
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 93 зач., VI, 18-23.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение апостол Павел начинает с разговора о рабстве и освобождении. Однако, как ни странно, само освобождение оказывается необходимым для того, чтобы стать рабами праведности. Конечно, грех — это что-то плохое, а праведность — хорошее, но что это значит на практике? Неужели нам просто предлагается сменить злого хозяина на доброго?
Современное отношение к рабству как крайней форме неравенства предельно негативное. В прежние времена люди знали, что в бытовом смысле многие рабы жили лучше свободных людей. И всё же человек, сотворённый по образу Божьему, призван к свободе и воспринимает рабство как то, что противоречит самой его природе. Более того, во всех странах мира на официальном уровне рабство вне закона. Впрочем, несмотря на любые запреты, оно продолжает существовать. И не только как рабство криминальное, в котором находятся миллионы людей... Существует рабство духовное, в котором находимся мы все, пусть и не хотим себе в этом признаться.
Итак, сказав о рабстве греху и праведности, апостол Павел уточняет две вещи. Во-первых, он употребляет слово «рабство», чтобы нам было понятнее. Во-вторых, он имеет в виду не простое рабство, но рабство плоти, под которой подразумевает не простая зависимость от тела, но сама падшесть нашей природы.
Почему же апостол использует слово «рабство»? Что такого оно выражает? Его суть в том, что человек не может поступить по-своему, он поступает так, как хочет хозяин.
Что же такое рабство греху? Можно решить, что речь идёт о каких-то закоренелых преступниках, о тех, кто сознательно и без всякой борьбы живёт по страстям, блудит, ворует, клевещет... Но, как и настоящее рабство, рабство духовное имеет разные формы, порой довольно тонкие, кажущиеся скорее баловством, чем преступлением. Помню, как однажды я говорил с женщиной, которая очень беспокоилась о своём будущем, и для того, чтобы успокоиться, ходила к гадалке... Она могла довериться Богу, предать свою жизнь в Его руки, искренне сказав Ему: «Да будет воля Твоя». Однако она выбрала иной путь. Мы много говорили с ней о доверии, но ответ её был один: мне надо знать, что меня ждёт, я не могу без этого жить. Это было самое настоящее рабство суеверию. И у каждого это рабство своё: рабство гневу, многословию, лени или тщеславию. Иногда оно так глубоко в нас сидит, что мы воспринимаем его как часть себя, своего характера. Иногда даже возникает ощущение, что христианство настраивает человека против вещей вполне естественных. Но так ли это на самом деле?
Говоря о рабстве греху, апостол употребляет как его синоним выражение «рабство беззаконию и нечистоте, которые ведут к смерти». То есть для него грех — это нарушение внутренних законов, искажение, загрязнённость. В свою очередь праведность для него — это здоровье, чистота, норма, ведущая к жизни. Спортсмен, технично выполняющий упражнение, как и певец, чисто пропевший свою партию, вряд ли согласятся, что они находятся в рабстве... То же самое происходит с человеком, когда он, встретившись со Христом, открывает для себя Его заповеди и понимает, что именно так и надо действовать, потому что в этом путь жизни.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.