
Апостол Павел
Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В любой религиозной традиции есть люди, которых мы называем аскетами. Они берут на себя особые подвиги, чтобы достичь духовного совершенства. У простого человека сама мысль о подобном подвижнике невольно вызывает благоговейный трепет. А можем ли мы, простые люди, живущие обыкновенной жизнью, практиковать аскетические упражнения? Ответ на этот вопрос содержится во 2-й и 3-й главах послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Для религиозной мысли античности весьма характерно противопоставлять друг другу материальное и духовное. Материя — источник зла и страданий. Дух — область света и радости. Цель жизни человека многие языческие философы и богословы видели в том, чтобы освободится от тела и вернутся в мир духа. Для этого необходимо ограничивать себя от разного рода плотских удовольствий вплоть до того, чтобы пренебрегать естественными человеческими потребностями.
Подобные воззрения проникали и в Церковь. Нередко те, кто пришёл в неё из языческого мира, представляли себе суть христианской жизни в чрезмерном аскетизме. Духовная жизнь превращалась для них в разного рода ограничения и воздержание. Порой доходило до крайностей. Появлялись такие течения, представители которых с пренебрежением смотрели на брак, на женатое священство. Кроме этого, они считали скверными и нечистыми те процессы, которые происходят в человеке вне зависимости от нашего выбора, то есть по закону нашей природы.
Апостол Павел сегодня предостерегает от этих настроений. По его словам, нельзя в основу своей жизни полагать принцип «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся». Павел называет эту установку на изнурение тела самовольным служением и смиренничанием. Человек всего лишь создаёт, как говорит апостол, «вид мудрости». То есть видимость, подобие, иллюзию добродетели. Выражение апостола «вид мудрости» можно перевести и более саркастично — «сказка», «басня». То есть человек, который, пытаясь достичь Бога, делает ставку на аскетический подвиг, на борьбу с плотью, похож на актёра. Он живёт в мире вымысла, мифа, играет в спектакле собственной постановки.
Неужели апостол Павел отвергает аскетический подвиг? Совсем нет. Просто говорит он о том, что духовная жизнь христианина должна начинаться с другого. Не аскетизм должен быть в её основе. По словам апостола, это другое — «поиск горнего». То есть желание жить ради Христа по закону Евангелия. А Евангелие предлагает нам сосредоточиться не на борьбе с плотью. Там практически ничего не говорится про аскетические подвиги. Всё наше внимание оно обращает на служение ближнему. Оно говорит, что тот исполняет волю Бога, кто понуждает себя менять своё отношение к людям. Мой подвиг в том, чтобы учиться проявлять милость, любовь и снисхождение в первую очередь к тем, кто ещё вчера был мне неприятен, вызывал у меня злобу, раздражение, страх, обиду, претензии, недовольство. Если я хочу войти в Царство Божие, то уже здесь, на земле, я должен приучать себя вести с окружающими по закону этого Царства. Это и означают слова апостола «о горнем помышляйте, а не о земном».
Могут ли аскетические упражнения помочь на этом пути? Безусловно. Но это именно вспомогательные средства, а не самоцель. И если вдруг моё воздержание и те ограничения, которые я накладываю на себя, мешают мне двигаться к той цели, о которой говорит Евангелие, если аскеза меня надмевает, побуждает превозноситься, тщеславиться, раздражаться, осуждать, или, как говорит сегодня апостол Павел, быть в образе, лицедействовать, — долой такую аскезу. Она вредна и разрушительна. Постараемся помнить об этом. Не всем аскетам доступно Царство Небесное. Однако в него, по слову Христа, войдут все те, кто ради Евангелия исполнял заповедь о любви и служении Богу и человеку.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер