
Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим как апостол говорит о том, каким должен быть первосвященник, или по-славянски архиерей. Этот отрывок послания к евреям традиционно читается в дни памяти святых епископов, потому что Епископ — являет собой Христа в собрании верующих.
Итак, апостол говорит, что первосвященник, который нужен для спасения верующих, должен быть именно таким, каким был Христос.
Он — святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников, превознесенный выше небес. Все эти качества, очевидно присущие Иисусу Христу, но они делают Его в нашем восприятии совершенно недостижимым. Он может показаться нам тем, с кем невозможно никакое общение, никакая встреча, ведь Он совершенно иной, несовместимый с теми, кто живет в мире, ведь мир во зле лежит.
И действительно, что такое святой? В ветхозаветной культуре оно означает отделенный, в данном случае отделенный от мира греха, выделенный для Бога, принадлежащий Ему. Апостол употребляет греческое слово, которое означает благочестивый, праведный и набожный. Иными словами — тот, кто избрал Бога всей своей жизнью и стал божиим.
Он не причастен злу или иначе беззлобен. Это не просто черта характера — но опять же характеристика всей жизненной направленности. Если Бог благ и воля Его благая, значит злая воля — это воля направленная против Него. В свою очередь, беззлобный — это тот, чья воля ни в чем не противоречит Божественной. Это тот, кто по-настоящему воплотил в жизнь слова молитвы «Да будет воля Твоя».
Первосвященник — непорочен и отделен от грешников. В его жизни нет грехов и жизнь Его несовместима с жизнью во грехе. Он должен быть отлучен от грешников, разделен с ними. Наконец, Он вознесен выше небес, что должно окончательно обозначить преграду между ним и любым другим человеком.
Но парадокс христианства в том, что будучи именно таким, каким мы Его только что описали, Христос рождается и живет среди людей. Он Сын Божий, но в Его случае это значит не отдельность и обособленность. Это значит, что Он являет Бога людям. В их тяжелую, полную нестроений жизнь, Он приносит исцеление и мир.
Он не только учит жить по воле Божией других, но всей своей жизнью, жизнью до креста и смерти — являет послушание.
Наконец, не имея личного греха, Он по идее должен быть отлучен от грешников... В то время как по факту, Он не просто не отлучен, но в своей любви приближается к ним настолько, насколько это возможно безгрешному богочеловеку. Мы знаем, что Христа можно было встретить в самом неожиданном для проповедника обществе: Он ели и пил с мытарями и грешниками, не пренебрегал прокаженными... Наконец, был распят посреди двух разбойников.
Этот образ может показаться совершенно невероятным, но на деле именно он оказывается наиболее верным. Ведь только тот, в ком нет зла и неправды и может явить Бога в мире. Напротив, тот, кто болен сам — как может исцелить других.
Как же в таком случае говорится, что епископ является образом Христа? Разве возможно, даже для самого благочестивого человека подняться на такую высоту? Невозможно. И для многих это является настоящим соблазном — не делать вообще ничего. И все же, если невозможно подняться, оказывается, возможным стремиться. Причем возможно не только епископу, но и любому христианину... Возможно стремиться подлинно быть образом Христовым в мире и всей своей жизнью показывать, что на это стремление Бог отвечает взаимностью.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема