Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я думаю, каждому человеку знакомо состояние внутреннего «раздрая», расщеплённости — когда внутри происходит какое-то необъяснимое, неуправляемое движение разнонаправленных сил души, конфликтующее, истощающее, расстраивающее человека.
Об этом глубинном внутреннем конфликте человека и говорит апостол Павел в 7-й и 8-й главах послания к Римлянам — которое читается во время богослужения в православных храмах сегодня.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
«Человек сам себе — злейший враг!» — так говорил Цицерон. Но в устах апостола Павла это утверждение обретает совсем иные оттенки: из обречённости быть таковым «во веки вечные» апостол переводит драму личностной расщеплённости совсем в другой регистр: да, это беда, это горе, это вековечное проклятье человека носить в себе двойственность — но всё это преодолено Христом!
Смотрите, насколько отлична тональность Цицерона и апостола: у первого — «враг», у Павла — «бедолага». Философ ставит поистине «смертельный диагноз» — но не предлагает никакого лекарства. Апостол — тоже ставит ровно такой же диагноз — но иначе, с большой эмпатией к больному, с любовью, состраданием и даже юмором — но и предлагает возможность полного исцеления.
Какой же «рецепт» выписывает апостол смертельно больному внутренним «раздраем» человеку? Рецепт предельно прост: следовать за Христом — причём следовать не в смысле формального согласия с Его утверждениями и призывами — а следовать всем образом своей жизни, выстраивать личные отношения с Ним, дружить с Ним, благоговейно служить Ему, дорожить каждым Его словом, тщательно искать в каждом дне, в чём именно заключается Его воля, что способно ещё больше приблизить к Нему. Всё это можно обобщить одной фразой: жить не по похотям плоти, а по зову Духа.
Но как же научиться не сваливаться обратно, в грехи и соблазны, которых так много вокруг? Страсти, которые, словно щупальца, из нас самих простираются во все стороны — чтобы поскорее удовлетворить свои запросы? Вера во Христа — вот что единственное способно удержать от очередного подскальзывания и съезжания в давнюю наезженную колею греха. Причём вера здесь — это именно осознанное переживание близости присутствия Бога. Каждый из нас знает, как это «работает»: в присутствии важного, дорогого, значимого для нас человека — мы уже не можем вести себя вольготно, распущенно, развязано. Также и для верного Христу реальность Его присутствия оказывается сильнейшей уздой, не позволяющей дурным привычкам взять верх над верой и благоразумием!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение







