Остров Крит славится не только своим чудесным климатом и чистым морем. Здесь до сих пор проходят археологические раскопки, благодаря которым открывается богатое историческое прошлое острова. На Крите в дохристианскую эпоху существовала знаменитая минойская культура, центром которой являлся Кносский дворец — уникальный памятник древней архитектуры и место обитания легендарного Минотавра. Минойская цивилизация предшествовала формированию культуры античной Греции. Несмотря на то, что ко времени пришествия в наш мир Иисуса Христа Минойская цивилизация практически исчезла, с ее языческим наследием христианской Церкви пришлось вести непростую борьбу. Делать это приходилось апостолу Титу, ученику апостола Павла. Тит был коренным критянином, родился в языческой семье, а, значит, прекрасно понимал, каким образом вести христианскую миссию среди жителей острова. Когда Тит стал христианином точно не известно, но именно он сопровождал апостола Павла на апостольском соборе, который проходил в Иерусалиме в 49-50 годах первого века. Впоследствии Титу было Павлом поручено вести самостоятельную миссионерскую деятельность. Затем Тит с благословения апостола Павла вернулся на Крит, где возглавил местную Церковь, став первым христианским епископом острова. Служение Тита было непростым — критяне проявили себя как люди упрямые, часто говорящие неправду, двуличные. Воодушевить своего ученика взялся апостол Павел, который направил Титу послание, призывая его не падать духом и с воодушевлением осуществлять свое служение. Отрывок из послания к Титу читается сегодня во время утреннего богослужения.
Сын мой Тит, 2.11 явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 2.12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 2.13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 2.14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. 3.4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 3.5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 3.6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 3.7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Послание апостола Павла к Титу относится к числу так называемых пастырских посланий, в которых Павел предлагает свой взгляд на принципы деятельности христианского священнослужителя. Павел призывает Тита не отчаиваться, со стойкостью нести возложенную на него миссию. Апостол напоминает своему ученику о подвиге Христа, Который пришел в мир для спасения всех людей — добрых и злых. Не все приняли Спасителя, нашлись и те, кто отправил Христа на страшную казнь. Среди гонителей христиан в свое время был и сам апостол Павел. По словам апостола, если благодать Божия изменила его, она способна преобразить и любого другого человека. Павел напоминает ученику и о том, что Бог спасает человека по Своей любви к нему. А Бог любит каждого человека — и доброго, и злого. И от каждого терпеливо ожидает отклика на свою любовь. Даже от критян, о которых апостол Павел, цитируя античного автора Эпименида, говорит так: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». И вот — в отношении упрямых, местами лживых критян Павел призывает своего ученика Тита не терять надежды. И они, с точки зрения апостола, могут стать частью «народа особенного, ревностного к добрым делам». Слова Павла оказались пророческими — современные критяне во многом не похожи на своих предков. На острове сегодня имеется большое количество монастырей, жители острова часто посещают богослужение. Приходят они и помолиться у мощей апостола Тита, первого христианского епископа Крита и святого-покровителя острова.
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 октября. О божественной благодати в Православной Церкви

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати».
О божественной благодати в Православной Церкви— священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в послании к филиппийцам пишет очень трогательные вещи, потому что он бесконечно любит (это видно из послания) свою филиппийскую общину. Это его последнее обращение к ним, он чувствует, что скоро разрешится от плоти этой земной, и даже говорит о том, что уже желает скорее увенчаться в Царстве Божьем.
И вот он призывает в этом послании ко многим вещам, которые нам следовало бы перечитывать и применять к себе и к своей духовной жизни. В частности, он говорит: «Несмотря на мои узы, на моё заключение, я имею вас всех в своём сердце и с любовью о каждом из вас думаю, и также призываю быть соучастниками той благодати, которую я сам получил».
Это означает, что мы должны жить единой церковной общиной, что не бывает так: вот есть батюшки, пастыри или архипастыри, а есть мы. В сознании апостола Павла мы все — одно целое, и мы все едины.
Помоги Господь всем нам не растерять это чувство.
Апостол Павел драматично перед своей смертью как бы призывает, в том числе и нас с вами, братья и сестры, воспринимать себя внутри большой семьи, которая есть Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема