
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 88 зач., V, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Превратности судьбы и забота Бога о человеке — как совмещаются эти две вещи? Почему Бог не защищает Своих любимых детей? Почему даже самый верный из Его последователей не застрахован от скорбей и страданий? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 5 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Апостол Павел, обращаясь к христианам города Рим, напоминает им о том, что Иисус Христос Своей крестной жертвой открыл совершенно новую эпоху в отношениях Бога и человека. Те, кто уверовал в Евангелие и крестился, живут теперь в мире с Творцом. Отныне их отношения с Богом — это не отношения, которые могут быть между грозным и справедливым Судиёй и подсудимыми. Это связь, которая существует между любящим родителем и детьми. Апостол подчёркивает, что каждый верующий получает доступ к божественной благодати.
Греческое слово, которое на русский переведено как «доступ», имеет и другие смысловые оттенки. Нередко его переводят как «гавань», пристанище для кораблей. Уютное, тихое место, где можно спрятаться во время бури и переждать ненастье. То есть Павел делает акцент на том, что благодать Христова даёт верующим спокойствие, твёрдую почву под ногами в любой ситуации.
И далее он поясняет, что имеется в виду. Он говорит, что мы, христиане, хвалимся не только надеждой, но и скорбями. Бог держит нас за руку не только тогда, когда мы испытываем радость, но и когда нам тяжело. Более того, какое бы давление в своей жизни не испытал верующий, с какими бы трудностями он не столкнулся, Господь не оставляет его и преобразует весь этот скорбный опыт во благо. А именно, поясняет апостол, благодать действует так, что скорби трансформируются в терпение. При этом он даёт понять, что речь идёт не просто о пассивной выносливости, которая заставляет человека на зубах переносить невзгоды и упорно идти вперёд. Христианское терпение — качество души, когда она с каждым разом оказывается всё более и более способна активно, бодро, с воодушевлением победителя преодолевать новые испытания и треволнения. Те трудности, которые вчера казались ей непреодолимыми, сегодня представляются чем-то незначительным и смешным. Двигаясь вперёд, человек духовно взрослеет. Всё отчётливей видит и ощущает, как его ведёт по этой жизни сила, которой ничто и никто противостоять не может.
Эти слова адресованы и всякому из нас. С их помощью апостол напоминает, что Христос пришёл не для того, чтобы сделать нашу жизнь удобней. Он пришёл не для того, чтобы избавить нас от проблем. Мир во зле лежит, и в рамках истории это его константа. Великий дар Спасителя заключается в том, что жизнь верующего человека со всеми её превратностями получает совершенно новое, духовное, измерение. Теперь, в каких бы тяжких обстоятельствах мы не оказались, мы всегда под защитой, словно корабль в тихой гавани во время шторма. И тот, кто стремится всеми силами подчинить свои мысли, чувства и действия Евангелию, тот, кто проживает эти шторма с терпением и упованием на Христа, ощущает эту великую тишину всё сильнее и сильнее. Вместо прежнего чувства безысходности и безнадёги, приходит ясное осознание того, что в этом ненастье Бог не оставляет, но продолжает устраивать мою жизнь. Вопрос «за что же, Боже, мне это наказание?» сменяется вопрошанием «для чего, что Ты хочешь мне этим показать, куда Ты хочешь меня привести?». И вместе с этим рождается надежда и крепнет уверенность, что ведёт Он нас к одной цели — ко спасению, то есть туда, где меня любят и ждут, несмотря ни на что, обратно домой, к нашему небесному Отцу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер