
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра начнётся Великий пост. Из года в год Церковь во время подготовки к посту наставляет нас теми отрывками Священного Писания, которые раскрывают сущность христианского отношения к пище и к ближним. Сегодня во время литургии в православных храмах тоже звучит такой отрывок. Он взят из 14-й главы Послания святого апостола Павла к Римлянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Пожалуй, первая строка только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам может быть девизом любого христианского поста, и эту строчку нам стоит выучить наизусть, благо, она совсем небольшая: «Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19).
Далее апостол Павел раскрыл, что именно он имел в виду, и речь у него шла об отношении к пище. Да, никто не спорит с тем, что церковная дисциплина и аскеза — крайне важны для спасения, но есть и нечто значительно более важное, то, что апостол назвал «делом Божиим». Здесь не лишним будет процитировать святителя Иоанна Златоуста, который понимал это апостольское словосочетание так: «Делом Божиим он называет спасение брата и усиливает страх, доказывая, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит (апостол), но разрушаешь, и притом не человеческое дело, а Божие, не для чего-либо важного, но для маловажной вещи — „ради пищи“».
В самом деле, есть люди, которые склонны настолько заботиться о соблюдении церковных предписаний, объясняя это ревностью о спасении ближних, что приходят к прямо противоположному результату: они попросту отпугивают людей от Церкви, сеют рознь и недопонимание. И апостол Павел, и святитель Иоанн напоминали, что Бог не таков, Богу не нужно механическое исполнение каких бы то ни было правил, а спасение совершается там, где есть мир и единство веры, а потому всякое своё действие стоит проверять не только на соответствие традиции Церкви, но и на то, каким образом оно отразится на ещё слабых в вере людях.
Что это все означает в практическом смысле?
Конечно, невозможно описать все многообразие ситуаций, с которыми сталкиваются верующие люди, но мы должны помнить главное: пост не может быть поводом для раздора. Тот пост, который не ведёт к миру — не пост. Пост, который провоцирует кого-либо на грех, — тоже не пост. Мы постимся и молимся для того, чтобы стать ближе к Богу, чтобы научиться лучше слышать Его, но мы не сможем достичь этих целей, если пост нас не научит слышать наших близких и относиться к ним с предельной аккуратностью, памятуя, что если они по нашей вине отойдут от веры, то изгладит эту вину будет крайне непросто.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем людям с БАС получить нужный уход

Николай и Дарья Баранковы живут в небольшом посёлке в Крыму. Воспитывают двоих детей и содержат маленький гостевой дом, где принимают туристов. Правда в последние несколько лет заботы по хозяйству полностью легли на плечи Дарьи. Глава семьи неизлечимо болен. Его болезнь сокращённо называется БАС. Из-за неё человек постепенно теряет способность двигаться, говорить и дышать.
Впервые недуг проявился у Николая 6 лет назад. За прошедшее время мужчина успел изучить много информации на эту тему и придумать, как с его возможностями сохранить максимально активный образ жизни. Так, по его проекту друзья смастерили электрическую приставку к инвалидной коляске Николая, и мужчина передвигался по посёлку самостоятельно.
Сейчас Николай уже не встаёт с кровати. Но по-прежнему не теряет рвения к жизни. Ему нравится играть с детьми и друзьями в настольные игры. Он даже организовал домашний клуб, где собираются все желающие поиграть и пообщаться.
Недавно мужчине понадобился аппарат для поддержания дыхания. В их приморском посёлке найти его невозможно. Поэтому месяц Николай находился в больнице. За это время Дарья узнала, что есть благотворительный фонд «Живи сейчас», который помогает людям с таким же диагнозом, как у её супруга. В том числе передаёт нужные медицинские приборы, облегчающие состояние пациентов. Дарья обратилась в этот фонд, семье оперативно доставили аппарат искусственной вентиляции лёгких, и Николай смог вернуться к домой.
«Живи сейчас» — единственный в России фонд, который комплексно помогает пациентам с боковым амиотрофическим склерозом или сокращённо — БАС. Связывает людей с нужными специалистами, организует уход и не только. Больше узнать о проекте и поддержать его подопечных можно на сайте «Живи сейчас».
Ещё один способ помочь — отправить СМС на короткий номер 3443 с текстом «Бас» и любой суммой, например, «Бас 500».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы фильма «Андрей Рублев». Лев Карахан

У нас в студии был кинокритик, продюсер, преподаватель ВГИКа Лев Карахан.
Разговор шел о христианских смыслах фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», об истории создания этого фильма, об интересных и необычных фактах, связанных с ним, а также о том, какие открытия можно сделать для себя, благодаря этому фильму.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«История домры». Екатерина Мочалова

У нас в гостях была художественный руководитель фестиваля «Прима Домра», доцент Российской академии музыки имени Гнесиных Екатерина Мочалова.
Мы говорили об истории домры — знаменитого русского музыкального инструмента, как она стала значимой частью культуры и о том, как сегодня возрождается интерес к этому инструменту.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер