Рим., 93 зач., VI, 18-23.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В своей проповеди христианства, чтобы объяснить слушателям некоторые закономерности духовной жизни, апостол Павел очень часто использовал образы, хорошо знакомые его аудитории. Сегодня, для того чтобы раскрыть тему верности Христу, он обращается к аналогии рабства.
В древнем мире раб был не просто наемным рабочим. Это был человек, лишенный всякого личного пространства. Он находился полностью в распоряжении господина, который мог сделать с ним всё, что ему заблагорассудиться. Однако даже в этом случае у раба могла оставаться внутренняя свобода. Его мечты, воспоминания, надежды. Рабство духовное, о котором идет речь в только что прозвучавшем отрывке, это зависимость тотальная. Человек подчинен своему хозяину не только телесно, но и на уровне желаний, чувств, устремлений. То есть, говоря о рабстве, Павел хочет сказать, что каждый из нас волен выбирать, кому и чему он отдает свою жизнь во всей ее полноте. Таким образом, смысл метафоры следующий: на что мы направляем все свои силы, о чем постоянно думаем, чего от всей души желаем, то и является нашим хозяином, а мы его рабами. И варианты могут быть самые разные. Это может быть другой человек, семья, личный успех, материальные ценности. Однако апостол Павел указывает сегодня на две крайние точки: с одной стороны это может быть Бог, с другой, наши греховные желания и пристрастия. Будучи наполнен мыслями о земном, человек не сможет служить Богу. Его хозяин будет перетягивать все внимание на себя. Заставлять исполнять лишь его приказы, то есть, действовать тем способом, который противен Творцу. И наоборот, если Бог является нашим Господином, то есть, занимает центральное место в нашем сердце, мы оказываемся не способными грешить. Что бы мы ни сделали, плодами нашей работы будет добродетель в ее Евангельском понимании.
Кто-то из мыслителей древности сказал, что человек подобен сосуду, который не может оставаться пустым. Ведь жизнь духовная не терпит вакуума. А потому абсолютной свободы, свободы от всего, не существует. Мы жаждем, выражаясь словами апостола Павла, стать чьими-то рабами, зависеть от чего-то. То есть, желаем обрести смысл, быть чем-то наполнены, чему-то всецело себя посвятить. Так дай же нам, Господи, сделать правильный выбор и быть не рабами греха и смерти, но Твоими рабами. Ведь там, где Ты, там жизнь, свобода и радость встречи вернувшегося домой сына с любящим и милующим Отцом.
Андрей Шильдер. «Ручей в лесу (Окрестности Ставрополя)»

— Ты только посмотри, Олег, на картину Андрея Шильдера «Ручей в лесу»! Пейзаж живой, реалистичный, и в то же время необыкновенный. По всей видимости, это конец февраля — начало марта. Всё пространство вокруг устилает снег — влажный, рыхлый, жемчужно-белый. Он толстым ковром лежит на земле, тяжёлыми шапками — на деревьях. Меж убелённых стволов бежит поток студёной воды. А сверху сквозь ветви льётся свет — уже по-весеннему яркий.
— Да, полотно поднимает настроение! Надо же, я столько раз бывал здесь, в Ставропольском музее изобразительных искусств, и не обращал на него внимания. А ведь, похоже, художник писал картину в моём любимом Таманском лесу.
— Это зелёный массив в центре Ставрополя?
— Да, и мне очень нравится гулять там в любое время года. В Таманском лесу как раз бьют ключи, их называют холодными родниками. Так что ручей на картине Андрея Шильдера узнаваем. Можно попробовать найти точку, с которой художник писал свою работу.
— Не думаю, что это возможно...
— Почему ты сомневаешься? Я знаю Таманский лес как свои пять пальцев!
— Дело не в тебе, а в художнике. Андрей Шильдер, в отличие от своего учителя, Ивана Шишкина, никогда не стремился в точности воспроизвести натуру. Он непременно фантазировал, привносил в пейзаж что-то выдуманное.
— Такая манера работы была у художника?
