Флп., 239 зач., I, 27 — II, 4.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Несмотря на то, что административная структура Церкви во времена апостола Павла была довольно проста, а те люди, которые находились на руководящих постах, были главной мишенью для нападок со стороны иудеев и язычников, всегда находились такие, кто жаждал занять первое место, кто стремился стать начальниками в собрании верующих. Порой скрытым мотивом здесь выступало не чистосердечное рвение к исполнению Евангелия, а банальное тщеславие и желание доказать самому себе и окружающим, что я чего-то да стою. Всё это порождало среди верующих дух соперничества, превозношения над окружающими, высокомерия. Поэтому апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке и призывает христиан города Филиппы к единодушию и предостерегает их от раздора. Он напоминает важный принцип, который провозгласил ещё Спаситель: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». На Тайной Вечери, Господь специально собственноручно умыл ученикам ноги со словами: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Так Писание напоминает нам о том, в чём заключается суть христианской жизни. Всю её можно свести к одному слову — служение. Мы нередко думаем, что наша основная цель — самосовершенствование. Однако, если внимательно вчитаться в текст Нового Завета, то станет очевидным, что работа над собой необходима именно для того, чтобы исполнять главную заповедь Евангелия — заповедь о любви к ближним. Подобный приоритет помогает нам понять, от каких изъянов и недостатков своего характера нам необходимо избавляться в первую очередь. Именно от тех, которые мешают полноценно служить своей деятельной любовью окружающим. Если мы расставляем акценты как-то иначе, то наши попытки упорядочить свою духовную жизнь превращаются или в болезненное самокопание и самобичевание по причине совершённых ошибок в прошлом, или в скрупулёзное исполнение церковного устава, или в фанатичное следование обрядовым и житейским нормам благочестия. Увы, но в этом случае не может идти никакой речи о трезвом и духовно здоровом христианстве. Оно неизбежно становится немощным, подобно вере книжников и фарисеев. Наши пороки никуда не исчезают, они просто прикрываются разного рода религиозными формами. Ведь сжечь их может лишь тот огонь, которым горели первые христиане, подражая Спасителю в Его жертвенном служении людям. А эта благодать даётся Богом для определённой цели. Для того, чтобы всеми своими мыслями, словами и делами свидетельствовать окружающими о деятельной любви, открытой нам в Иисусе Христе.
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











