Под камнем томился безгласный тростник.

Но скважину Авель продул в тростнике,

И тот на печальном запел языке,

А Каин из камня топор смастерил,

О камень его лезвие заострил.

Есть древняя загадка: «Когда весь мир плакал?» Ответ на нее такой: «Когда Адам и Ева согрешили».

В стихотворении «Имена» Семен Липкин показывает, что смерть не является творением Бога. Смерть и страдания — следствие грехопадения человека, а грехопадение — следствие человеческого своеволия.

Погруженный в ад войны поэт не ропщет на Бога, а призывает людей глубже заглянуть в самих себя, в свою душу и помыслы.

«— Зачем это нужно, — вздыхает жена, —

Явленьям и камням давать имена?

Мне страшно, когда именуют предмет! —

Адам ничего не промолвил в ответ:

Он важно за солнечным шаром следил,

А шар за вершины дерев заходил,

Краснея, как кровь, пламенея, как жар,

Как будто вобрал в себя солнечный шар

Все красное мира, всю ярость земли, —

И скрылся. И, медленно зрея вдали,

Всеобщая ночь приближалась к садам.

„Вот смерть“, — не сказал, а подумал Адам.

И только подумал, едва произнес,

Над Авелем Каин топор свой занес».

В финале стихотворения возникает еще одна тема — величайшей ответственности человека за результаты своей деятельности, в данном случае — творческой.

Поэт и переводчик Семен Липкин говорил, что всю жизнь его интересовали только три темы: Бог, народ, история (и человек в ней).

Бог — на первом месте. А история и жизнь человека — как ожидание и место встречи с Богом.

В повести «Записки жильца» Семен Израилевич Липкин подвел итоги войне, которую он прошел от первого дня до победы, с поистине библейской мудростью.

«Кто победил и кто побеждён? Не Сталин разгромил Гитлера, не русские одолели немцев — победило страдание, дух поборол плоть. Могучее государство фараонов поникло перед безоружным племенем, ибо маленькая, крытая камышом пустыни скиния Завета бесконечно сильнее великолепной, закованной в сталь конницы, неисчислимых копьеносцев и лучников. И государство, которому служил Понтий Пилат, не восторжествовало над другими государствами — восторжествовало распятое страдание...»

«Второй Адам» — в христианстве святые отцы так называют победившего смерть Иисуса Христа.

В 1943 году под бомбежками в Сталинграде Семен Липкин размышлял о Христе, начиная с праотца Адама — первого человека, который прожил на земле 930 лет, оставив после себя многочисленное потомство — нынешнее человечество.


Все выпуски программы Прообразы

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем