Флп., 241 зач., II, 12-16.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди знатоков изобразительного искусства принято восхищаться картинами Нико Пиросмани — грузинского художника-самоучки, одного из ярчайших представителей так называемого примитивизма. Особенно поклонники творчества Пиросмани любят хвалить чёрный фон его картин, создающий смешенную атмосферу оптимизма и трагизма. Интересно, что подобная особенность появилась случайно и вынуждено. Пиросмани был нищим художником, а вместо холста рисовал прямо на столовых клеёнках, которые, как вы уже догадались, были чёрного цвета.
Да-да. Считающиеся сегодня гениальными картины Пиросмани в большинстве своём написаны на чёрных клеёнках трактиров, куда художник приходил залить горечь несчастной любви к французской актрисе Маргарите де Севр. Именно ей, как повествует легенда, художник преподнёс миллион алых роз. Любовь грузинского живописца оказалась отвергнута. Потому окружающий мир для него стал постепенно темнеть — до тех пор, пока не превратился в самый настоящий мрак уныния.
К чему бы это всё? А к тому, что прозвучавшее чтение из послания апостола Павла к христианам города Филиппы, призывает нас к совершенно иному восприятию жизни. Апостол, которого за его проповедь Христа постоянно гнали, били, поносили, запросто мог бы стать союзником Пиросмани в области депрессии. Но не тут-то было. Несмотря на все трудности и испытания, Павел сохраняет поразительный оптимизм, а ещё и вдохновляет им своих читателей. Не только современных ему, но и нынешних.
Апостол называет христиан светилами мира, то есть теми, кто наперекор царящей вокруг жестокости и злобе, во-первых, сопротивляется тьме, а во-вторых — освещает путь тем, кто находится рядом. Символика света, использованная Павлом, неслучайна. Дело в том, что Филиппы стали первым европейским городом, где из уст апостола прозвучала проповедь Евангелия. Филиппы, являясь древнегреческим полисом, жили в соответствии с языческими установками. Здесь, как и во многих других городах Римской империи, практиковались ночные мистерии — чрезвычайно сомнительные с нравственной точки зрения сборища.
Мистерии проходили именно в тёмное время суток. Античные греки и римляне предпочитали совершать некоторые поступки исключительно при отсутствии света. Чтобы хоть чем-то успокоить собственную совесть. Для апостола Павла греховный мрак не имеет права на существование. Он напрочь не принимает рассуждений наподобие «Не согрешишь — не покаешься». Тьма пороков не служит для святого контрастным фоном для добродетелей, но, наоборот, уничтожает и поглощает всё доброе. Вот почему Павел призывает читателей оставаться «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода».
Кому-то может показаться, что рассуждения апостола устарели, имеют отношение к давно миновавшей эпохе. Но это, к сожалению, не так. Современный нам мир во многом схож с тем обществом, которому проповедовал апостол Павел. Мы видим, как по-прежнему привлекательными являются многочисленные пороки, сгущающие тьму отчаяния вокруг нас. Что мы можем противопоставить ей, этой тьме? Только свет праведности, сияющий из наших душ и сердец. Построить Царство Божие на земле мы не в состоянии, но вполне в наших силах сделать наш внутренний мир частью этого Царства, отгородить себя от дел зла и творить правду Божию.
Именно благодаря такому подходу в древности христианство смогло вылечить Римскую империю, дать тогдашним язычникам новый смысл бытия. Многие из наших современников сегодня тоже находятся в жизненном тупике, не видят вокруг себя ничего из-за того самого мрака греха и злобы. Давайте же станем светильниками Божиими, осветим благодатью Христа нашу жизнь и жизнь тех, кто находится рядом. И тогда небо над нашими головами утратит мрачные оттенки, потому что тьма будет рассеяна Господом Иисусом — солнцем истины Божией!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.