Кол., 255 зач., II, 13-20.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к колОссянам, стремясь убедить их не следовать за иудействующими лжеучителями, которые появились в их среде. Судя по речи апостола, эти проповедники требовали от бывших язычников соблюдения закона Моисеева, почитать праздники и субботы. Когда-то Павел и сам был иудеем, поэтому ощущение трудности закона было ему прекрасно знакомо. Как это часто бывает, правила, призванные привести человека к правильной жизни, начинают ощущаться им как непомерная тяжесть. Причем особенно тяготить человека могут не сами правила, а то чувство вины, которое возникает в том момент, когда он эти правила по своей слабости нарушает. И уж если в обычной жизни человека может тяготить несоблюдение межчеловеческих договоренностей, можно себе представить, что ощущали люди, осознавая свою неизбывную вину перед Богом, с Которым они когда-то вступили в завет. Праведность по закону была мечтой, к которой невозможно было прийти своими силами. Закон был своего рода тренажером для упражнения человеческой воли в послушании Богу. Но кроме того, он был нужен для того, чтобы показать самоуверенному человеку его слабость и сделать более явной его нужду в Спасителе!
Итак, с самого начала в сегодняшнем чтении мы слышим, как Павел говорит о Боге, который явил свою милость. Язычникам — в том, что оживил их, когда они были мертвыми по грехам, а иудеям — в том, что изгладил их беззакония и простил грехи... И произошло это во Христе, который Своей праведной жизнью и смертью явил немощь закона и действенность благодати. Павел использует очень красивый образ. Он называет закон рукописанием и говорит, что Христос взял его из среды людей и пригвоздил его ко кресту. Закон был дан для жизни, но вот тот, кто его исполнил, умер на кресте. Закон оказывается бессильным и напротив сильным оказывается Господь, побеждающий смерть.
Апостол призывает коллосян не обращать внимания на претензии лжеучителей, которые ставят их спасение и саму любовь Божию в зависимость от исполнения закона. Все эти вещи сами по себе были только приготовлением к жизни во Христе, но не были самой жизнью. Неслучайно апостол называет все это тенью будущего. Тень всегда отбрасывается чем-то подлинным и настоящим, она не является живой и всегда вторична. Ветхозаветное сообщество со всеми его правилами и ритуалами — лишь тень тела Христова, тень Церкви. Колоссян вводили в заблуждение люди, которые пытались жизнь организовать их жизнь, опираясь на плотский ум, доверяясь больше внешнему, чем внутреннему.
В то же время, Церковь, как тело Христово, и каждый человек в отдельности как христианин, растет духовно, но не своим возрастом, а возрастом Божиим, и мы должны научиться доверять Богу. Как и две тысячи лет назад, люди в церкви могут попробовать опереться на внешнее благочестие, если они будут ждать от этого пути гарантий, они ничего не получат. Внешние атрибуты нашего пути важны и необходимы, но начинается он с того, что мы без всякой уверенности в себе и своих силах предаемся в руки прощающего и исцеляющего нас Бога.
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
24 апреля. О Христе как дарителе победы
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».
О Христе как дарителе победы, — протоиерей Константин Харитонов.