
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 82 зач., II, 14-29.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается с упрёками к своим бывшим собратьям по иудейской религии.
Дело в том, что всякий иудей был уверен, что Бог спасёт его лишь за то, что он принадлежит к богоизбранному народу, то есть является потомком Авраама и совершил обряд обрезания. По этой причине иудеи были достаточно высокомерны по отношению к представителям других национальностей и религий. Поэтому Павел говорит своим собратьям, что подлинное иудейство, то есть, подлинная вера в Бога, не имеет ничего общего с расовой принадлежностью. Многие из тех, кто произошёл от Авраама и были в детстве обрезаны, не являются иудеями по духу, то есть, по своему образу мыслей и поведению. И, напротив, многие язычники, которые даже никогда не слышали об этом праведнике, по своему образу жизни являются настоящими иудеями.
Более того, апостол утверждает, что даже исполнение закона Моисея не гарантирует иудеям спасения, ведь все его предписания можно соблюдать формально, как это и делали многие законники, книжники и фарисеи времён Спасителя. И, напротив, язычник, который никогда не читал Священного Писания, может вести такой образ жизни, так относиться к людям, будто этот закон живёт у него в сердце. Мерилом нравственности и руководителем для такого человека в этом случае выступает его совесть. Поэтому, когда придёт Господь, Он будет судить всех по-разному. Того, кто знал закон, — по закону, того, кто его не знал, — по его совести. Ведь Господь, как говорит апостол, будет судить тайные дела людей. То есть, даже незаметные для окружающих движения его души.
Это прекрасный отрывок, который учит нас одной важной истине. Мы можем вести богословские диспуты и делать выводы об истинности или ложности вероучения тех или иных религиозных конфессий. Мы можем отстаивать чистоту и православность нашей собственной веры. Но мы не вправе окончательно определять судьбу человека в вечности, а также судить о его отношениях с Богом, исходя только из того образа жизни и мысли, который сами считаем верным. Да, нас, православных христиан, Бог будет судить по тем правилам, под которыми мы сами подписались в силу того, что сознательно вошли в Его Церковь. Те, кто по тем или иным причинам Церкви не принадлежит, будут держать перед Богом ответ по иным законам, в том числе по закону своей совести. И уже Христос будет определять их участь. Замечательно об этом высказался святитель Феофан Затворник. Когда его спросили, спасутся ли католики, он ответил: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, — одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то — несомненно погибну». Это не означает, что святой разделял и одобрял учение католической Церкви. Это означает, что он отказывался становится на место Христа и выступать в роли судьи. Вместо этого, как и апостол Павел, он призывает каждого из нас сместись акцент. И думать не о том, чем мы лучше других, кто погибнет, а кто нет, но в первую очередь о том, что нам необходимо сделать для того, чтобы максимально полно воплотить Евангелие в своей личной жизни.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема