
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 82 зач., II, 14-29.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается с упрёками к своим бывшим собратьям по иудейской религии.
Дело в том, что всякий иудей был уверен, что Бог спасёт его лишь за то, что он принадлежит к богоизбранному народу, то есть является потомком Авраама и совершил обряд обрезания. По этой причине иудеи были достаточно высокомерны по отношению к представителям других национальностей и религий. Поэтому Павел говорит своим собратьям, что подлинное иудейство, то есть, подлинная вера в Бога, не имеет ничего общего с расовой принадлежностью. Многие из тех, кто произошёл от Авраама и были в детстве обрезаны, не являются иудеями по духу, то есть, по своему образу мыслей и поведению. И, напротив, многие язычники, которые даже никогда не слышали об этом праведнике, по своему образу жизни являются настоящими иудеями.
Более того, апостол утверждает, что даже исполнение закона Моисея не гарантирует иудеям спасения, ведь все его предписания можно соблюдать формально, как это и делали многие законники, книжники и фарисеи времён Спасителя. И, напротив, язычник, который никогда не читал Священного Писания, может вести такой образ жизни, так относиться к людям, будто этот закон живёт у него в сердце. Мерилом нравственности и руководителем для такого человека в этом случае выступает его совесть. Поэтому, когда придёт Господь, Он будет судить всех по-разному. Того, кто знал закон, — по закону, того, кто его не знал, — по его совести. Ведь Господь, как говорит апостол, будет судить тайные дела людей. То есть, даже незаметные для окружающих движения его души.
Это прекрасный отрывок, который учит нас одной важной истине. Мы можем вести богословские диспуты и делать выводы об истинности или ложности вероучения тех или иных религиозных конфессий. Мы можем отстаивать чистоту и православность нашей собственной веры. Но мы не вправе окончательно определять судьбу человека в вечности, а также судить о его отношениях с Богом, исходя только из того образа жизни и мысли, который сами считаем верным. Да, нас, православных христиан, Бог будет судить по тем правилам, под которыми мы сами подписались в силу того, что сознательно вошли в Его Церковь. Те, кто по тем или иным причинам Церкви не принадлежит, будут держать перед Богом ответ по иным законам, в том числе по закону своей совести. И уже Христос будет определять их участь. Замечательно об этом высказался святитель Феофан Затворник. Когда его спросили, спасутся ли католики, он ответил: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, — одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то — несомненно погибну». Это не означает, что святой разделял и одобрял учение католической Церкви. Это означает, что он отказывался становится на место Христа и выступать в роли судьи. Вместо этого, как и апостол Павел, он призывает каждого из нас сместись акцент. И думать не о том, чем мы лучше других, кто погибнет, а кто нет, но в первую очередь о том, что нам необходимо сделать для того, чтобы максимально полно воплотить Евангелие в своей личной жизни.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.