Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
К сожалению, конфликты с окружающими нас людьми стали неотъемлемой частью нашей жизни. В гуманитарной науке даже возникло такое направление, как конфликтология, которое пытается изучить природу человеческих столкновений друг с другом, а также предложить пути решения проблемы. А какой путь решения конфликтов предлагает христианство? Отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, содержит ответы на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Отвечая на вопрос, как избежать болезненного столкновения со своим ближним или как погасить уже возникший конфликт, апостол Павел отвечает в самом начале прозвучавшего отрывка: «носите бремена друг друга», — призывает он. Как же это можно понимать?
Наверное, в первую очередь, речь идёт о том, что нам не следует ничего ожидать от человека. Как кто-то очень точно заметил, ожидание — это обида в зародыше. Нередко претензии к окружающим у нас возникают именно потому, что в нашем представлении они должны поступать так, как этого хочется нам. А потому, когда ближние внезапно говорят или действуют иначе, мы бываем разочарованы. Порой на нас накатывается волна раздражения и недовольства, мы чувствуем обиду, а подчас злость и ярость. Поэтому здесь всегда уместно вспоминать известную поговорку: «чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться». Возможно, смирение и принятие того факта, что наш ближний — это реальный, живой человек, со своими желаниями и представлениями о жизни, а не наше отражение в зеркале, избавит нас от многих горьких разочарований и послужит профилактикой стычки.
Во-вторых, если уж столкновение произошло, следует задуматься над тем, что тот, кто доставил нам неприятности, зачастую не хотел сделать нам плохо. В большинстве случаев он просто хотел сделать хорошо себе. Ведь, как и всякий из нас, он просто привык во всех своих делах думать лишь о своей выгоде. Так работает наша больная самость. Причём зачастую мы этого даже не осознаём. Наш ум привык прикрывать наши корыстные мотивы благими намерениями. Банальный пример: в детстве разбили окно в школе. Камень кидал я, а друг стоял рядом за компанию. Испытывая чувство вины, иду к завучу и рассказываю ему о своём поступке, сообщая заодно, что был не один. Вроде хорошо, что признался, вроде честно. Но вместе с этим вовлёк во все эти разбирательства и товарища. Ему в итоге тоже досталось. Я думал, что так покажу взрослым, что я полностью раскаялся, что я хороший, и не надо меня сильно наказывать. Вот вам и угодничество, и трусость в оболочке честности, от которой пострадал другой человек. И сам я не хотел сделать ему плохо, я хотел выгородить себя. О товарище мой эгоизм просто не подумал.
В-третьих, — нередко мы вступаем в конфликт, потому что не видим своего эгоизма. Мы думаем, что нами руководит чувство справедливости, а мы борцы за правду и права человека. Достаточно просто понаблюдать, какие чувства я испытываю, когда кто-то вперёд меня и вперёд всей очереди пытается пробиться к кассе в супермаркете. Я возмущён. А если наглеца жёстко одёргивают и ставят на место, ко мне возвращается спокойствие, я ощущаю удовлетворение. Что это как не чувство справедливости? Но если постараться быть честным с самим собой и приглядеться к своему внутреннему миру, то станет очевидно, что это просто страх. Страх потерять своё. Страх, что мне сядут на шею. Что я не успею, опоздаю, что я потеряю нечто жизненно важное. Я лишусь комфорта. Это и есть мой эгоизм, который во всём ищет свою выгоду и который будет драться до последнего, если почувствует угрозу со стороны окружающих. Поэтому и говорит апостол: «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».
Если мы воспитаем в себе навык задумываться об этих трёх вещах: то есть если не будем ожидать от другого что-то сверх меры и понимать, что как мой оппонент, так и я сам просто зацикленные на себе люди, которые боятся потерять своё, тогда постепенно любую конфликтную ситуацию мы научимся видеть со стороны. Постепенно придёт понимание, что мой ближний — не злой человек, не подлец. Ему просто страшно. Страшно за себя. Как и я, он духовно болен. Я смогу увидеть его бремя, так как сам несу такое же. И вот именно такое понимание даёт мне силы при первых признаках надвигающейся бури искренне помолиться Богу, чтобы Он дал нам обоим здравомыслия прекратить цапаться. Чтобы подсказал мне, как я могу поступить по отношению к своему обидчику по-евангельски. Чтобы дал мне силы оказать ему милость, любовь и снисхождение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Образ Божией Матери «Нерушимая Стена»
Собор Святой Софии в Киеве построил в одиннадцатом веке благоверный князь Ярослав Мудрый. Внутреннее пространство храма по его приглашению украсили византийские мастера. Под сводом центральной части алтаря они выполнили мозаичный образ Пресвятой Богородицы. Царица Небесная изображена в иконописной традиции Оранта, что в переводе с латинского языка означает Молящаяся.
Пречистая Дева стоит на золотом подножии, с молитвенно воздетыми руками. Платье небесно-голубого цвета перехвачено красным поясом. За него заправлен небольшой белый платок — символ милосердия Небесной Заступницы, утирающей слёзы страдающих людей. С головы Божией Матери на плечи спускается пурпурный плащ — тот самый Покров, который Она распростёрла над молящимися во Влахернском храме Константинополя в 910 году. Это чудо легло в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Над фигурой Пресвятой Девы в киевском храме Святой Софии византийский мастер поместил цитату из библейской книги Псалтырь: «Бог посреди города, и он не поколеблется». Под городом здесь подразумевается Церковь, объединяющая христиан всех времён, Царство Божие. Богородица в молитвенных песнопениях издревле называлась Нерушимой Стеной Небесного града. Этот эпитет в устной традиции стал названием киевской Оранты. В народном сознании он закрепился ещё и потому, что мозаика на протяжении веков оставалась как новая. Киевский митрополит Евгений Болховитинов писал в 1825 году: «За невредимое сохранение сей иконы Божией Матери богомольцы называют ее Нерушимой Стеной и относятся к ней с особым благоговением».
Во второй половине девятнадцатого века в России распространились образы с надписанием «Нерушимая Стена» — они воспроизводили иконографию мозаичной Оранты из киевского собора Святой Софии. Многие эти списки прославились чудотворениями. И 1898 году Церковь установила празднование иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в неделю Всех святых.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение