
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Кол., 259 зач., III, 17 — IV, 1.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с замечательного призыва, который собирает вокруг себя все остальные апостольские поручения и оказывается их глубинной основой. Апостол просит колоссян делать все, что они делают, во имя Господа Иисуса Христа. Более того, он говорит, что, поступая так, они во Христе и через Него будут благодарить Отца Небесного.
Все эти слова кажутся очень знакомыми, и мы проходим мимо них, воспринимая как само собой разумеющееся. Однако на самом деле говоря «во имя» мы обычно не вполне понимаем, что имеем ввиду. Помочь здесь могут похожие обороты речи, например: «во имя правды». Что это означает? Это означает, «чтобы правда восторжествовала», «чтобы ее существование не было напрасным, но было действенным». Что же значит «действовать во имя Христа»? Это значит действовать так, чтобы дело Христово восторжествовало в мире, чтобы цель боговоплощения была достигнута. Это может показаться чем-то очень дерзновенным, ведь если это цель самого Бога, разве может что-то пойти не так? Разве Всесильный может не достичь цели того, что делает? Но в том то и дело, что Спаситель оставил нас в мире как его соработников. Он действует в мире через верующих людей: проповедует через миссионеров, кормит и поит руками щедрых, научает устами образованных.
Эта деятельность важна не сама по себе. Более того, важно совершать ее не ради себя. Через нее по слову апостола мы можем вознести благодарность Богу. И снова возникает вопрос. Кто мы такие? Какое благо мы можем даровать Ему, чтобы благодарность не была пустым звуком. Ответ довольно прост. Бог действительно не нуждается в творении наших рук, ведь Он совершенно самодостаточен. И единственное благо, которое мы можем сделать по отношению к нему, это исполнение Его воли. Когда-то Он сотворил мир благим. И когда мы с этим соглашаемся и говорим: «Да, Господи, Твоя воля — благая», мы тем самым дарим Богу благое расположение своих сердец, соединяем свою волю с волей Его.
Призвав учеников к тому, чтобы все делать во имя Господа Иисуса, апостол обращается к конкретным поступкам. Причем, в первую очередь, говорит о наиболее общих поступках, касающихся практически каждого члена современного ему общества. К примеру, жены должны покоряться мужьям, в следствие божественного повеления, данного еще Еве после грехопадения. Впрочем, мужу не сказано господствовать над женой, но напротив любить и не быть суровым. Особенно же примечательны наставление отцам не раздражать детей, чтобы они не унывали. Современные люди стремятся к равноправию в общении, к добрым и любящим супружеским отношениям, и таким же отношениям родителей и детей... Подобные инструкции могут вызвать улыбку, а в ряде случаев, наверное, даже и возмущение. Однако, слушая апостола, важно помнить, что он обращался к жителям римской империи, для которых было нормальным воспринимать мужчину не просто как главу семьи, но как ее как полноправного хозяина, способного распоряжаться своими домочадцами чуть ли ни как рабами. И если сегодня необходимость почтения, взаимного уважения и любви воспринимаются нами как очевидность — это значит лишь одно — цель апостольского увещевания, по крайней мере, на уровне смыслов достигнута. Осталось самое главное: сделать Его слова частью своей жизни. Понимая, что в каждом правильно сделанном деле, мы служим Христу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер