
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская нравственность имеет очевидный прикладной характер: она направлена на то, чтобы не только исполнить волю Божию, но и не послужить источником преткновения для ближних. К сожалению, зачастую мы склонны забыть о втором, но отнюдь не второстепенном, значении христианских нравственных установок. Впрочем, у нас есть апостольские послания, через которые Церковь неустанно напоминает о том, как оставаться верными Христу во всех возможных жизненных ситуациях. Одно из таких напоминаний содержится в 14-й главе Послания апостола Павла к Римлянам, отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Апостолу Павлу была прекрасно знакома наша общечеловеческая проблема: мы очень любим выносить свой вердикт в отношении других людей. Если обратить внимание на наши повседневные разговоры, то легко заметить, что чаще всего они касаются, тех, кого нет рядом, мы рассказываем новости о них, и выносим свои суждения относительно их поступков. Если же попытаться это не делать и в разговорах никак не упоминать никого, кроме непосредственных собеседников, то оказывается, что тем для разговора как будто бы и нет. Апостол Павел в этом отрывке Послания к Римлянам напомнил известную христианскую истину: «А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов... Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим.14:10,12).
Но если не обсуждать других, и если это, как правило, единственная тема для разговоров, то о чём же беседовать с теми, с кем нас не связывают рабочие отношения? У апостола есть ответ на этот вопрос: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14:13). Апостольский ответ можно переформулировать и сказать так: «Рассуждайте о себе самих, и о том, чтобы самому не послужить причиной впадения в осуждение». А это, как мы понимаем, очень непросто, ведь люди склонны выискивать причины для осуждения, иногда такой причиной может стать даже внешность, и совершенно очевидно, что невозможно жить так, чтобы не подвергаться осуждению: Христа, у Которого не было греха, тоже осуждали, и в конечном итоге осудили на казнь. Поэтому слова апостола нуждаются в уточнении, и такое уточнение нам предлагают комментаторы Послания к Римлянам. Один из современных комментаторов из контекста речи апостола Павла делает вывод, что смысл слов апостола состоит в том, чтобы не давать никому повода для соблазна «из-за компромисса со своей совестью и жизненными принципами».
Это мнение видится обоснованным, потому что апостол Павел написал свои слова в связи с совершенно конкретной темой — темой пищевых ограничений. В его время многие христиане из числа иудеев не могли в полной мере отойти от ветхозаветных постановлений относительно дозволенных и недозволенных продуктов, и зачастую, декларируя один принцип, на людях они следовали другому, и такое двоедушие, конечно же, было поводом для соблазна. У Христа же не было никакого двоедушия, Он всегда оставался верен Своим словам, и только такая верность, по мысли апостола Павла, способна сохранить человека от того, чтобы он послужил соблазном кому бы то ни было, только такая верность может дать «праведность и мир и радость во Святом Духе» (см. Рим. 14:17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
«Таинство Священства». Протоиерей Федор Бородин
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о таинстве Священства, о том, как через рукоположение человеку подается благодать совершать таинства и богослужения, почему важно, что сохраняется непрерывная цепочка рукоположений от самих Апостолов и в чем главные особенности служения священника.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Федором Бородиным была посвящена таинствам Покаяния и Соборования (эфир 09.12.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинствам Крещения и Миропомазания (эфир 10.12.2025)
Четвертая беседа с протоиереем Тимофеем Китнисом была посвящена таинству Брака (эфир 11.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Пакет продуктов, лекарства и другие нужные подарки для подопечных фонда «Подари подарок»

Фонд «Подари подарок» приглашает каждого принять участие в акции «Рождественский подарок» и зажечь яркий свет надежды и веры в сердцах тех, кто прямо сейчас нуждается в поддержке.
Среди таких людей Оксана из Воронежской области. 4 года назад она перенесла тяжёлую травму и получила инвалидность. С тех пор женщина иначе смотрит на жизнь. Узнав о том, как непросто бывает людям с особенностями здоровья, Оксана решила стать автоволонтёром. Теперь она помогает другим добираться до врачей и социальных служб. Кроме этого, женщина подрабатывает в такси. Большая часть заработанных денег уходит на лечение. Оксана в одиночку воспитывает сына. И сейчас их маленькой семье необходима помощь — важно приобрести духовой шкаф, продукты и лекарства.
Ещё в поддержке нуждается жительница Республики Тыва, тоже Оксана. Она выпускница детского дома и у неё есть физические особенности — не полностью развита одна рука. При этом женщина мастерит из дерева табуретки и скамейки. Оксана живёт в деревенском доме, ухаживает за ним и обустраивает. Летом выращивает овощи на огороде, осенью делает заготовки, которые помогают пережить зиму. Женщина увлекается монтажом видеороликов и мечтает о ноутбуке, чтобы найти подработку и жить более уверенно. Также ей необходимы зимняя куртка и чайник.
Все истории участников Рождественской акции собраны на сайте фонда «Подари подарок». Их нужды самые разные, начиная с пакета продуктов, поэтому помочь может любой. Для этого нужно выбрать семью на сайте фонда и купить для неё подарок. Затем привезти его на склад фонда в Москве 20 и 21 декабря или отправить напрямую адресатам. Также на сайте фонда есть возможность оставить любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











