Остров Крит славится не только своим чудесным климатом и чистым морем. Здесь до сих пор проходят археологические раскопки, благодаря которым открывается богатое историческое прошлое острова. На Крите в дохристианскую эпоху существовала знаменитая минойская культура, центром которой являлся Кносский дворец — уникальный памятник древней архитектуры и место обитания легендарного Минотавра. Минойская цивилизация предшествовала формированию культуры античной Греции. Несмотря на то, что ко времени пришествия в наш мир Иисуса Христа Минойская цивилизация практически исчезла, с ее языческим наследием христианской Церкви пришлось вести непростую борьбу. Делать это приходилось апостолу Титу, ученику апостола Павла. Тит был коренным критянином, родился в языческой семье, а, значит, прекрасно понимал, каким образом вести христианскую миссию среди жителей острова. Когда Тит стал христианином точно не известно, но именно он сопровождал апостола Павла на апостольском соборе, который проходил в Иерусалиме в 49-50 годах первого века. Впоследствии Титу было Павлом поручено вести самостоятельную миссионерскую деятельность. Затем Тит с благословения апостола Павла вернулся на Крит, где возглавил местную Церковь, став первым христианским епископом острова. Служение Тита было непростым — критяне проявили себя как люди упрямые, часто говорящие неправду, двуличные. Воодушевить своего ученика взялся апостол Павел, который направил Титу послание, призывая его не падать духом и с воодушевлением осуществлять свое служение. Отрывок из послания к Титу читается сегодня во время утреннего богослужения.
Сын мой Тит, 2.11 явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 2.12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 2.13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 2.14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. 3.4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 3.5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 3.6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 3.7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Послание апостола Павла к Титу относится к числу так называемых пастырских посланий, в которых Павел предлагает свой взгляд на принципы деятельности христианского священнослужителя. Павел призывает Тита не отчаиваться, со стойкостью нести возложенную на него миссию. Апостол напоминает своему ученику о подвиге Христа, Который пришел в мир для спасения всех людей — добрых и злых. Не все приняли Спасителя, нашлись и те, кто отправил Христа на страшную казнь. Среди гонителей христиан в свое время был и сам апостол Павел. По словам апостола, если благодать Божия изменила его, она способна преобразить и любого другого человека. Павел напоминает ученику и о том, что Бог спасает человека по Своей любви к нему. А Бог любит каждого человека — и доброго, и злого. И от каждого терпеливо ожидает отклика на свою любовь. Даже от критян, о которых апостол Павел, цитируя античного автора Эпименида, говорит так: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». И вот — в отношении упрямых, местами лживых критян Павел призывает своего ученика Тита не терять надежды. И они, с точки зрения апостола, могут стать частью «народа особенного, ревностного к добрым делам». Слова Павла оказались пророческими — современные критяне во многом не похожи на своих предков. На острове сегодня имеется большое количество монастырей, жители острова часто посещают богослужение. Приходят они и помолиться у мощей апостола Тита, первого христианского епископа Крита и святого-покровителя острова.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»