Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Учёные, исследующие наиболее ранний период истории Церкви, говорят об этапе существования так называемого иудео-христианства — времени, когда осуществлялся переход от Ветхого завета к Новому. Данный феномен продолжался всего лишь в течение нескольких десятилетий, полностью прекратившись в семидесятом году. Тогда в Палестине поднялась масштабная революция против Римской империи. Христиане из числа евреев отказались участвовать в этой политической борьбе и даже покинули Иерусалим, вскоре разрушенный войсками римлян.
При всей своей противоречивости, исторический отрезок иудео-христианства стал для христианской традиции во многом определяющим. В том отношении, что благодаря деятельности апостолов (прежде всего, апостола Павла) Церковь достигла чёткого понимания, где проходит граница между евангельским и устаревшим ветхозаветно-синагогальным пониманием религиозности.
С одной стороны, христиане определили, в чём состоит их преемство по отношению к Ветхому Завету. Речь, в первую очередь, шла о признании ветхозаветных святых. С другой — многие обычаи древнего Израиля превратились в архаику (как, например, правила кошерной еды). Именно о таком разделении старого и нового в церковной жизни рассуждает в прозвучавшем чтении апостол Павел.
Обращаясь к христианской общине Рима, Павел напоминает ей сначала о том, что одна значимая часть ветхозаветное традиции — десять заповедей Моисея — не утратила своего значения. Постановления Божии о недопустимости убийства, блуда, воровства, лжи, идолопоклонства имеют значения для всех членов Церкви — и тех, кто пришёл в христианство из иудаизма, и тех, кто поверил в Господа Иисуса, оставив язычество.
Замечание апостола чрезвычайно важно. Дело в том, что как во времена ранней Церкви, так и сегодня встречаются люди, полагающие, что духовная жизнь выражается в соблюдении каких-то специфических обрядов. И якобы щепетильное исполнение данных обычаев даёт индульгенцию на различные прегрешения. Условно — своровал что-то на работе. Ничего страшного. Поставлю в храме свечку, схожу на исповедь, а затем продолжу грешить с чистой совестью.
Апостол Павел прямо осуждает лицемерное отношение к вере и говорит, что для ведения возвышенной духовной жизни нужно сначала научиться исполнять приземлённые заповеди Моисея. Опираясь на них, как на надёжный фундамент, можно уже начать возводить здание более совершенной религиозности. Например, начать осмысленно поститься.
Хотелось бы подчеркнуть это слово — осмысленно. Апостол прямо говорит, что само по себе воздержание от еды вообще или от каких-то видов продуктов не является религиозным актом. Это просто диета. Как же превратить пищевое воздержание в форму богослужения? Положить в основание этого поведения любовь к Богу и людям. На практике это означает следующее.
Пост только тогда станет мостиком между человеком и Богом, когда окажется соединен с молитвой и стремлением исправить не какие-то теоретические несовершенства, а вполне ощутимые пороки и недостатки. Но и это еще не всё. Пост должен иметь проявление и в отношении окружающих людей.
В дни воздержания Церковь через апостола Павла призывает нас научиться милосердию, переместить фокус внимания со своих нужд на нужды ближнего. Например, сэкономленные в дни поста средства направить нуждающимся. А если нет возможности помочь материально, искренне пожертвовать им своё время и внимание.
Не следует забывать ещё об одной вещи. Христианство, безусловно, воспевает свободу человека, поскольку она роднит нас с Богом — нашим абсолютно свободным, ничем не сдерживаемым Творцом. Но свобода не может существовать без упомянутых уже осмысленности и милосердия. Нельзя никого своей свободой ущемлять, искушать. В том числе и легкомысленным поведением во время поста. Во всём перечисленном выше и состоит суть поучения апостола Павла, которое звучит в православных храмах накануне наступления Великого поста.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.