— Не только у него. В середине девятнадцатого века пейзажисты разделились на два лагеря. Одни предпочитали полностью создавать картину под открытым небом. Их не пугали ни мороз, ни жара. Они могли творить по пояс в сугробе или под проливным дождем, чтобы скрупулёзно передать на холсте все подробности конкретного момента. А другие заранее продумывали сюжет, и затем выстраивали его, словно доказывали теорему. К таким и принадлежал Андрей Шильдер.
— По картине «Ручей в лесу» этого не скажешь. Она написана настолько правдоподобно, словно мы перенеслись в занесённую снегом лесную чащу.
— Художник много работал над тем, чтобы картины были живыми. На природе он делал наброски, зарисовки, а потом, образно выражаясь, составлял из них коллаж. Шильдер владел множеством способов передать закат и рассвет, сумерки и яркое солнце, отработал сотни приёмов изображения деревьев. И мастерски использовал их.
— При таком подходе он, должно быть, создал немало картин?
— Да, Шильдер работал много, и в основном на заказ. Картину «Ручей в лесу» он написал в 1906 году для ставропольского купца Ивана Алафузова. Но нельзя сказать, что художник поставил искусство на конвейер. Слишком совестливым был, взыскательным к себе. Стремился каждую работу довести до совершенства.
— Трудился искусно и на совесть. Наверное, неплохо зарабатывал?
— Платили Шильдеру хорошо, это правда! Но он, как ребенок, не умел удержать денег. Хотя на себя тратил мало — одевался скромно, питался скудно, никаких дурных привычек не имел. А вот подарки дарить любил — и родственникам, и друзьям. И взаймы давал легко, без сомнений, любые суммы, до последней имевшейся у него копейки. Так, что самому приходилось влезать в долги. Такой непрактичностью художника пользовались непорядочные люди. Он вечно был должен ростовщикам.
— Бывают такие люди, не от мира сего.
— Да, Андрей Шильдер стремился к идеальной жизни, далёкой от реальности. К той, где все друг другу верят, помогают, и никто никого не обманывает. И в картинах своих он стремился показать действительность преображённой. Взгляни на полотно «Ручей в лесу» — неземной свет струится сквозь узор хрупких ветвей и наполняет зимний пейзаж радостью.
Все выпуски программы: Краски России
Анатолий Левитин. «Вечер в саянских Черёмушках»

— Андрей Борисович, вроде бы мы с вами недавно были в Кемеровском художественном музее, а здесь уже, смотрите, другое название.
— Да, с 2020 года это Музей изобразительных искусств Кузбасса. Всё течёт, Маргарита Константиновна, всё меняется в этом мире.
— Не хочется, чтобы менялось всё. Я огорчусь, если на прежнем месте не окажется картины, которая мне полюбилась в прошлый раз.
— О какой картине вы говорите?
— «Вечер в Саянских Черёмушках» Анатолия Левитина.
— Насколько я помню, она должна быть в следующем зале. Нужно пройти сюда.
— Да, вы не ошиблись! Вот оно, это великолепное полотно! Мне так нравится уютный дворик в сумерках. Вроде бы ничего особенного — скучные типовые пятиэтажки. Но они окружены горами, и оттого выглядят так романтично.
— Думаю, что жителям Саянских Черёмушек их дома не казались скучными. Ведь с ними была связана новая страница жизни — яркая, ни на что прежнее не похожая.
— Вы так полагаете?
— И вы со мной согласитесь, если вспомните историю освоения сибирских просторов во второй половине двадцатого века. Маленький посёлок в тайге появился благодаря строительству Саяно-Шушенской гидроэлектростанции на реке Енисей. Она стала питать энергией все промышленные предприятия, коих немало построили тогда в Сибири.
— Черёмушки находятся где-то возле ГЭС?
— Совсем рядом. Посёлок основали строители, которые возводили плотину на Енисее. Вслед за ними там поселились гидроэнергетики. Когда Анатолий Левитин писал свою картину, в Саянских Черёмушках жили и те, и другие. Это 1978 год — строительство ещё в разгаре, но станция уже вырабатывает электричество.
— Значит, перед нами на картине молодой развивающийся посёлок!
— С молодыми, перспективными жителями. Работать сюда приезжали со всех концов страны, как правило, по направлению из институтов.
— Интересно, вчерашние студенты были счастливы вдали от родных?
