
Апостол Павел
Рим., 113 зач., XIV, 6-9

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в природе человека нечто такое, что заставляет нас искать внятные и понятные формы почитания Бога. Нам необходимо, что эти формы были тщательно задокументированы и описаны. С одной стороны, такая фиксация — несомненное благо, так как она позволяет избежать многих ошибок, кроме того, она служит единству верующих. С другой — Бог превосходит любые формы поклонения Ему, и бывают ситуации, в которых необходимо пренебрегать формой ради сохранения сути. Об этих вопросах апостол Павел рассуждал в 14-й главе Послания к Римлянам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит за литургией в православных храмах.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
Когда мы читаем апостольские послания, то мы должны хотя бы немного погрузиться в контекст их написания, потому что каждое из посланий было адресовано конкретным людям по определённому поводу. Послание апостола Павла к Римлянам — не исключение. Одна из тем этого послания — вопрос о дозволенной и недозволенной христианам пище, вопрос, который был особенно острым в тех христианских общинах, в которых большинство людей были евреями, следовательно, они пришли в христианство из иудаизма, а пищевые ограничения иудаизма довольно серьёзные, и просто забыть о них, конечно, никто не мог.
Апостол Павел прекрасно понимал этих людей, потому что и сам он был из числа иудеев. Более того, Павел был фарисеем, и от своего фарисейства он не отрекался, так, на суде синедриона апостол о себе сказал так: «Я фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6). Эта фраза произнесена им в настоящем времени, то есть он не сказал, что был фарисеем, Павел декларировал, что он есть фарисей. В этом нет ничего странного: фарисеи, несмотря на их негативный образ в христианской культуре, были в высшей степени благочестивыми людьми, они всеми силами старались соблюдать закон Ветхого Завета и призывали к тому же самому других, ну а их постоянные нападки на Христа — это лишь проявления частных особенностей отдельных фарисеев, тех из них, кто настолько увлёкся буквой закона, что перестал видеть Бога. Тот факт, что апостол Павел не отрекался от своего фарисейства, указывает на его личную преданность выраженным Ветхим Заветом волеизъявлениям Божиим. Конечно, апостол Павел переосмыслил Ветхий Завет через призму Христова благовестия, к тому же самому апостол призывал и своих адресатов.
Размышляя о пищевых запретах, апостол выразил очень важную мысль, которую можно применить к абсолютно любому действию христианина. Павел написал так: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:6). Иными словами, любое своё дело христианин должен возводить к Богу, начинать и заканчивать дело молитвой благодарения, ведь все блага этого мира — от Бога, а потому если у кого-то не хватает сил для того, чтобы воздерживаться от определённого вида пищи, то за эту пищу он должен благодарить Бога, а если человек способен воздерживаться, то он должен благодарить за саму возможность воздержания, потому что воздержание — тоже Божий дар. Это очень простая и вместе с этим действенная рекомендация. Если ей следовать, то легко будет сохранить мир с другими христианами и не впасть в осуждение тех, кто поступает не так, как поступаем мы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 05.12.2025». Алена Рыпова, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Чудесные события в жизни;
— Новое видео журнала «Фома» «Вся суть христианства за 22 минуты»;
— Отношение современных молодых людей к русской фольклорной музыке;
— Волонтерство сегодня, Патриаршая гуманитарная миссия.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема











