
Флп., 239 зач., I, 27 — II, 4.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Несмотря на то, что административная структура Церкви во времена апостола Павла была довольно проста, а те люди, которые находились на руководящих постах, были главной мишенью для нападок со стороны иудеев и язычников, всегда находились такие, кто жаждал занять первое место, кто стремился стать начальниками в собрании верующих. Порой скрытым мотивом здесь выступало не чистосердечное рвение к исполнению Евангелия, а банальное тщеславие и желание доказать самому себе и окружающим, что я чего-то да стою. Всё это порождало среди верующих дух соперничества, превозношения над окружающими, высокомерия. Поэтому апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке и призывает христиан города Филиппы к единодушию и предостерегает их от раздора. Он напоминает важный принцип, который провозгласил ещё Спаситель: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». На Тайной Вечери, Господь специально собственноручно умыл ученикам ноги со словами: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Так Писание напоминает нам о том, в чём заключается суть христианской жизни. Всю её можно свести к одному слову — служение. Мы нередко думаем, что наша основная цель — самосовершенствование. Однако, если внимательно вчитаться в текст Нового Завета, то станет очевидным, что работа над собой необходима именно для того, чтобы исполнять главную заповедь Евангелия — заповедь о любви к ближним. Подобный приоритет помогает нам понять, от каких изъянов и недостатков своего характера нам необходимо избавляться в первую очередь. Именно от тех, которые мешают полноценно служить своей деятельной любовью окружающим. Если мы расставляем акценты как-то иначе, то наши попытки упорядочить свою духовную жизнь превращаются или в болезненное самокопание и самобичевание по причине совершённых ошибок в прошлом, или в скрупулёзное исполнение церковного устава, или в фанатичное следование обрядовым и житейским нормам благочестия. Увы, но в этом случае не может идти никакой речи о трезвом и духовно здоровом христианстве. Оно неизбежно становится немощным, подобно вере книжников и фарисеев. Наши пороки никуда не исчезают, они просто прикрываются разного рода религиозными формами. Ведь сжечь их может лишь тот огонь, которым горели первые христиане, подражая Спасителю в Его жертвенном служении людям. А эта благодать даётся Богом для определённой цели. Для того, чтобы всеми своими мыслями, словами и делами свидетельствовать окружающими о деятельной любви, открытой нам в Иисусе Христе.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема