Рим., 89 зач., V, 10-16.
Комментирует священник Антоний Борисов.
При разговоре о земном служении Иисуса Христа часто используется слово «искупление». Данное понятие имеет, на самом деле, многогранное содержание. Но чаще всего на передний план выступает такая смысловая связь — искупление как выкуп. Христос через Свою смерть на Голгофе предоставляет выкуп за погибающее человечество и тем самым спасает его. Логичным является вопрос — кому предоставляется выкуп? И точно ли именно в нём (выкупе) состоит Христов подвиг? Ответ мы сможем найти в чтении из пятой главы послания апостола Павла к римлянам. Оно читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем этот текст.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Апостол Павел, говоря в самом начале прозвучавшего чтения об искупительной смерти Спасителя на Голгофе, использует слово «примирение». Данное словоупотребление позволяет протянуть смысловую нить между казнью Сына Божьего и жертвоприношениями Ветхого Завета. В течение всей своей истории до Рождества Христова еврейский народ приносил Богу в жертву животных, хлебы, растительное масло и некоторые другие вещи. Такой обряд необходим был не Господу, а людям. Бог завещал евреям через пророков совершать жертвоприношения, чтобы они научились благодарить Творца за Его дары.
Но не только к педагогике сводился смысл жертв. Они имели также пророческий характер. А именно — готовили избранный народ к жертвенному служению Мессии-Спасителя. Сын Божий пришёл в наш мир не для того, чтобы царствовать, но чтобы послужить людям. Христос действительно приносит Своей смертью на Голгофе выкуп, через который достигается окончательное примирение Бога с человечеством.
Но кому приносится данный выкуп? Чтобы понять это, нужно отказаться от юридической логики. Потому что в её рамках каждый ответ будет казаться абсурдом. Сын Божий не платит выкуп за людей ни Небесному Отцу, ни тем более дьяволу. С одной стороны, жестокая смерть в Иерусалиме является свободным выбором Христа, отказавшегося проявить Божественную мощь. С другой стороны, Сын Божий смиряется перед участью умереть, чтобы затем воскреснуть и освободить всех нас от вечной смерти.
Выкуп, приносимый Христом, это дар любви Бога людям. Спаситель, обладая двумя природами (Божественной и человеческой), умирает как человек и, преодолевая смерть, воскресает в теле — освящённом, освобождённом от страданий, совершенном. Благодаря Христу меняются объективные параметры окружающей нас реальности. Как о том пишет апостол Павел — благодаря Адаму грех вошёл в мир и смерть царствовала над людьми.
Спаситель же упраздняет власть греха и смерти. Миру через Сына Божьего подаётся благодать — исцеляющая, освящающая сила Господня. Но это дарование не уничтожает свободную волю человека. В результате мы имеем следующее положение дел. Жертва Христа выкупила (то есть освободила, избавила) нас от власти греха. Мы получили реальную возможность сказать «нет» силам зла, сказать «да» Богу и стать частью Царства Небесного. Но для того, чтобы всё это произошло, нужно согласовать волю с заповедями Божиими, подчинить себя закону Господню. К сожалению, далеко не всегда мы так поступаем, считая, что грех может принести радость. Плоды искупительной жертвы существуют и имеют силу вне зависимости от нашего желания или нежелания их признать. Давайте же не будем отказываться от дара Христа. В особенности те из нас, кто в таинстве крещения уже дал обещание Богу жить по Его заветам.
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.