
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 82 зач., II, 14-29.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается с упрёками к своим бывшим собратьям по иудейской религии.
Дело в том, что всякий иудей был уверен, что Бог спасёт его лишь за то, что он принадлежит к богоизбранному народу, то есть является потомком Авраама и совершил обряд обрезания. По этой причине иудеи были достаточно высокомерны по отношению к представителям других национальностей и религий. Поэтому Павел говорит своим собратьям, что подлинное иудейство, то есть, подлинная вера в Бога, не имеет ничего общего с расовой принадлежностью. Многие из тех, кто произошёл от Авраама и были в детстве обрезаны, не являются иудеями по духу, то есть, по своему образу мыслей и поведению. И, напротив, многие язычники, которые даже никогда не слышали об этом праведнике, по своему образу жизни являются настоящими иудеями.
Более того, апостол утверждает, что даже исполнение закона Моисея не гарантирует иудеям спасения, ведь все его предписания можно соблюдать формально, как это и делали многие законники, книжники и фарисеи времён Спасителя. И, напротив, язычник, который никогда не читал Священного Писания, может вести такой образ жизни, так относиться к людям, будто этот закон живёт у него в сердце. Мерилом нравственности и руководителем для такого человека в этом случае выступает его совесть. Поэтому, когда придёт Господь, Он будет судить всех по-разному. Того, кто знал закон, — по закону, того, кто его не знал, — по его совести. Ведь Господь, как говорит апостол, будет судить тайные дела людей. То есть, даже незаметные для окружающих движения его души.
Это прекрасный отрывок, который учит нас одной важной истине. Мы можем вести богословские диспуты и делать выводы об истинности или ложности вероучения тех или иных религиозных конфессий. Мы можем отстаивать чистоту и православность нашей собственной веры. Но мы не вправе окончательно определять судьбу человека в вечности, а также судить о его отношениях с Богом, исходя только из того образа жизни и мысли, который сами считаем верным. Да, нас, православных христиан, Бог будет судить по тем правилам, под которыми мы сами подписались в силу того, что сознательно вошли в Его Церковь. Те, кто по тем или иным причинам Церкви не принадлежит, будут держать перед Богом ответ по иным законам, в том числе по закону своей совести. И уже Христос будет определять их участь. Замечательно об этом высказался святитель Феофан Затворник. Когда его спросили, спасутся ли католики, он ответил: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, — одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то — несомненно погибну». Это не означает, что святой разделял и одобрял учение католической Церкви. Это означает, что он отказывался становится на место Христа и выступать в роли судьи. Вместо этого, как и апостол Павел, он призывает каждого из нас сместись акцент. И думать не о том, чем мы лучше других, кто погибнет, а кто нет, но в первую очередь о том, что нам необходимо сделать для того, чтобы максимально полно воплотить Евангелие в своей личной жизни.
Продукты для приюта «Покровская община» в Санкт-Петербурге

«Кому добавки?» — всякий раз с любовью переспрашивает повар Надежда Павловна. Она работает в петербургском Православном приюте «Покровская община». Здесь живут те, кому по разным причинам больше некуда пойти. Среди них много пожилых.
«Почти всем нужно готовить диетические блюда, как своим стареньким родителям. Поскольку часто у них нет зубов и обычную еду им не прожевать», — заботливо объясняет Надежда Павловна.
Поваром она работает больше 20 лет, поэтому легко придумывает новые блюда из тех продуктов, что есть в наличии. Так, чтобы накормить подопечных вкусно и питательно. Иногда балует их пирогами или блинчиками.
Бездомные люди живут в приюте временно, пока решается их дальнейшая судьба. Местные социальные работники помогают им восстановить документы, оформить пенсию, устроиться в дом престарелых или найти родственников. Сейчас в центре находятся восемь человек.
Одинокую пенсионерку Валентину Николаевну сюда привели добрые люди. Ей 87 лет. Раньше она жила и работала инженером в Узбекистане. А 17 лет назад вернулась в Россию, в Санкт-Петербург. Сняла там жильё и работала то консьержкой, то посудомойщицей и ещё раздавала рекламные листовки на улицах города. А потом она попала в аварию и полгода провела в больнице... Сейчас женщина с трудом передвигается. Но находится под заботливым крылом сотрудников Православного приюта «Покровская община».
Сегодня проекту необходимо помощь в покупке продуктов. Чтобы накормить всех подопечных нужно около 28 000 рублей в месяц. Кроме этого, важно приобрести технику, которая позволит делать пюре для тех, кому сложно есть. Помочь приюту для бездомных людей «Покровская община», что в Санкт-Петербурге, можно на портале «Милосердие.RU».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия братьев Трубецких». Священник Георгий Белькинд

У нас в студии был Президент образовательного фонда имени Сергея и Евгения Трубецких священник Георгий Белькинд.
Разговор шел о русских философах 19го века, братьях Сергее и Евгении Трубецких, в частности об их размышлениях о Христе, смысле жизни и богословии иконы.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву;
Четвертая беседа со старшим научным сотрудником философского факультета МГУ Юрием Пущаевым была посвящена Константину Леонтьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер