
Евр., 333 зач., XII, 28 — XIII, 8.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 13.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Весь опыт человеческой истории говорит нам о том, что в политическом плане нет ничего непоколебимого и неизменного. Были империи, которые существовали не одно столетие, но не было империй, которые существовали бы вечно. Все они всегда были раздираемы политическими и социальными противоречиями. Человеческие общества во все века были изменчивы, потому что ни одно из них не имело абсолютных оснований. И сегодняшнее чтение начинается с призыва апостола принять непоколебимое Царство Христово.
О чём же говорит апостол? Что такое Царство Христово? Существует ли оно на самом деле или это только возвышенные слова?
Выражение «царство кесаря» означает, что речь идёт о царстве, в котором кесарь — царь. Речь о том, что это царство вполне реально. Но так ли с царством Христа? С одной стороны, мы знаем, что Христос говорит: «Царство Моё не от мира сего», и современные люди воспринимают это царство чуть ли ни как загробный мир... С другой стороны, спросим себя: к кому обращался апостол? Подразумевал ли он, что ученики должны попасть в это царство после смерти? Очевидно, нет. Он зовёт в это царство своих учеников, подразумевая, что они могут принять его здесь и сейчас. Он воспринимает его как совершенно реальное, но существующее в духовной сфере, и значит, стать причастными Царству мы можем уже в этой жизни, признав Христа нашим царём, и его заповеди нашим законом.
Кому-нибудь может показаться, что это слишком сложная задача. Но апостол неслучайно пишет о благодати, то есть о помощи Божией, сохранив которую, мы как ученики, сможем послужить Богу. Причём послужить не какими-то особенными делами, но самыми простыми и очевидными — делами любви: братолюбием, странноприимством, заботой об узниках и пленных, о тех, кто страдает. Особенно, по мысли апостола, стоит относиться к браку, который надо почитать, сохраняя супружескую верность. Ученикам не стоит стремиться к богатству, они должны стараться жить по средствам, понимая, что Бог не оставит того, кто готов честно трудиться.
Как кажется, эти заповеди совсем не сложные и выполнение любой из них никак не противоречит светским законам. Однако даже они могут вызвать беспокойство и сомнение у тех, кто только решился быть учеником Христовым. Конечно, прочитав Евангелие и поверив в силу Христову, в Его чудеса и Его милость, человек может попытаться жить по этим законам. В то же время, столкнувшись с тяготами жизни, он может усомниться во Христе, в той самой непоколебимости и неизменности Его царства, о которой было сказано в начале. И вот, чтобы этого не произошло, апостол говорит о подвиге тех, кто уже прошёл этот путь, и — самое главное — говорит о Христе, ведь Он «вчера и сегодня и во веки Тот же».
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема