
Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о таком явлении, как месть. Однако, прежде чем говорить о ней, он задаёт некоторые нравственные рамки, в которых дальше будет рассуждать. Речь идёт о том, что все христиане являются частями одного Церковного тела, Тела Христова. Мы не просто едины со Христом, но едины во Христе друг с другом. А раз едины, то и взаимосвязаны. Это значит, что конфликт людей, находящихся в одном теле, приводит к боли во всём теле. И если грех брата против тебя — это причина боли, что ты делаешь, отвечая ему тем же?
Развивая мысль о единстве и правильных отношениях, апостол в самых разных выражениях передаёт одну простую мысль: старайся поддерживать людей вокруг тебя, сделай так, чтобы твоё присутствие было исцеляющим, чтобы оно приносило умиротворение и объединяло. Зная, что нередко разделения вносятся даже неправильной интонацией или взглядом, он просит каждого не думать о себе слишком много, но стараться знать свою меру. Интересно, что выражение «не мечтайте о себе», которое мы слышим в синодальном переводе, может быть переведено так: «не будьте разумными в собственных глазах». И действительно, с человеком бывает гораздо меньше сложностей, если он не относится к себе слишком серьёзно.
Наконец, апостол Павел говорит: не воздавайте злом за зло, но всегда заботьтесь о добром перед всеми людьми. Здесь может возникнуть очевидный вопрос: означает ли это, что люди, которые следят за порядком, не должны останавливать преступников? Конечно, нет. Во-первых, в другом месте апостол прямо пишет, что начальник не напрасно носит свой меч, а во-вторых, для самих преступников бывает гораздо лучше, когда находится тот, кто может их остановить. Сами они могу этого не понимать, но на самом деле это именно так. Поэтому апостол не просто призывает быть со всеми в мире, но оговаривается «если это возможно».
Наконец, он прямо запрещает мстить за себя и призывает дать место гневу Божиему. Позволить Богу воздать по делам тому, кто согрешил против тебя.
Люди бывают мстительными и отходчивыми, обидчивыми и готовыми простить... При этом, какими бы они ни были, мало кто оказывался способен, увидев наказанного обидчика, промолчать и не сказать что-то вроде «так тебе и надо» или «поделом». Но так ли всё на самом деле? И действительно ли Бог запрещает нам мстить только потому, что хочет отомстить Сам? Ответить на эти вопросы не просто, потому что слишком велик соблазн приписать Богу наши эмоции и желания. Однако если мы вспомним, что, совершая грех, мы нарушаем не просто запрет, но нормы собственного бытия и лишаем себя связи с Богом, мы поймём, что Божий гнев не имеет ничего общего с нашим гневом. Ведь Божий гнев оказывается следствием нашего поступка, нашим собственным ощущением покинутости и лишённости... Ведь Бог никогда не присутствует в нашей жизни насильно... Но в свою очередь — это значит, что человеку, который выбрал путь греха, не нужно мстить не потому, что Бог найдёт какой-то более изощрённый способ, на который тебе не хватит фантазии. Мстить не нужно потому, что грешник сам себе отомстил, лишив себя общения с Богом. Что же делать с ним в такой ситуации? Апостол призывает вести себя по-человечески, то есть напоить и накормить его, ведь он попал в беду... Апостол утверждает, что доброе отношение приведёт врага к покаянию — ведь угли на голову — это не описание пытки, но образ покаянного пепла. Всё это может показаться чем-то немыслимым и даже фантастическим, но апостол не фантазирует. Он просто знает то, как мир устроен. Зло невозможно победить злом, но только добром.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер