
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Учёные, исследующие наиболее ранний период истории Церкви, говорят об этапе существования так называемого иудео-христианства — времени, когда осуществлялся переход от Ветхого завета к Новому. Данный феномен продолжался всего лишь в течение нескольких десятилетий, полностью прекратившись в семидесятом году. Тогда в Палестине поднялась масштабная революция против Римской империи. Христиане из числа евреев отказались участвовать в этой политической борьбе и даже покинули Иерусалим, вскоре разрушенный войсками римлян.
При всей своей противоречивости, исторический отрезок иудео-христианства стал для христианской традиции во многом определяющим. В том отношении, что благодаря деятельности апостолов (прежде всего, апостола Павла) Церковь достигла чёткого понимания, где проходит граница между евангельским и устаревшим ветхозаветно-синагогальным пониманием религиозности.
С одной стороны, христиане определили, в чём состоит их преемство по отношению к Ветхому Завету. Речь, в первую очередь, шла о признании ветхозаветных святых. С другой — многие обычаи древнего Израиля превратились в архаику (как, например, правила кошерной еды). Именно о таком разделении старого и нового в церковной жизни рассуждает в прозвучавшем чтении апостол Павел.
Обращаясь к христианской общине Рима, Павел напоминает ей сначала о том, что одна значимая часть ветхозаветное традиции — десять заповедей Моисея — не утратила своего значения. Постановления Божии о недопустимости убийства, блуда, воровства, лжи, идолопоклонства имеют значения для всех членов Церкви — и тех, кто пришёл в христианство из иудаизма, и тех, кто поверил в Господа Иисуса, оставив язычество.
Замечание апостола чрезвычайно важно. Дело в том, что как во времена ранней Церкви, так и сегодня встречаются люди, полагающие, что духовная жизнь выражается в соблюдении каких-то специфических обрядов. И якобы щепетильное исполнение данных обычаев даёт индульгенцию на различные прегрешения. Условно — своровал что-то на работе. Ничего страшного. Поставлю в храме свечку, схожу на исповедь, а затем продолжу грешить с чистой совестью.
Апостол Павел прямо осуждает лицемерное отношение к вере и говорит, что для ведения возвышенной духовной жизни нужно сначала научиться исполнять приземлённые заповеди Моисея. Опираясь на них, как на надёжный фундамент, можно уже начать возводить здание более совершенной религиозности. Например, начать осмысленно поститься.
Хотелось бы подчеркнуть это слово — осмысленно. Апостол прямо говорит, что само по себе воздержание от еды вообще или от каких-то видов продуктов не является религиозным актом. Это просто диета. Как же превратить пищевое воздержание в форму богослужения? Положить в основание этого поведения любовь к Богу и людям. На практике это означает следующее.
Пост только тогда станет мостиком между человеком и Богом, когда окажется соединен с молитвой и стремлением исправить не какие-то теоретические несовершенства, а вполне ощутимые пороки и недостатки. Но и это еще не всё. Пост должен иметь проявление и в отношении окружающих людей.
В дни воздержания Церковь через апостола Павла призывает нас научиться милосердию, переместить фокус внимания со своих нужд на нужды ближнего. Например, сэкономленные в дни поста средства направить нуждающимся. А если нет возможности помочь материально, искренне пожертвовать им своё время и внимание.
Не следует забывать ещё об одной вещи. Христианство, безусловно, воспевает свободу человека, поскольку она роднит нас с Богом — нашим абсолютно свободным, ничем не сдерживаемым Творцом. Но свобода не может существовать без упомянутых уже осмысленности и милосердия. Нельзя никого своей свободой ущемлять, искушать. В том числе и легкомысленным поведением во время поста. Во всём перечисленном выше и состоит суть поучения апостола Павла, которое звучит в православных храмах накануне наступления Великого поста.
«Журнал от 18.07.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— День памяти святых Царственных страстотерпцев;
— Красота и сложность сотворенного мира как свидетельство существования Творца;
— Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»;
— «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM