
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Привычные нам пожелания здоровья в качестве приветствия имеют свои аналоги далеко не во всех культурах. Так и в той культуре, в которой и для которой создавалось Послание к Филиппийцам не были приняты взаимные пожелания здоровья, но был принят призыв к радости.
Нынешний апостольский отрывок тоже начинается с этого призыва. Но, конечно, это не только формальное приветствие, в нем есть еще и содержательная сторона: христиане призваны к радости. Любопытно, что этот призыв на страницах Нового Завета встречается значительно чаще, чем призыв к покаянию, но тем не менее, обычно мы сосредоточены именно на покаянном плаче, но не на радости.
С одной стороны, такое положение дел вполне объяснимо, ведь без предварительного покаяния невозможно достичь радости о Господе, без покаяния невозможно опытно познать любовь Христову, которая и является причиной духовной радости. С другой же стороны, бесконечное обсуждение покаяния и непрестанный к нему призыв выглядят несколько странным, ведь покаяния — это лишь первая ступень восхождения к Богу, длительное пребывание на этой ступени так же неуместно, как, скажем, неуместен отказ кого-то из приглашенных пройти дальше гардероба во время брачного пира. Согласитесь, желанный гость, который откликнулся на приглашение, пришел и даже снял верхнюю одежду, но категорически отказывается пройти к праздничному столу и разделить всеобщее ликование выглядит не самым лучшим образом.
Для апостола Павла было очевидно, что каждый человек — желанный гость на пире любви, веры и духа, который наступил после Воскресения Христова. Да, к этому пиру нужно быть готовым, да, для участия в пире необходимо выполнить ряд условий, но цель не в самой подготовке, а в том, ради чего она происходит, ее цель — радость Христова пира. Если всегда иметь в виду эту цель, то и сама подготовка обретет смысл, она перестанет быть чем-то мучительным и непонятным.
Не менее очевидным для апостола Павла было и то, что радость о Господе должна быть естественным и всегдашним состоянием христианина. Не плач о своих грехах, не сосредоточенность на возможной печальной посмертной участи, не ужас от всеобщего нравственного падения, не переживание несправедливости мира, а радость. Да, сам апостол тяжело переживал нестроения в основанных им общинах, переживал свою болезнь, свои злоключение, тяжесть апостольского пути, но он не смог бы все это вынести, если бы в нем не было радости о Христе Воскресшем. Она — источник бодрости апостола и его всегдашней готовности делать то, что повелевает ему Господь.
Сегодняшними словами апостола Павла Церковь готовит нас к скорой встрече Христова Воскресения, готовит к тому времени, в которое размышления о своей греховности утратят актуальность, а любой, кто будет плакать о своем несовершенстве уподобится оставшемуся в гардеробе странному и не вполне разумному гостю.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема