Послание к Филиппийцам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

* Поделиться
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, 29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Глава 2.

1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостол Павел призывает филиппийцев жить «достойно благовествования Христова». Эти слова не «подвисают в воздухе», здесь же он дает необходимый комментарий и объясняет в чем именно заключается такая жизнь: «вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников». Единодушие, стояние за истину, бесстрашие — эти три жизненных качества, по мысли апостола, основные для каждого христианина. Интересны не только сами по себе перечисленные Павлом христианские качества, интересен и порядок их перечисления. Нам можно не углубляться во все из них, а остановиться не первом, как на самом важном и базовом — на единодушии.

Во-первых, оно означает, что христианин не может быть сам по себе, что нет никакого «Бога в душе», нет никакого индивидуального следования по евангельскому пути. А есть Церковь как собрание верующих во Христа. Все прочее — стояние за истину и бесстрашие — возможно лишь в Церкви, в сообществе других христиан. Собственно, эту же мысль иллюстрирует и центральное христианское таинство, без которого, по слову Христа, невозможно наследовать жизнь вечную: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Таинство Тела и Крови Христовых — литургия — означает, как мы помним, «общее дело». Литургию невозможно совершить в одиночку, она предполагает, как минимум, двух или трех участников. А раз она не совершается в одиночку, то вкушение Тела и Крови Христовых не бывает вне христианской общины. Община же подразумевает единодушие.

Во-вторых, единодушие означает умение говорить и договариваться. Умение слышать собеседника. Очень незатейливый навык, который, к сожалению, далеко не всегда проявляется в христианской среде по одной простой причине, которая была упомянута в сегодняшнем апостольском чтении: «будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Глухота к ближним обусловлена не физическими особенностями, а неумением почитать другого выше себя самого. Получается, что прежде, чем с бесстрашием стоять за истину, надо научиться в другом видеть бОльшего, чем ты сам. Логика христианской жизни, которую столь старательно излагает в своих посланиях апостол Павел, говорит, что пока человек не приобрел навык смиренномудрия и не перестал ставить свое мнение и свой опыт выше мнения и опыта другого, он не сможет понять, что есть истина. А раз он не видит истины, то и стоять с бесстрашием он будет за что-то совсем другое. И, скорее всего, это будет не истина, а собственные идеи, которые к Христовой истине никакого отношения не имеют.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем