Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о таком явлении, как месть. Однако, прежде чем говорить о ней, он задаёт некоторые нравственные рамки, в которых дальше будет рассуждать. Речь идёт о том, что все христиане являются частями одного Церковного тела, Тела Христова. Мы не просто едины со Христом, но едины во Христе друг с другом. А раз едины, то и взаимосвязаны. Это значит, что конфликт людей, находящихся в одном теле, приводит к боли во всём теле. И если грех брата против тебя — это причина боли, что ты делаешь, отвечая ему тем же?
Развивая мысль о единстве и правильных отношениях, апостол в самых разных выражениях передаёт одну простую мысль: старайся поддерживать людей вокруг тебя, сделай так, чтобы твоё присутствие было исцеляющим, чтобы оно приносило умиротворение и объединяло. Зная, что нередко разделения вносятся даже неправильной интонацией или взглядом, он просит каждого не думать о себе слишком много, но стараться знать свою меру. Интересно, что выражение «не мечтайте о себе», которое мы слышим в синодальном переводе, может быть переведено так: «не будьте разумными в собственных глазах». И действительно, с человеком бывает гораздо меньше сложностей, если он не относится к себе слишком серьёзно.
Наконец, апостол Павел говорит: не воздавайте злом за зло, но всегда заботьтесь о добром перед всеми людьми. Здесь может возникнуть очевидный вопрос: означает ли это, что люди, которые следят за порядком, не должны останавливать преступников? Конечно, нет. Во-первых, в другом месте апостол прямо пишет, что начальник не напрасно носит свой меч, а во-вторых, для самих преступников бывает гораздо лучше, когда находится тот, кто может их остановить. Сами они могу этого не понимать, но на самом деле это именно так. Поэтому апостол не просто призывает быть со всеми в мире, но оговаривается «если это возможно».
Наконец, он прямо запрещает мстить за себя и призывает дать место гневу Божиему. Позволить Богу воздать по делам тому, кто согрешил против тебя.
Люди бывают мстительными и отходчивыми, обидчивыми и готовыми простить... При этом, какими бы они ни были, мало кто оказывался способен, увидев наказанного обидчика, промолчать и не сказать что-то вроде «так тебе и надо» или «поделом». Но так ли всё на самом деле? И действительно ли Бог запрещает нам мстить только потому, что хочет отомстить Сам? Ответить на эти вопросы не просто, потому что слишком велик соблазн приписать Богу наши эмоции и желания. Однако если мы вспомним, что, совершая грех, мы нарушаем не просто запрет, но нормы собственного бытия и лишаем себя связи с Богом, мы поймём, что Божий гнев не имеет ничего общего с нашим гневом. Ведь Божий гнев оказывается следствием нашего поступка, нашим собственным ощущением покинутости и лишённости... Ведь Бог никогда не присутствует в нашей жизни насильно... Но в свою очередь — это значит, что человеку, который выбрал путь греха, не нужно мстить не потому, что Бог найдёт какой-то более изощрённый способ, на который тебе не хватит фантазии. Мстить не нужно потому, что грешник сам себе отомстил, лишив себя общения с Богом. Что же делать с ним в такой ситуации? Апостол призывает вести себя по-человечески, то есть напоить и накормить его, ведь он попал в беду... Апостол утверждает, что доброе отношение приведёт врага к покаянию — ведь угли на голову — это не описание пытки, но образ покаянного пепла. Всё это может показаться чем-то немыслимым и даже фантастическим, но апостол не фантазирует. Он просто знает то, как мир устроен. Зло невозможно победить злом, но только добром.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия