
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 82 зач., II, 14-29.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается с упрёками к своим бывшим собратьям по иудейской религии.
Дело в том, что всякий иудей был уверен, что Бог спасёт его лишь за то, что он принадлежит к богоизбранному народу, то есть является потомком Авраама и совершил обряд обрезания. По этой причине иудеи были достаточно высокомерны по отношению к представителям других национальностей и религий. Поэтому Павел говорит своим собратьям, что подлинное иудейство, то есть, подлинная вера в Бога, не имеет ничего общего с расовой принадлежностью. Многие из тех, кто произошёл от Авраама и были в детстве обрезаны, не являются иудеями по духу, то есть, по своему образу мыслей и поведению. И, напротив, многие язычники, которые даже никогда не слышали об этом праведнике, по своему образу жизни являются настоящими иудеями.
Более того, апостол утверждает, что даже исполнение закона Моисея не гарантирует иудеям спасения, ведь все его предписания можно соблюдать формально, как это и делали многие законники, книжники и фарисеи времён Спасителя. И, напротив, язычник, который никогда не читал Священного Писания, может вести такой образ жизни, так относиться к людям, будто этот закон живёт у него в сердце. Мерилом нравственности и руководителем для такого человека в этом случае выступает его совесть. Поэтому, когда придёт Господь, Он будет судить всех по-разному. Того, кто знал закон, — по закону, того, кто его не знал, — по его совести. Ведь Господь, как говорит апостол, будет судить тайные дела людей. То есть, даже незаметные для окружающих движения его души.
Это прекрасный отрывок, который учит нас одной важной истине. Мы можем вести богословские диспуты и делать выводы об истинности или ложности вероучения тех или иных религиозных конфессий. Мы можем отстаивать чистоту и православность нашей собственной веры. Но мы не вправе окончательно определять судьбу человека в вечности, а также судить о его отношениях с Богом, исходя только из того образа жизни и мысли, который сами считаем верным. Да, нас, православных христиан, Бог будет судить по тем правилам, под которыми мы сами подписались в силу того, что сознательно вошли в Его Церковь. Те, кто по тем или иным причинам Церкви не принадлежит, будут держать перед Богом ответ по иным законам, в том числе по закону своей совести. И уже Христос будет определять их участь. Замечательно об этом высказался святитель Феофан Затворник. Когда его спросили, спасутся ли католики, он ответил: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, — одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то — несомненно погибну». Это не означает, что святой разделял и одобрял учение католической Церкви. Это означает, что он отказывался становится на место Христа и выступать в роли судьи. Вместо этого, как и апостол Павел, он призывает каждого из нас сместись акцент. И думать не о том, чем мы лучше других, кто погибнет, а кто нет, но в первую очередь о том, что нам необходимо сделать для того, чтобы максимально полно воплотить Евангелие в своей личной жизни.
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О служении Александра Княжевича

Сегодня 22 октября. В этот день в 1792 году родился русский государственный деятель, министр финансов, сенатор Александр Княжевич.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Княжевич — русский государственный деятель, одно время занимавший пост министра финансов с 58 по 59 год XIX столетия, сенатор, член Госсовета.
Что можно сказать об Александре Максимовиче? Человек умеренных взглядов, он избегал крайностей,и поэтому принёс немало пользы России во времена реформ Александра II, отмены крепостного права, сложных вопросов финансов. Он держался умеренности, поддерживая те проекты, которые помогали России оставаться стабильной, и не шёл на риски.
И понимал, что для государства самое главное — умеренность и аккуратность, стабильность, умение избегать тех неоправданных рисков, которые сулят золотые горы, а завершиться могут коллапсом и фиаско.
Но факт остаётся фактом. Если ты оказался на государственной службе, будь созидателем, всегда придерживайся системного подхода. Сам вкладывай свою лепту в служение Отечеству, в том, чтобы, сохраняя сердечный мир, ясность ума и спокойствие души, позитивно влиять на окружающих в наше непростое, турбулентное время.
Все выпуски программы Актуальная тема