
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Антоний Борисов.
При разговоре о земном служении Иисуса Христа часто используется слово «искупление». Данное понятие имеет, на самом деле, многогранное содержание. Но чаще всего на передний план выступает такая смысловая связь — искупление как выкуп. Христос через Свою смерть на Голгофе предоставляет выкуп за погибающее человечество и тем самым спасает его. Логичным является вопрос — кому предоставляется выкуп? И точно ли именно в нём (выкупе) состоит Христов подвиг? Ответ мы сможем найти в чтении из пятой главы послания апостола Павла к римлянам. Оно читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем этот текст.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Апостол Павел, говоря в самом начале прозвучавшего чтения об искупительной смерти Спасителя на Голгофе, использует слово «примирение». Данное словоупотребление позволяет протянуть смысловую нить между казнью Сына Божьего и жертвоприношениями Ветхого Завета. В течение всей своей истории до Рождества Христова еврейский народ приносил Богу в жертву животных, хлебы, растительное масло и некоторые другие вещи. Такой обряд необходим был не Господу, а людям. Бог завещал евреям через пророков совершать жертвоприношения, чтобы они научились благодарить Творца за Его дары.
Но не только к педагогике сводился смысл жертв. Они имели также пророческий характер. А именно — готовили избранный народ к жертвенному служению Мессии-Спасителя. Сын Божий пришёл в наш мир не для того, чтобы царствовать, но чтобы послужить людям. Христос действительно приносит Своей смертью на Голгофе выкуп, через который достигается окончательное примирение Бога с человечеством.
Но кому приносится данный выкуп? Чтобы понять это, нужно отказаться от юридической логики. Потому что в её рамках каждый ответ будет казаться абсурдом. Сын Божий не платит выкуп за людей ни Небесному Отцу, ни тем более дьяволу. С одной стороны, жестокая смерть в Иерусалиме является свободным выбором Христа, отказавшегося проявить Божественную мощь. С другой стороны, Сын Божий смиряется перед участью умереть, чтобы затем воскреснуть и освободить всех нас от вечной смерти.
Выкуп, приносимый Христом, это дар любви Бога людям. Спаситель, обладая двумя природами (Божественной и человеческой), умирает как человек и, преодолевая смерть, воскресает в теле — освящённом, освобождённом от страданий, совершенном. Благодаря Христу меняются объективные параметры окружающей нас реальности. Как о том пишет апостол Павел — благодаря Адаму грех вошёл в мир и смерть царствовала над людьми.
Спаситель же упраздняет власть греха и смерти. Миру через Сына Божьего подаётся благодать — исцеляющая, освящающая сила Господня. Но это дарование не уничтожает свободную волю человека. В результате мы имеем следующее положение дел. Жертва Христа выкупила (то есть освободила, избавила) нас от власти греха. Мы получили реальную возможность сказать «нет» силам зла, сказать «да» Богу и стать частью Царства Небесного. Но для того, чтобы всё это произошло, нужно согласовать волю с заповедями Божиими, подчинить себя закону Господню. К сожалению, далеко не всегда мы так поступаем, считая, что грех может принести радость. Плоды искупительной жертвы существуют и имеют силу вне зависимости от нашего желания или нежелания их признать. Давайте же не будем отказываться от дара Христа. В особенности те из нас, кто в таинстве крещения уже дал обещание Богу жить по Его заветам.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Общаясь с некоторыми верующими людьми, можно решить, что земная жизнь — сплошное недоразумение, которое поскорее должно закончиться и уступить место жизни загробной и духовной. Но можно ли так рассуждать? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
Многие из нас знают, что при общении с другими людьми, особенно теми, чьи поступки нам не нравятся, мы должны не раздражаться, но научиться отделять грех от грешника. Человек сотворён по образу Божиему и никак не может нас раздражать. Обычно это либо немощи, например, как в случаях с пожилыми людьми, и тогда нам стоит скорее сочувствовать им, либо поступки, которые нас не устраивают. Но, и в одном, и в другом случае — это не сами люди, а то, что с ними связано. Подобным образом христиане призваны относиться и к миру. Верующий человек не может его не любить, потому что мир — это творение Божье. Причём, Господь его сотворил ради нас. И по аналогии с человеком, мы понимаем, что нам как верующим может не нравится состояние мира, который, как мы видим, наполнен распрями и развратом, но сам по себе он может и должен быть другим. Всё зависит от того, как мы живём и чем его наполняем.
