Последним самарским губернатором, которого назначило царское правительство, был князь Лев Львович Голицын. Он принадлежал к одному из самых древних дворянских родов в России. Известно, что Голицыны кровно связаны с великими московскими князьями из династии Рюриковичей и состоят в родстве с домом Романовых.
Отец Льва Львовича и его полный тезка принадлежал к саратовской ветви рода. Семейство Голицыных проживало в родовом имении Северки под Саратовом. Здесь родился и будущий губернатор Самары. Детство его прошло в обстановке вольной и творческой – девять братьев и сестер Голицыных не имели привычки скучать.
Видимо, в юные годы у Льва Львовича младшего и сформировались качества, которые определили его судьбу – искренность и решительность, бесстрашие и готовность придти на помощь. В искреннем порыве он поступил он на физико-математический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. И также решительно оставил учебу, когда понял, что науке не удастся посвятить себя целиком, поскольку впереди предстояла обязательная военная служба. Во время русско-японской войны он получил орден святой Анны четвертой степени с надписью «За храбрость».
Неоконченный факультет препятствовал Льву Голицыну стать чиновником высокого ранга. Гражданскую службу он начал со скромной должности уездного начальника. Лев Львович сразу ярко проявил себя. За оказание помощи пострадавшим от неурожая он вновь получил «святую Анну» - на этот раз более высокой, третьей степени. Может быть, именно этот факт биографии князя Голицына и повлиял на решение правительства доверить ему должность Самарского губернатора в 1916 году, когда в Поволжье остро стояла продовольственная проблема. Лев Львович с присущей ему решимостью взялся за решение болезненного вопроса, но вывести губернию из кризиса не успел – помешала февральская революция.
В первый раз Голицын был арестован в марте 1917 года после того как обратился к общественности с призывом воздержаться от митингов. Его поместили в ту самую тюрьму «Самарский крест», состоянием который он гордился, будучи губернатором. В ней он провел только три дня. Роковой в его судьбе стала другая тюрьма – в Красноярске, куда он попал, отступая в составе белой армии. Здесь князь Голицын скончался в 1920 году от тифа.
Чтобы не заканчивать на трагической ноте, поделюсь еще такой информацией. Помните, в начале рассказа я упомянул, что Лев Львович был полным тезкой своего отца? Дело в том, что в семье существовала традиция давать имя Лев старшему сыну. Губернатор Самары ей последовал. Его сын также назвал своего первенца Левушкой. И в следующем поколении Голицыных появился Лев Львович – он родился в 1977 году в американском штате Балтимор. Род жив, и хочется верить, что вместе с именем и титулом по наследству в нем переходят искренность и решительность, бесстрашие и готовность придти на помощь.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение