
Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о таком явлении, как месть. Однако, прежде чем говорить о ней, он задаёт некоторые нравственные рамки, в которых дальше будет рассуждать. Речь идёт о том, что все христиане являются частями одного Церковного тела, Тела Христова. Мы не просто едины со Христом, но едины во Христе друг с другом. А раз едины, то и взаимосвязаны. Это значит, что конфликт людей, находящихся в одном теле, приводит к боли во всём теле. И если грех брата против тебя — это причина боли, что ты делаешь, отвечая ему тем же?
Развивая мысль о единстве и правильных отношениях, апостол в самых разных выражениях передаёт одну простую мысль: старайся поддерживать людей вокруг тебя, сделай так, чтобы твоё присутствие было исцеляющим, чтобы оно приносило умиротворение и объединяло. Зная, что нередко разделения вносятся даже неправильной интонацией или взглядом, он просит каждого не думать о себе слишком много, но стараться знать свою меру. Интересно, что выражение «не мечтайте о себе», которое мы слышим в синодальном переводе, может быть переведено так: «не будьте разумными в собственных глазах». И действительно, с человеком бывает гораздо меньше сложностей, если он не относится к себе слишком серьёзно.
Наконец, апостол Павел говорит: не воздавайте злом за зло, но всегда заботьтесь о добром перед всеми людьми. Здесь может возникнуть очевидный вопрос: означает ли это, что люди, которые следят за порядком, не должны останавливать преступников? Конечно, нет. Во-первых, в другом месте апостол прямо пишет, что начальник не напрасно носит свой меч, а во-вторых, для самих преступников бывает гораздо лучше, когда находится тот, кто может их остановить. Сами они могу этого не понимать, но на самом деле это именно так. Поэтому апостол не просто призывает быть со всеми в мире, но оговаривается «если это возможно».
Наконец, он прямо запрещает мстить за себя и призывает дать место гневу Божиему. Позволить Богу воздать по делам тому, кто согрешил против тебя.
Люди бывают мстительными и отходчивыми, обидчивыми и готовыми простить... При этом, какими бы они ни были, мало кто оказывался способен, увидев наказанного обидчика, промолчать и не сказать что-то вроде «так тебе и надо» или «поделом». Но так ли всё на самом деле? И действительно ли Бог запрещает нам мстить только потому, что хочет отомстить Сам? Ответить на эти вопросы не просто, потому что слишком велик соблазн приписать Богу наши эмоции и желания. Однако если мы вспомним, что, совершая грех, мы нарушаем не просто запрет, но нормы собственного бытия и лишаем себя связи с Богом, мы поймём, что Божий гнев не имеет ничего общего с нашим гневом. Ведь Божий гнев оказывается следствием нашего поступка, нашим собственным ощущением покинутости и лишённости... Ведь Бог никогда не присутствует в нашей жизни насильно... Но в свою очередь — это значит, что человеку, который выбрал путь греха, не нужно мстить не потому, что Бог найдёт какой-то более изощрённый способ, на который тебе не хватит фантазии. Мстить не нужно потому, что грешник сам себе отомстил, лишив себя общения с Богом. Что же делать с ним в такой ситуации? Апостол призывает вести себя по-человечески, то есть напоить и накормить его, ведь он попал в беду... Апостол утверждает, что доброе отношение приведёт врага к покаянию — ведь угли на голову — это не описание пытки, но образ покаянного пепла. Всё это может показаться чем-то немыслимым и даже фантастическим, но апостол не фантазирует. Он просто знает то, как мир устроен. Зло невозможно победить злом, но только добром.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема