
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я думаю, каждому человеку знакомо состояние внутреннего «раздрая», расщеплённости — когда внутри происходит какое-то необъяснимое, неуправляемое движение разнонаправленных сил души, конфликтующее, истощающее, расстраивающее человека.
Об этом глубинном внутреннем конфликте человека и говорит апостол Павел в 7-й и 8-й главах послания к Римлянам — которое читается во время богослужения в православных храмах сегодня.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
«Человек сам себе — злейший враг!» — так говорил Цицерон. Но в устах апостола Павла это утверждение обретает совсем иные оттенки: из обречённости быть таковым «во веки вечные» апостол переводит драму личностной расщеплённости совсем в другой регистр: да, это беда, это горе, это вековечное проклятье человека носить в себе двойственность — но всё это преодолено Христом!
Смотрите, насколько отлична тональность Цицерона и апостола: у первого — «враг», у Павла — «бедолага». Философ ставит поистине «смертельный диагноз» — но не предлагает никакого лекарства. Апостол — тоже ставит ровно такой же диагноз — но иначе, с большой эмпатией к больному, с любовью, состраданием и даже юмором — но и предлагает возможность полного исцеления.
Какой же «рецепт» выписывает апостол смертельно больному внутренним «раздраем» человеку? Рецепт предельно прост: следовать за Христом — причём следовать не в смысле формального согласия с Его утверждениями и призывами — а следовать всем образом своей жизни, выстраивать личные отношения с Ним, дружить с Ним, благоговейно служить Ему, дорожить каждым Его словом, тщательно искать в каждом дне, в чём именно заключается Его воля, что способно ещё больше приблизить к Нему. Всё это можно обобщить одной фразой: жить не по похотям плоти, а по зову Духа.
Но как же научиться не сваливаться обратно, в грехи и соблазны, которых так много вокруг? Страсти, которые, словно щупальца, из нас самих простираются во все стороны — чтобы поскорее удовлетворить свои запросы? Вера во Христа — вот что единственное способно удержать от очередного подскальзывания и съезжания в давнюю наезженную колею греха. Причём вера здесь — это именно осознанное переживание близости присутствия Бога. Каждый из нас знает, как это «работает»: в присутствии важного, дорогого, значимого для нас человека — мы уже не можем вести себя вольготно, распущенно, развязано. Также и для верного Христу реальность Его присутствия оказывается сильнейшей уздой, не позволяющей дурным привычкам взять верх над верой и благоразумием!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема