
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Кол., 259 зач., III, 17 — IV, 1.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с замечательного призыва, который собирает вокруг себя все остальные апостольские поручения и оказывается их глубинной основой. Апостол просит колоссян делать все, что они делают, во имя Господа Иисуса Христа. Более того, он говорит, что, поступая так, они во Христе и через Него будут благодарить Отца Небесного.
Все эти слова кажутся очень знакомыми, и мы проходим мимо них, воспринимая как само собой разумеющееся. Однако на самом деле говоря «во имя» мы обычно не вполне понимаем, что имеем ввиду. Помочь здесь могут похожие обороты речи, например: «во имя правды». Что это означает? Это означает, «чтобы правда восторжествовала», «чтобы ее существование не было напрасным, но было действенным». Что же значит «действовать во имя Христа»? Это значит действовать так, чтобы дело Христово восторжествовало в мире, чтобы цель боговоплощения была достигнута. Это может показаться чем-то очень дерзновенным, ведь если это цель самого Бога, разве может что-то пойти не так? Разве Всесильный может не достичь цели того, что делает? Но в том то и дело, что Спаситель оставил нас в мире как его соработников. Он действует в мире через верующих людей: проповедует через миссионеров, кормит и поит руками щедрых, научает устами образованных.
Эта деятельность важна не сама по себе. Более того, важно совершать ее не ради себя. Через нее по слову апостола мы можем вознести благодарность Богу. И снова возникает вопрос. Кто мы такие? Какое благо мы можем даровать Ему, чтобы благодарность не была пустым звуком. Ответ довольно прост. Бог действительно не нуждается в творении наших рук, ведь Он совершенно самодостаточен. И единственное благо, которое мы можем сделать по отношению к нему, это исполнение Его воли. Когда-то Он сотворил мир благим. И когда мы с этим соглашаемся и говорим: «Да, Господи, Твоя воля — благая», мы тем самым дарим Богу благое расположение своих сердец, соединяем свою волю с волей Его.
Призвав учеников к тому, чтобы все делать во имя Господа Иисуса, апостол обращается к конкретным поступкам. Причем, в первую очередь, говорит о наиболее общих поступках, касающихся практически каждого члена современного ему общества. К примеру, жены должны покоряться мужьям, в следствие божественного повеления, данного еще Еве после грехопадения. Впрочем, мужу не сказано господствовать над женой, но напротив любить и не быть суровым. Особенно же примечательны наставление отцам не раздражать детей, чтобы они не унывали. Современные люди стремятся к равноправию в общении, к добрым и любящим супружеским отношениям, и таким же отношениям родителей и детей... Подобные инструкции могут вызвать улыбку, а в ряде случаев, наверное, даже и возмущение. Однако, слушая апостола, важно помнить, что он обращался к жителям римской империи, для которых было нормальным воспринимать мужчину не просто как главу семьи, но как ее как полноправного хозяина, способного распоряжаться своими домочадцами чуть ли ни как рабами. И если сегодня необходимость почтения, взаимного уважения и любви воспринимаются нами как очевидность — это значит лишь одно — цель апостольского увещевания, по крайней мере, на уровне смыслов достигнута. Осталось самое главное: сделать Его слова частью своей жизни. Понимая, что в каждом правильно сделанном деле, мы служим Христу.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.