— Для счастья были все условия. Знания и молодой задор востребованы, красота вокруг неописуемая. А родными люди становились друг другу здесь, в Саянах. Вспыхивала любовь, появлялись новые семьи.
— Анатолий Левитин подчеркнул это в своей работе. Мы видим, как в дом входит свадебная процессия. А у соседнего подъезда молодые люди настраивают гитары, чтобы спеть для девушки.
— А основной акцент художник сделал на детской коляске, которая стоит на балконе четвёртого этажа. В ней мирно посапывает новый сибиряк — коренной житель Черёмушек. Его колыбель озарена светом. Луч падает от электрической лампы в комнате. Но при этом сияние настолько чистое, ясное, яркое, что кажется — неземное.
— Это свет любви, свет надежды на счастье. Анатолий Левитин так тонко передал настроение молодых покорителей Сибири, словно сам был одним из них.
— Художнику в 1978 году уже исполнилось пятьдесят шесть лет. Он прошёл Великую Отечественную и знал цену жизни. Наверное, поэтому Анатолий Левитин так остро сочувствует радостным перспективам, которые открылись для ребят и девчат в таёжном краю. Его картина «Вечер в Саянских Черёмушках» — словно отеческое благословение новому поколению.
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Боголюбов «Заутреня в Кремле»

— Как приятно посреди Сибири, в Красноярске, в художественном музее увидеть картину с видом родной Москвы! Прямо на сердце потеплело от работы Алексея Боголюбова «Заутреня в Кремле»!
— Точно! Как писал замечательный поэт девятнадцатого века Аполлон Майков: «Мы — москвичи! Что делать, милый друг! /Кинь нас судьба на север иль на юг, /У нас везде, со всей своею славой, /В душе Москва и Кремль золотоглавый».
— А тут Кремль ещё и в праздничном обличье. Ночь, на небе ярко светит луна. Но ещё ярче освещают кремлёвскую территорию свечи в руках людей, ее заполонивших. Слово река огоньков течёт между величественными храмами. Глаз не оторвать! Это ведь Пасха?
— Да, Воскресение Христово! Самое значимое в церковном календаре богослужение, всеми любимое. Оно даже в маленьком сельском храме производит незабываемое впечатление. А уж с какой торжественностью ночная пасхальная служба совершалась в Кремле до революции 1917 года!
— Глядя на картину Алексея Боголюбова, можно себе представить! Это какой год?
— 1850-й. Видишь, храмы украшены иллюминацией. А в правом верхнем углу картины можно разглядеть, что огонь в светильниках на стене трепещет от ветра. Значит, они газовые — и это примета времени. Электричество начали использовать для праздничного освещения на тридцать лет позже.
— Удивительно! Художник зафиксировал такие, казалось бы, незначительные подробности, как пляшущие огоньки в фонарях — а они стали историческими!
— Алексею Боголюбову было свойственно внимание к деталям. Он работал в основном как художник-маринист, писал сражения и прочие сцены морских походов.
— Был военным репортёром?
— Можно и так сказать. Фотографии ещё не существовало, и перед художником стояла задача донести до потомков верную информацию. Боголюбов осознавал эту ответственность. И его картина «Заутреня в Кремле», тоже историческое свидетельство.
— Свидетельство чего?
— Того, что называют соборностью. Успенский храм Кремля — сердце города. Пасхальное богослужение здесь совершал московский митрополит.
— И как мы видим по картине «Заутреня в Кремле», сотни верующих собирались, чтобы помолиться вместе с архипастырем.
— Да, со всех концов Москвы съезжались люди. Художник подчеркнул это, запечатлев волнующий момент богослужения — крестный ход. Верующие, совершая молитвенное шествие вокруг храма, плотно заполнили кремлёвскую Соборную площадь.
— Яблоку негде упасть! И что удивительно — лиц не видно, но собрание людей не выглядит безликой толпой.
— Крестоходцев озаряет тихое сияние свечей. Этот свет символизирует одухотворённость. Так художник Алексей Боголюбов на картине «Заутреня в Кремле» показал народное единство в православной вере. В Боге!
Картину Алексея Боголюбова «Заутреня в Кремле» можно увидеть в Красноярском художественном музее имени Василия Сурикова
Все выпуски программы: Краски России











