
Флп., 241 зач., II, 12-16.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Апостольские послания, которые сегодня читаются в каждом храме, когда-то были письмами конкретным общинам и отвечали на конкретные же нужды. Проповедуя Христа, апостолы ходили из в города в город, оставляя в каждом из них общину учеников, людей которые обратились из язычества или иудеев, которые поверили в мессианство Иисуса... Эти еще не окрепшие умы... во что они будут верить? Как они будут жить? Как уберечь их от лжеучителей и искушений?
Можно представить себе как эти вопросы задавал себе Павел, который обращаясь к христианам города Филиппы, учил их тому, христианская жизнь требует постоянства. Он начинает с того, что хвалит их за то, что они всегда были тверды в вере и жизни, не только тогда, когда он был рядом, но и после его ухода. Для кого-то это может выглядеть удивительно, в церкви слышны не только упреки, но и похвала. Однако там, где есть настоящее общение, доверие и любовь — есть и добрые отношения. Апостол не боится хвалить своих учеников, потому что доверяет им.
B все же, доверяя филиппийцам и радуясь их послушанию, апостол просит их: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Этот призыв, такой возвышенный и одухотворенный при внимательном прочтении может показаться противоречивым. В первой части апостол утверждает, что спасение — дело самих учеников и они должны совершать его со всевозможным усердием и вниманием, на что и указывают слова страх и трепет. Совершайте, — говорит он! Но разве не тот же апостол столько писал о том, что именно Христом это спасение совершилось... И что Бог спасает нас не по заслугам, но даром... Как же соединить эти высказывания?
Во-первых, в этих словах можно увидеть и совершенно другую мысль, иначе поставить акцент. Апостол не говорит, что спасение совершается только человеком, но показывает какую огромную роль он играет на этом пути. Каждый из нас может в нем непосредственно участвовать, от нас оно зависит...
Кроме того, стоит обратить внимание на вторую часть слов апостола, ведь призывая нас к к спасению — он говорит, что Бог производит в нас и желания и действия по своему благоволению. Может показаться, что само совершение нами спасения нивелируется, ведь Бог производит в нас и само желание и действие. Становится непонятно, что зависит от нас самих?
На самом же деле — рассмотрев слова апостола в целостности, мы увидим, что Павел с удивительной глубиной раскрывает перед нами тайну соработничества Бога и человека. Люди поверили в Бога, увидели во Христе Миссию, но они не должны обольщаться и считать, что сделали все сами — Бог сотворил их, и вера и дела присутствуют в их жизни потому что сама возможность к ним вложена в них Творцом.
Путь христианина пролегает через мир, строптивый и развращенный, мир который во зле лежит... И в этом мире, со всей его нечистотой, мы призваны сиять как звезды, как светильники в темноте. Совершая без ропота и сомнения волю Божию в мире — мы должны являть ее другим, чтобы они видели, что свет и чистота возможны, потому что свет во тьме светит и тьма никогда его не победит.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема