Рим., 114 зач., XIV, 9-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская нравственность имеет очевидный прикладной характер: она направлена на то, чтобы не только исполнить волю Божию, но и не послужить источником преткновения для ближних. К сожалению, зачастую мы склонны забыть о втором, но отнюдь не второстепенном, значении христианских нравственных установок. Впрочем, у нас есть апостольские послания, через которые Церковь неустанно напоминает о том, как оставаться верными Христу во всех возможных жизненных ситуациях. Одно из таких напоминаний содержится в 14-й главе Послания апостола Павла к Римлянам, отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Апостолу Павлу была прекрасно знакома наша общечеловеческая проблема: мы очень любим выносить свой вердикт в отношении других людей. Если обратить внимание на наши повседневные разговоры, то легко заметить, что чаще всего они касаются, тех, кого нет рядом, мы рассказываем новости о них, и выносим свои суждения относительно их поступков. Если же попытаться это не делать и в разговорах никак не упоминать никого, кроме непосредственных собеседников, то оказывается, что тем для разговора как будто бы и нет. Апостол Павел в этом отрывке Послания к Римлянам напомнил известную христианскую истину: «А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов... Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим.14:10,12).
Но если не обсуждать других, и если это, как правило, единственная тема для разговоров, то о чём же беседовать с теми, с кем нас не связывают рабочие отношения? У апостола есть ответ на этот вопрос: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14:13). Апостольский ответ можно переформулировать и сказать так: «Рассуждайте о себе самих, и о том, чтобы самому не послужить причиной впадения в осуждение». А это, как мы понимаем, очень непросто, ведь люди склонны выискивать причины для осуждения, иногда такой причиной может стать даже внешность, и совершенно очевидно, что невозможно жить так, чтобы не подвергаться осуждению: Христа, у Которого не было греха, тоже осуждали, и в конечном итоге осудили на казнь. Поэтому слова апостола нуждаются в уточнении, и такое уточнение нам предлагают комментаторы Послания к Римлянам. Один из современных комментаторов из контекста речи апостола Павла делает вывод, что смысл слов апостола состоит в том, чтобы не давать никому повода для соблазна «из-за компромисса со своей совестью и жизненными принципами».
Это мнение видится обоснованным, потому что апостол Павел написал свои слова в связи с совершенно конкретной темой — темой пищевых ограничений. В его время многие христиане из числа иудеев не могли в полной мере отойти от ветхозаветных постановлений относительно дозволенных и недозволенных продуктов, и зачастую, декларируя один принцип, на людях они следовали другому, и такое двоедушие, конечно же, было поводом для соблазна. У Христа же не было никакого двоедушия, Он всегда оставался верен Своим словам, и только такая верность, по мысли апостола Павла, способна сохранить человека от того, чтобы он послужил соблазном кому бы то ни было, только такая верность может дать «праведность и мир и радость во Святом Духе» (см. Рим. 14:17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как язык воздействует на память. Что мы запоминаем и почему
От строения фразы зависит, что и как мы запоминаем. Это в ходе исследования предположили ученые-антропологи и лингвисты. Есть языки, такие, как английский, в которых основная часть стоит в начале, а потом идет сопутствующая информация. И тогда лучше запоминаются первые слова фразы.
А в других языковых системах основная информация вынесена в конец фразы. И носители данных языков, например, японцы, более эффективно запомнят то, что стоит в конце предложения.
О чем это говорит? О том, что наша память работает, исходя из особенностей языка. Мы запоминаем что-то лучше, а что-то хуже не всегда по собственному желанию, а из-за строения речи.
Но есть и универсальные свойства памяти. Лучше запоминается то, что мы видим. Поэтому нас с детства призывают читать книги, поскольку так наш мозг усваивает грамотное строение слов и предложений. Впоследствии, при написании текстов, у нас срабатывает языковая память. Изображения же помогают запомнить общую информацию, сюжет, контекст, поэтому детям и взрослым так нравится смотреть кино и видео.
И еще немного о памяти. В ходе многих научных экспериментов доказано, что лучше всего запоминаешь, когда проговариваешь усвоенные знания вслух. Если вы хотите уложить в память информацию, начните ею делиться с близкими: например, расскажите ребёнку о том, что вы узнали. Так он расширит свой кругозор, а вы потренируете память.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Коммуникация с собой: полезна ли самокритика?
Приятно поговорить с умным человеком, особенно когда этот человек— ты сам. А если серьезно, то все мы много раз слышали словосочетание «внутренний монолог». А ведь есть еще и внутренний диалог. Ученые утверждают, что мы постоянно ведем разговор с самим собой. Отмечаем, что с нами происходит, перерабатываем опыт.
А также занимаемся самокритикой. И здесь очень важно, какие слова мы говорим себе, как относимся к собственным ошибкам или, наоборот, достижениям.
Многие из нас слишком эмоционально сокрушаются о недочетах. «Ах, я растяпа, ах, я неуч» и так далее. Часто мы раним себя грубым словом вместо того, чтобы спокойно проанализировать проблему и найти решение.
Внутренний, как и внешний, диалог нужно вести уважительно: наша задача не унизить себя, а постараться увидеть пути исправления недостатков.
Например, вы можете сказать себе: «Да, я допустил ошибку, но я ее исправлю». Или: «Не всё потеряно, я еще успею сделать всё как надо».
Иногда конструктивному внутреннему диалогу помогает такой метод: вы составляете два списка — в один включаете дела, которые требуют повышенного внимания, а в другой — те, что у вас хорошо получились. Назовите его, например, «Удачные проекты». Постепенно исправляя недочёты, вы перенесёте все ваши дела в один список свершений. И тогда вы наглядно увидите, что самокритика принесла хорошие плоды.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
25 ноября. О подвигах и наставлениях Преподобного Нила Постника
Сегодня 25 ноября. День памяти Преподобного Нила Постника, Синайского отшельника, жившего в четвёртом веке.
О его подвигах и наставлениях, — священник Родион Петриков.