Отрывок, который мы услышали, начинается с констатации факта: земной мир тленен и всех в конце времен ждёт мир Божий, нерукотворённый и вечный. И хотя апостол называет его небесным, мы знаем, что эта отнесённость к небесному не означает отрицания материи. Просто новая земля не будет противопоставлена небу, напротив, на ней будут торжествовать небесные законы, почему мы и говорим о Царствии небесном. Примечательно, что апостол Павел делает акцент не столько на совлечении земного тела, не на смерти, но на облечении в тело небесное, то есть на воскресении. И особенно его беспокоит, что некоторые из людей, облекаясь в небесное, могут остаться нагими. Дело в том, что переход от земного к небесному он описывает как поглощение смерти жизнью. И казалось бы, всё прекрасно! Но поглощение это не может быть механическим, ведь мы сами призваны выбрать, чем наполняем своё существование: смертью, под которой Павел понимает греховное, или жизнью, под которой он понимает праведное. И так как этот процесс выбора оказывается для нашего будущего важнейшим, Павел говорит, что главное, о чём мы должны думать — это не просто выживание или умирание, но соответствие Творцу. Ведь ни для кого не секрет, что можно так стремиться к внешнему, телесному выживанию, что буквально наполнить свою жизнь смертными грехами.
Тварный мир создан любящим нас Богом, он важен как место жизни и нашего выбора, как площадка для принятия решений. Нас может не устраивать его состояние, но ведь именно благодаря миру мы можем сформировать свою душу и выразить своё отношение к Творцу. Жить на земле по законам неба — это единственное, что позволяет нам приготовиться к тому моменту, когда небесные законы восторжествуют повсеместно. И поэтому земную жизнь стоит любить как прекрасную возможность сделать правильный выбор. Выбор, в котором мы станем угодны Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 111. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Стремление к праведности — это то стремление, которое делает человека богоподобным, и это же стремление даёт жизни человека надёжный фундамент. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 111-й псалом, он посвящён размышлениям о праведности. Давайте послушаем эти библейские слова.
Псалом 111.
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
В только что прозвучавшем псалме не было никаких молитвенных воззваний, этот псалом посвящён размышлениям, и цель псалма состоит в том, чтобы помочь человеку задуматься о его отношениях с Богом, а также о том, как мы откликаемся на заповеди Божии.
Интересно, что 111-й псалом не упоминает заповеди как таковые, то есть он не перечисляет каких-либо конкретных действий, единственное исключение — это упоминание деятельного милосердия чтущего Бога человека: «Добрый человек милует и взаймы даёт» (Пс. 111:5). В остальном же псалом говорит не о перечне действий, а об общем настроении и устремлении праведника. Здесь же мы услышали и о том, что может дать человеку праведность, понимаемая как любовь к Богу и Его закону: прежде всего праведность делает человека спокойным за свою судьбу.
Наверное, не все согласятся с этой мыслью Псалтыри, ведь каждый может вспомнить примеры любящих Бога праведников, которые прожили не самую, с общечеловеческой точки зрения, завидную жизнь. В первую очередь здесь приходят на ум примеры святых мучеников: они всё делали как надо, они любили Бога, они стремились исполнять Его заповеди, но по какой-то причине Бог не защитил их во время гонений. Почему так?
111-й псалом отвечает на это недоумение одной простой фразой: «В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6). Иными словами, псалом не разделяет жизнь праведника на земное пребывание и на посмертие, праведник жив всегда, как всегда жив Сам Бог. Жизнь праведника сокрыта в Боге, а потому никакие обстоятельства земного странствования не могут праведного человека отторгнуть от пребывания с Богом.
Эту мысль очень удачно выразил апостол Павел, написавший в Послании к Римлянам знаменитые слова о том, что нет той силы, которая способна отлучить нас от Бога и Его любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). Собственно, упомянутое пребывание в любви Божией и есть награда праведности. Эта мысль общая для Ветхого и Нового Заветов, а потому её стоит хорошенько усвоить всем верующим в Бога людям.
Псалом 111. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 111. (Церковно-славянский перевод)
«Духовное оружие христианина». Архимандрит Симеон Томачинский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого «Оружие правды в правой и левой руке» говорили о том, какое духовное оружие важно иметь христианину и от чего оно должно защищать.
Разговор шел о том, почему для святителя Луки были важны слова апостола Павла: «с оружием правды в правой и левой руке», что они могут означать, и как терпение праведным Иовом страданий с благодарностью Богу могут служить примером того, как такие слова могут быть исполнены на практике.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов







