Остров Крит славится не только своим чудесным климатом и чистым морем. Здесь до сих пор проходят археологические раскопки, благодаря которым открывается богатое историческое прошлое острова. На Крите в дохристианскую эпоху существовала знаменитая минойская культура, центром которой являлся Кносский дворец — уникальный памятник древней архитектуры и место обитания легендарного Минотавра. Минойская цивилизация предшествовала формированию культуры античной Греции. Несмотря на то, что ко времени пришествия в наш мир Иисуса Христа Минойская цивилизация практически исчезла, с ее языческим наследием христианской Церкви пришлось вести непростую борьбу. Делать это приходилось апостолу Титу, ученику апостола Павла. Тит был коренным критянином, родился в языческой семье, а, значит, прекрасно понимал, каким образом вести христианскую миссию среди жителей острова. Когда Тит стал христианином точно не известно, но именно он сопровождал апостола Павла на апостольском соборе, который проходил в Иерусалиме в 49-50 годах первого века. Впоследствии Титу было Павлом поручено вести самостоятельную миссионерскую деятельность. Затем Тит с благословения апостола Павла вернулся на Крит, где возглавил местную Церковь, став первым христианским епископом острова. Служение Тита было непростым — критяне проявили себя как люди упрямые, часто говорящие неправду, двуличные. Воодушевить своего ученика взялся апостол Павел, который направил Титу послание, призывая его не падать духом и с воодушевлением осуществлять свое служение. Отрывок из послания к Титу читается сегодня во время утреннего богослужения.
Сын мой Тит, 2.11 явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 2.12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 2.13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 2.14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. 3.4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 3.5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 3.6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 3.7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Послание апостола Павла к Титу относится к числу так называемых пастырских посланий, в которых Павел предлагает свой взгляд на принципы деятельности христианского священнослужителя. Павел призывает Тита не отчаиваться, со стойкостью нести возложенную на него миссию. Апостол напоминает своему ученику о подвиге Христа, Который пришел в мир для спасения всех людей — добрых и злых. Не все приняли Спасителя, нашлись и те, кто отправил Христа на страшную казнь. Среди гонителей христиан в свое время был и сам апостол Павел. По словам апостола, если благодать Божия изменила его, она способна преобразить и любого другого человека. Павел напоминает ученику и о том, что Бог спасает человека по Своей любви к нему. А Бог любит каждого человека — и доброго, и злого. И от каждого терпеливо ожидает отклика на свою любовь. Даже от критян, о которых апостол Павел, цитируя античного автора Эпименида, говорит так: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». И вот — в отношении упрямых, местами лживых критян Павел призывает своего ученика Тита не терять надежды. И они, с точки зрения апостола, могут стать частью «народа особенного, ревностного к добрым делам». Слова Павла оказались пророческими — современные критяне во многом не похожи на своих предков. На острове сегодня имеется большое количество монастырей, жители острова часто посещают богослужение. Приходят они и помолиться у мощей апостола Тита, первого христианского епископа Крита и святого-покровителя острова.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело